Казахстан
+25°
Boom metrics
Сегодня:
Общество15 июня 2022 5:15

Всем спасибо. Все свободны?

Об отмене преподавания в казахстанских школах предмета «Самопознание»…
Светлана СИНИЦКАЯ
Весной стало известно о том, что предмет «Самопознание» исключается из числа обязательных для изучения в школе и с первого сентября будет вестись факультативно

Весной стало известно о том, что предмет «Самопознание» исключается из числа обязательных для изучения в школе и с первого сентября будет вестись факультативно

«Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список из десяти желаний, а выбрать можно только пять», — говорит учитель. Список перед ребятами на доске. Под первым номером — быть человеком, которого любят. Последний, десятый — иметь все то, чего у других нет и не будет. Теперь не будет и самого урока, на котором можно было порассуждать о таких отвлеченных, но очень важных истинах.

Ирина Калачева

Ирина Калачева

Об отмене преподавания в казахстанских школах предмета «Самопознание» наша беседа с Ириной Калачевой, старшим научным сотрудником Национального института гармоничного развития человека.

Иванов ни при чем!

— Ирина Владимировна, когда это случилось и что, на ваш взгляд, привело к отмене?

— Весной стало известно о том, что предмет «Самопознание» исключается из числа обязательных для изучения в школе и с первого сентября будет вестись факультативно. Только для учеников пятого класса. Объяснение простое — в связи с перегруженностью школьной программы и по настоятельной просьбе широкой родительской общественности.

— Долго же наша общественность собирала голоса... Если только не стоит за этим изъятием новый политический тренд!

— Сразу уточню, что не только ученые, педагоги, методисты, но и политики, государственные служащие участвовали в рождении предмета, его праве на жизнь, внедрении как обязательного для изучения юными казахстанцами. При общей поддержке развивалась программа «Самопознание» на основе этого предмета. Программа стала основой воспитания в организациях образования страны, успешно масштабировалась. Это вполне объяснимо. «Самопознание» способствовало становлению личности, развитию важнейших человеческих качеств подрастающего поколения — ответственности, добросовестности, стремлению понять себя и свое предназначение, чтобы впоследствии его осуществить. Оно помогало каждому растущему человеку осознать себя гражданином и патриотом страны.

— На чьи авторитеты была сделана опора и присутствовали там в этом качестве Порфирий Иванов и Сатья Саи Баба?

— Последнее — на уровне слухов и домыслов. Если же об авторитетах, то вот неполный список — Абай Кунанбаев, Шакарим Кудайбердиев, Александр Грин, Мухтар Шаханов, Чингиз Айтматов, Анатолий Алексин, О’Генри... Имена людей, известных своим ценнейшим вкладом в мировую литературу, в культурное наследие человечества. Их книги никогда не устареют, они — о вечном. А еще сказки, пословицы, поговорки, притчи — произведения устного народного творчества, понятные практически в любом возрасте и в лучшем смысле дидактически универсальные.

Обходились без зубрежки

— С этими утверждениями трудно спорить. Однако не подменяет ли такой подход уроки литературы?

— На уроке «Самопознания» произведения рассматриваются не с литературоведческой точки зрения — сюжет, композиция, герои главные и второстепенные... Здесь важны поступки героев с точки зрения нравственности, важнейших человеческих качеств. Причем это лишь вводная часть, когда ребенок понимает проблему, заложенную в теме урока, через знакомство с текстом. Дальше организуется поле для ее исследования. Детям открывается широкий простор применить свои способности, а учителю — использовать разные формы работы, где и беседа, и различные творческие задания дают детям возможность для собственных открытий. На уроке не предлагаются готовые знания. Нет такого — вот теория, ты должен ее вызубрить и запомнить! Ученик может сделать собственные выводы и обсудить их с классом, с учителем. Возможно, придется защищать свою позицию, что ценно вдвойне.

— Как быть с оценками при таком раскладе? Разве нет опасности, что педагог выставит высокий балл за «правильную» позицию, а не за личные стойкие убеждения ученика?

— Оценка по предмету «Самопознание» — «зачет»/«незачет». Конечно же, при этом учитываются требования к уровню подготовки учащихся, обозначенные в учебной программе. Но большое значение имеют творческая и проектная деятельность. Возьмем проект. Он разрабатывается в течение года. Названия простые, но очень содержательные. Например, «Мое поколение» для девятиклассников. Подросток раскрывает тему через анализ информации, встречи с ровесниками, дискуссии, созидательную деятельность, скажем, помощь одиноким престарелым людям, многодетным семьям, трудовые акции... Через свое участие в этих событиях ученик начинает осознавать, что может его поколение. Все построено так, чтобы растущий человек понял свою человеческую природу, основанную на созидании добра. Когда приходит это понимание, ты становишься другим, меняешься в лучшую сторону. Завершающим этапом разработки проекта могут быть видеоролик, презентация, рисованный фильм... В выборе вида творчества на помощь приходит безграничная фантазия ребят. Главное, в нем отражается позиция человека, его отношение к себе и к окружающему миру. В общий результат каждый вносит свою лепту. А это заслуживает самой высокой оценки!

Замолчавшая симфония

— Были ли аналоги у «Самопознания»?

— Это абсолютно уникальный казахстанский продукт, подобных ему в мировом образовательном пространстве не существует. Специалисты, которых я назвала, двадцать лет назад начинали разработку научно-педагогических основ предмета. Далее их усилиями были созданы первые хрестоматии, учебники. Так начался эксперимент, сопровождавшийся социологическим исследованием, показавшим, что предмет нашим детям необходим. Апробация велась на базе 184 площадок, куда вошли детские сады, школы, колледжи. В результате после девяти лет опытной деятельности и мониторинга с первого сентября 2010 года «Самопознание» полноправно вошло в образовательную систему страны.

— Судя по эмоциональности, с которой рассказываете о нем, вы тоже принимали участие в подготовке?

— В качестве одного из разработчиков учебно-методических комплексов по предмету, чем, искренне говорю, вдохновилась. Как и многие мои коллеги, среди которых ученые и педагоги самых разных специальностей.

— Неужели этот предмет сочетается с Законом Ома или алгебраическими формулами?

— Скажу, возможно, слишком громко, но, на мой взгляд, «Самопознание» — самая главная симфония педагогики. Нужно просто быть хорошим учителем, понимать детскую психологию, любить детей. Таких по стране сегодня 30 тысяч. Надо бы произносить — было. Но язык не поворачивается. У каждого если не базовое образование, то прохождение профессиональных курсов...

Главное, болит душа за опыт, накопленный Национальным институтом гармоничного развития человека, в рамках которого создавалась программа «Самопознание». Предмет, а по сути, основа воспитательного процесса в организациях образования, где есть все, что нужно обществу для процесса воспитания гражданина и патриота страны, оказался задвинутым на обочину педагогики. Почему его не использовать и дальше, ни по-человечески, ни профессионально я понять не в состоянии. Факультатив для пятиклассников — это все равно что ничего. Думаю, даже пояснять не надо...

Сегодня весь мир заточен на развитие «мягких навыков» (soft skills), которые помогают человеку реализовать себя, построить отношения с самим собой и с другими людьми, обучаться, развиваться, работать с информацией. Все, что наполняет предмет «Самопознание», ради чего он и задумывался! Фактически во имя благополучия наших детей.

С первого класса они постигали ничем не заменимую радость общения. Ребенок начинал понимать, что он может и ошибаться, осознавал свою неправоту, вставая на позицию другого человека, пробовал что-то сделать по-иному. Но главное, он обретал веру в себя. Что может быть ценнее этой веры?! А еще предмет был альтернативой пустому, а зачастую и вредному контенту соцсетей, потому что давал почву для глубоких размышлений, интересного общения со сверстниками, взрослыми, членами семьи — с целым миром... В общем, с принятием решения об отмене «Самопознания» явно поспешили...

От редакции

Судя по всему, на смену «Самопознанию» приходит новая школьная дисциплина — «Патриотизм и глобальные компетенции». Чем наше образование всегда удивляет, так это реформами. Точнее, тем, что за них выдается. Двадцать лет «писала губерния» — трудились ученые, педагоги, дети, их родители, познавая себя и других. Печатались учебники, пособия, специальные ученические тетрадки. Проводились конференции и симпозиумы. Хотелось бы представить порядок цифр по затратам на этот научно-учебно-педагогический комплекс. Ау, кто его огласит? Как и ситуацию с новым трудоустройством целой армии учителей, потерявших в одночасье рабочие места. Хорошо бы также разъяснить общественности диковинное сочетание образов в новом школьном предмете! Вряд ли скоро дождемся, в Министерстве образования и науки РК случился новый передел. Теперь у страны есть Министерство просвещения и Миннауки и высшего образования. Правда, в прежние годы его также то сливали, то разливали...

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz