Казахстан
+4°
Boom metrics
Сегодня:
Политика31 августа 2022 5:58

Дипломатический скандал и продовольственный провал

На прошлой неделе случилось два события, показавшихся достойными отражения в нашей традиционной хронике.
Ассамблея народов Казахстана была создана в 1995 году.

Ассамблея народов Казахстана была создана в 1995 году.

Первое — внезапно возникший казахстанско-украинский дипломатический скандал, едва не приведший (по крайней мере, на момент написания этих строк) к объявлению главы киевской дипмиссии персоной нон грата в нашей стране. По крайней мере, этого открыто потребовал Союз русских, славянских и казачьих организаций, заявление которого разместил в фейсбуке глава Союза Владимир Божко. А вслед за этим с аналогичным, но куда более мягким заявлением выступила Ассамблея народа Казахстана.

Звездный час Ассамблеи

С 1995 года, когда Нурсултан Назарбаев создал АНК, эту контору считали чем-то вроде советской агитбригады, которая своими песнями-плясками в национальных костюмах была призвана продемонстрировать городу и миру нерушимость модели, названной одним из последних советских генсеков «лабораторией дружбы народов».

Однако с самого начала было очевидно: «потешную» Ассамблею ее многолетний председатель готовит к некой миссии. И это вовсе не «неожиданные» инициативы вроде призыва к Нурсултану Назарбаеву «согласиться» на замену альтернативных выборов президента беспроигрышным априори референдумом. Перед АНК ставилась задачка посерьезнее, а именно — легитимизировать любые, даже не слишком популярные шаги власти, если ей придется таковые предпринять. Причем крайне важна была демонстрация не просто «всенародной» поддержки (каковую всегда можно нарисовать по итогам голосования), а именно готовности обладателей любой пятой графы «решительно поддержать», «сплотиться вокруг» и т.п.

Но такая установка сыграла с ассамблейцами злую шутку — они полностью утратили какую-либо самостоятельность. В частых за последние годы межнациональных «терках» АНК привычно плелась в хвосте власти, позволяя себе «вякать» исключительно по команде. Так было и в момент стычки казахов с армянами в карагандинском ресторане «Древний Рим», и позже — во время кордайской бойни. Неслучайно президент, выступая на крайней по времени сессии АНК, призвал доставшихся ему от предшественника ассамблейцев не просто реагировать на угрозы межнациональному согласию, но и предупреждать их.

Шанс проявить себя, что называется, «в деле» Ассамблея получила буквально на днях после явно опрометчивого и не слишком дипломатичного высказывания посла Украины в Казахстане Петра Врублевского, пойманного за язык оказавшимся в нужное время в нужном месте казахстанским блогером Диасом Кузаировым. Пан Врублевский, отмечавший 21 августа 30-летие дипотношений с Казахстаном своей страны и Польши, поочередно назвал поляков «настоящими братьями» украинцев, а казахов — просто «братьями», заявил следующее: мы должны убивать больше русских, чтобы нашим детям пришлось делать это меньше. Правда, позже этот фрагмент ответа господина посла был благоразумно вырезан из его короткого интервью, размещенного на ютуб-канале Кузаирова. Но нарастающий, как снежный ком, скандал, было уже не остановить...

Так вот, именно Ассамблея гневно отреагировала первой, опередив даже отечественный форин-офис. Именно по горячим следам АНК «незалежный» посол был вызван в МИД РК и имел беседу с вице-министром Ермухамбетом Конуспаевым, выразившим ему официальный протест.

Такая оперативность еще недавно весьма неспешной Ассамблеи может быть объяснена визитом президента Токаева в Россию сразу после скандального интервью посла Врублевского, которое тот дал в воскресенье, 21 августа — после празднования 30-летия установления дипотношений Казахстана с Украиной. Теперь представители отечественного истеблишмента имеют все основания констатировать: курс на дальнейшее сближение Москвы и Нур-Султана — воля всего многонационального народа нашей страны.

Между тем в соцсетях реакция на инцидент с украинским послом была, мягко говоря, неоднозначной. Одни требовали «немедленно объявить Врублевского персоной нон грата», другие призывали «правильно понять» посла воюющей с вторгшимся агрессором страны, а заодно почему-то — распустить Ассамблею. Причем водораздел пролегал аккурат по пятой графе комментаторов.

Но это — неофициальные частности, почти не портящие общую картину, нарисованную в оказавшемся в кои-то веки актуальным заявлении АНК. Осталось лишь дождаться не менее категоричной отповеди «штатникам», не устающим в последние дни зловеще намекать на «усиление давления на страны, расширяющие сотрудничество с Россией в обход санкций». Правда, пока в этих сообщениях не упоминается Казахстан — только Китай да Индия с Турцией. Но у ассамблейщиков есть хороший повод вновь «сыграть на опережение» — в пику тем, кто по-прежнему считает их «потешными».

Триумф с последующим провалом

Второе знаковое событие недели связано с недавно назначенным на пост министра торговли и интеграции и вице-премьера «через тире» Сериком Жумангариным.

Министерство торговли и интеграции Казахстана признало строительство оптово-распределительных центров (ОРЦ) неэффективной тратой денег.

Министерство торговли и интеграции Казахстана признало строительство оптово-распределительных центров (ОРЦ) неэффективной тратой денег.

Почему-то мало кто обратил внимание на небольшое сообщение, по-явившееся на ленте КазТАГа. Приведем его полностью: «Министерство торговли и интеграции Казахстана признало строительство оптово-распределительных центров (ОРЦ) неэффективной тратой денег, сообщает пресс-служба Национальной палаты предпринимателей «Атамекен».

«В Министерстве торговли и интеграции признали идею неэффективной тратой денег. Вместо строительства оптово-распределительных центров ведомство разработает информационную систему, которая объединит все сети, хранилища и торгующие объекты для сбора оперативной информации по наличию и ценам на основные виды продовольствия, что позволит принимать продуманные решения о необходимости ввода ограничений на вывоз, импорт основных видов продуктов», — говорится в сообщении.

Владелец группы компаний DALA-FRUIT Болатбек Нажиметдинулы поддерживает решение. Он считает, что, если бы центры в итоге построили, проект бы не реализовался.

Поворот, надо признать, весьма любопытный. Ведь буквально в июле на расширенном заседании правительства президент пенял Кабмину: «Более двух лет назад я давал поручение запустить Национальную товаропроводящую систему с сетью оптово-распределительных центров. Правительство заволокитило его исполнение. Планы и публичные заявления остались на бумаге. Проекты строительства оптово-распределительных центров по схеме ГЧП совместно с крупными предпринимателями не реализованы». К тому же пункт о создании этой товаропроводящей системы прописан в национальном плане «развития предпринимательства», который тоже вроде бы никто не отменял.

Более того, примерно с начала прошлой осени прежний министр торговли и интеграции Бахыт Султанов регулярно отчитывался о титанической работе по запуску ОРЦ — оптово-распределительных центров, главное декларируемое преимущество которых — избавление от протяженной и запутанной цепочки посредников, накручивающих цены для конечного потребителя. Бахыт Турлыханович неустанно встречался с инвесторами, которые якобы спят и видят, как будут строить эти самые ОРЦ по принципу ГЧП (государственно-частного партнерства). Всего таких центров должны были построить целых 24, причем, уже к 2024 году. Вот как расписывал преимущества «продуктопроводов» зампред правления Союза торговых сетей Эльбеги Абдиев: «Оптово-распределительная система — это основа Национальной товаропроводящей системы. В нашей стране будут созданы три вида ОРЦ: хранение, торговля и распределение. ОРЦ-хранение максимально приближены к фермерам в зонах произрастания продукции; оказывают услуги по приемке, хранению и первичной обработке (мытье, калибровка, упаковка и др.) продукции для последующего сбыта.

ОРЦ-торговля будут расположены в пригородах областных центров и крупных городов; предоставляют фермерам, оптовым трейдерам, дистрибьюторам, импортерам, а также покупателям (торговые сети, магазины и рынки, общепит, гостиницы, рестораны и др.) свободный доступ к торговой инфраструктуре для реализации и покупки продукции, временного хранения на период сбыта и другие сопутствующие услуги. Цель ОРЦ-торговли состоит в обеспечении прозрачных торговых отношений с соблюдением санитарных нормативов.

ОРЦ-распределение будут располагаться в черте городов или в пригородах; предназначены для оказания логистических услуг по временному хранению (до 14 дней) и распределению оптовых партий продукции отечественных товаропроизводителей и импортных товаров для нужд торговых объектов (сетей, ТРЦ, супермаркетов, магазинов, общепитов и др.).

...Почему ОРЦ-хранение будут построены рядом с полями? Это делается для того, чтобы консолидировать товар и обеспечивать логистику. На сегодня ни фермер, ни торговые сети такими компетенциями не обладают. Благодаря созданию ОРЦ будут снижаться потери пищевых продуктов. На сегодняшний день 30-40% товара теряется из-за перевозки, хранения. Если обеспечить надлежащее хранение и эффективную логистику, думаю, потери могут снизиться до 10%».

Перспективы, согласитесь, завораживающие — тут вам и снижение потерь, и улучшение условий доставки и хранения, и тысячи новых рабочих мест по всей стране, а главное — избавление от алчных посредников, стало быть — долгожданное снижение розничных цен!

Из всей этой истории вытекают три совсем не праздных вопроса к г-ну Жумангарину. Первый: кто ответит за провал? Второй: сколько денег было спущено в этот самый товаропровод? И третий, самый больной: светят ли теперь казахстанцам качественные продукты по низким ценам?

Что скажете, Серик Макашевич?

P. S.

«Из-за изменения в январе 2022 года базовой ставки и стоимости заимствования произошло удорожание проекта, что привело к необходимости пересмотра подходов реализации и уровня обязательств государства в рамках договора государственно-частного партнерства», — говорится в ответе на запрос редакции.

В ведомстве подчеркнули, что во время оптимизации модели было принято решение отказаться от строительства ОРЦ. По их данным, функции будут возложены на объекты хранения плодоовощной продукции, создаваемые в рамках реализации комплексного плана по строительству и модернизации овощехранилищ.

«Инвестор ввиду нерентабельности проекта по причине его оптимизации инициировал расторжение договора ГЧП, а также передачу объектов ОРЦ, находящихся в госсобственности в Нур-Султане и Шымкенте, в частную собственность», — рассказали Минторговле.

При этом в ведомстве заверили, что, так как проект не был реализован, выплат из республиканского бюджета не было.

Согласно информации, на текущий момент прорабатывается вопрос создания сети Национальной товаропроводящей системы (НТС) за счет внедрения единой информационной системы. При этом планируется, что к ней будут подключены действующие частные ОРЦ, овощехранилища, СПК и другие участники рынка. В министерстве считают, что эта сеть позволит привлечь средства частных инвесторов без фактических затрат из республиканского бюджета.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz