Казахстан
+6°
Boom metrics
Сегодня:
Туризм13 июля 2022 5:08

Эта земля была нашей?

Что творится с зонами отдыха в окрестностях Алматы?
Георгий ВАСИЛЬЕВ
Кок-Тобе

Кок-Тобе

«С тех пор, как мы ввели налог на воздух, вы стали меньше дышать, это возмутительно!.. Кроме того, вводится новый налог на осадки: за обыкновенный дождь — 100 лир, за проливной дождь — 200 лир, с громом и молнией — 300 лир». Когда-то эти слова из «Приключений Чипполино» казались нам невероятно смешными и просто фантастическими. Увы, сегодня у наших сограждан они не вызывают и тени улыбки...

Все меньше и меньше остается в Казахстане живописных мест, где можно отдохнуть и быть обслуженным хотя бы с минимальным сервисом и безопасностью за соответствующую среднему карману плату.

Вот что пишут в соцсетях алматинцы, коих сама природа одарила таким чудом, как отроги Заилийского Алатау со священной горой Кок-Тобе, а человек разнообразил эту картину рукотворным Капшагайским морем, Медеу и Шымбулаком. Жемчужины мирового уровня, визитные карточки, способные привлечь потоки туристов со всего света. Но, как говорят, в своем отечестве пророку — шиш! Попробуйте поехать туда с семьей...

Кок-Тобе — да не тебе!

Своими впечатлениями от посещения этого некогда сакрального для алматинцев места поделился Руслан Бахтигареев, который поехал туда на автомобиле.

«...Когда начали подъем, заприметил паркомат чуть выше шлагбаума. На парковочном талоне надпись: первый час — 2500 тенге, каждый последующий час — 1000 тенге. Минут через 40 возвращаемся обратно. Перед паркоматом шеренга припаркованных авто. Тоже стал в ряд. Очередь. На паркомате объявление: «10000, 5000 тенге не принимает. Оплаты картой нет». Тысячную купюру паркомат выплевывает. Поняв, что это надолго, пошел к кассе, так как до истечения первого часа — 10 минут. Там тоже очередь и волна возмущения. QR нет, оплата картой не принимается. Только нал. Когда подошел к окошку, прошло уже две минуты следующего часа. «С вас 3500 тенге». — «А ничего, что у вас паркомат не работает, на кассе очередь, где я лишние минуты и простоял?» — «У нас правила!» — «А я полицию вызову!» Смилостивились, пробили парковку за час... Это что за сервис?».

И ведь он только про цену въезда написал. А если подниматься в кабинке канатной дороги, получится по 2500 тенге с носа! 10 000 тенге — со среднестатистической семьи из четырех человек! Однако! Добавьте к этому цены на аттракционы: самое дешевое, 350 тенге — качели. Остальное — от тысячи тенге за пять минут.

Интересно, налоговая вообще наведывается на Кок-Тобе? Или там сплошь малый бизнес, а на его проверку постоянный мораторий?

«Да уж, Казахстан новый, а замашки старые...», — грустно шутят гости Алматы в своих комментариях к посту Руслана.

Чьи вы, горы, будете?

Алматинца Виктора Горбунова совсем не обрадовало, что на экопосту в Алма-Арасанском ущелье по пути на Большое Алматинское озеро пассажиров автобуса 28-го маршрута высадили и заставили оплачивать проход в горы в соответствии с прейскурантом, вывешенным тут же: один человек — 506,3 тенге.

«Все окружено заборами — некуда ступить ногой! Кому принадлежат берега реки? А как забраться на склон горы? Хорошо, что пока нет платы за вдыхание горного воздуха!» — возмутился Виктор.

Понятно, что никто не станет бесплатно убирать за отдыхающими мусор (культура населения еще не на самом высоком уровне), делать санитарную обрезку деревьев и пр. Но, во-первых, откуда взялась именно такая стоимость, а, во-вторых, почему на экопосту не выдают чеки?

Горожане не впервые возмутились экобеспределом в этом уникальном природном месте:

Шолпан Картамысова: «Еще в июне 400 тенге с человека запрашивали. С 1-го июля воздух подорожал?»

TatyanaGritsova: «Мы при оплате наличными платили 500 тенге с человека. Чеки не давали».

YuliyaBezel: «Все полянки заняты частниками: хочешь сидеть — плати аренду!»

Александр Коломыцын: «Земля и недра принадлежат народу? Ну-ну...»

Ксения Пузикова: «Видимо, мы гуляем по чужой земле?»

Верно подмечено — «по чужой». Достаточно проехаться по дороге на Медеу, чтобы в этом убедиться: мест, чтобы подойти к реке, не осталось, везде заборы, подворья, надписи «Частная собственность...».

Давайте по порядку

Чем занимается нацпарк? Таким вопросом задался краевед Алоис Назаров, и задал его, что называется, не в бровь, а в глаз.

— Администрация нацпарка вкладывается в нацпарк? Ага, 100 раз! Раздают земли в аренду на 49 лет. Благоустраивают тропы? Вряд ли. Этим занимаются либо частные компании, либо VizitAlmaty. Писали, что по выходным дрон будет следить за пожарной безопасностью. Нацпарк купил? Ага, сейчас. Ему какая-то компания передала. Мониторят фауну и флору? Разбежались! Фотоловушки ставит Институт зоологии, деньги на которые берут не в нацпарке. Зато здесь масса скота, что выбивает копытами почву и поедает массу растений. Необходима основательная проверка финансовой деятельности как нацпарка, так и структуры в столице, курирующей нацпарки.

Геннадий Власов разделяет мнение краеведа:

— Нашим горам, заполоненным стадами и отарами, пестрящими самсовнями и шашлычными, надо придать статус заповедника со всеми вытекающими. Походы только по специальным пешим тропам и никакой хоздеятельности. По типу Алматинского государственного заповедника, земли которого, кстати, за последние двадцать-тридцать лет изрядно «отчекрыжили».

Выходит, и статус заповедника не спасает от пожирания земель приближенными к кормушке?

— Пока весь цивилизованный мир озабочен вопросами, связанными с экологией и охраной окружающей среды, в нашем родном Казахстане тоже делают вид, что интересуются этими вопросами не меньше, чем все остальные, но при этом продолжают планомерную застройку на особо охраняемой природной территории Иле-Алатауского государственного национального природного парка, — высказывает мнение известный казахстанский адвокат и правозащитник Таир Назханов. — Пока ведущие страны меняют что-то в своих законодательствах, крупный бизнес вкладывает колоссальные средства в проекты, безопасные для экологии, в обществах культивируется экологическое сознание, осознанное потребление, трендовым становится все, что eco-friendly и т.д., в Казахстане продолжается строительный бум для так называемых пресыщенных ценителей «экзотики», которым мало жилья в городе, им нужны эксклюзивные загородные дома и, желательно, в заповедных местах.

Г-н Назханов не впервые поднимает эту злободневную тему: супервысокие заборы, охватывающие гектары и гектары земель с надписями «Частная собственность — проход запрещен!».

Так кому в РК на самом деле принадлежат «земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы»?

— На днях в Котырбулакском лесничестве Иле-Алатауского парка наткнулся на строительство коттеджного городка! — возмущен правозащитник. — Под шумок международных потрясений кто-то разбазаривает заповедные земли?

Платить бы рады, да не за что

Кроме подмеченного алматинцами факта невложения оплаты в благоустройство зон отдыха, их владельцы не очень-то заботятся о безопасности туристов. И это показала недавняя трагедия на Капшагае. Три семьи (13 человек) приехали в город Кунаев из Алматы. Дети 15 и 12 лет и двое взрослых сразу побежали в воду. Но внезапно все словно провалились в яму и утонули. Тела двоих детей, их тети и дяди унесло волной. По официальным данным, подростки и взрослые утонули, купаясь в неположенном месте. Но, по словам родственников погибших, они оплатили за вход в зону отдыха и парковку авто 3,5 тысячи тенге.

— ...Им сложно было предупредить, что там ров? Мы бы никогда туда не полезли. Я хочу, чтобы виновных наказали. Не могу теперь спокойно жить, смириться с этим. Я буду всю жизнь жалеть, что мы поехали туда, — признается Салия Смагулова, которая в этой трагедии потеряла сына, дочь и двоих внуков. Убитая горем женщина уверяет, что буйков и спасателей на побережье не было. Вызволяли людей из водной ловушки такие же туристы.

После гибели четырех человек на этой и других базах отдыха выявлены многочисленные нарушения. Выяснилось, что частники используют прибрежную территорию не по целевому назначению. Неужели это происходило без ведома чиновников и полиции?

Родственники погибших требуют найти и наказать виновных. Сколько еще нужно жертв, чтобы прекратилось бездумное, безответственное разбазаривание природы Казахстана?

Да, лоно природы встречает нас все чаще не прохладой, а засадой. Некогда общедоступные предгорья, берега рек, водоемы во всех регионах Казахстана становятся частными угодьями. Почему так? Ясно, что у нас рыночные отношения, капитализм. Но почему и через 30 лет он такой же дикий, как в начале 90-х? Не прогрессируем — деградируем? Неужели прав был дедушка Маркс, когда предупреждал, что за 300% прибыли капиталист продаст и родную мать?

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz