Казахстан
+5°
Boom metrics
Сегодня:
Политика7 сентября 2022 6:05

Крайний срок

Прозвучавшее в первый день осени Послание президента народу многие наблюдатели назвали «предвыборной программой» Касым-Жомарта Токаева, который, как теперь ясно, будет с нами фактически до 2030 года.
Касым-Жомарт Токаев.

Касым-Жомарт Токаев.

Досрочные президентские выборы, каковые (и это тоже ясно) состоятся не позднее ноября, по закону должны быть объявлены не позднее конца сентября — ровно за два месяца до дня их голосования. Стало быть, депутатам парламента (каковому жить осталось всего ничего — до следующего февраля, максимум, марта) предстоит в авральном порядке проголосовать за внесение в Конституцию и соответствующий конституционный закон изменения — один семилетний срок президентства вместо двух пятилетних. Народным избранникам будет нелегко, но они справятся — чай, не в первый раз.

Так что стоит разобраться в том, что обещано народу в предвыборной стратегии «Токаев-2030».

Проблемы старые, зато «плюшки» новые

В первую очередь казахстанцев волнует неудержимый, несмотря на героические попытки исполнительной власти, рост цен. Представьте себе, в президентском Послании предложен универсальный рецепт борьбы с этой напастью.

«Административное регулирование цен снижает инвестиционную привлекательность целых отраслей, приводит к дефициту товаров и зависимости от импорта. Поэтому предстоит поэтапно отказаться от вмешательства государства в ценообразование», — заявил глава государства.

Тезис о том, что чем меньше участие государства в экономике, тем лучше для всех, мягко говоря, не нов. Но, во-первых, наша исполнительная власть привыкла всячески вмешиваться — регулировать, лицензировать, санкционировать. Ни правительство, ни акиматы под другое просто не заточены. А, во-вторых, так уж сложилось, что Казахстан тотально зависит от импорта — даже там, где вполне может обеспечить свои потребности самостоятельно. Не последнюю роль в этой зависимости играют наши соседи-партнеры, ввозящие к нам инфляцию вместе со своим импортом. Что с этим делать, пока не знает ни правительство, ни президент. Поэтому ключевым в обещании президента стоит считать слово «поэтапно». А значит, регулировщики из правительства и акиматов продолжат свой сизифов труд, а цены — рост. Притом, что мы еще не знаем, чем обернется в скором будущем приказ Минэнерго о дифференцированных ценах на солярку. Пока он привел только к ее дефициту на АЗС. Это к вопросу о вмешательстве государства в ценообразование.

Было сказано о вопиющей изношенности энергосетей, что тоже давно не новость, о борьбе с «неестественным» монополизмом и строжайшем регулировании естественного, о совершенствовании налогового администрирования... В общем, о том, что неоднократно звучало раньше, но не находило решения.

Кстати, о налогах. Пожалуй, впервые за последние годы власть признала наше налоговое законодательство чересчур сложным и запутанным, потребовав «упростить специальные налоговые режимы с тем, чтобы минимизировать соблазны для уклонения от уплаты налогов». И вообще, разработать до конца этого года новый Налоговый кодекс. Кроме того, президент поставил точку в длительных спорах о судьбе налога на роскошь:

«Он будет взиматься при приобретении дорогостоящих объектов недвижимости, транспортных средств и не затронет средний класс», — пообещал президент.

Но тут все упирается опять же в налоговое администрирование. Ведь в нашей стране богатство и роскошь чаще всего означают принадлежность к власти либо близость к ней. А такие люди не жалуют мытарей либо всегда могут с ними договориться. Так что выжать все из этого налога на практике будет весьма проблематично. Зато в качестве предвыборной «плюшки» это вполне может сработать — особенно в контексте постоянно повторяемого с разных трибун тезиса о «справедливом государстве».

Вообще, надо заметить, что «плюшек» в Послании хватает. Одно только снижение пенсионного возраста для женщин до 61 года (с 63-х) может обеспечить Касым-Жомарту Кемелевичу голоса сотен тысяч казахстанок предпенсионного возраста, в силу которого многие из них не могут найти достойную работу. В августе в разных уголках отечества прошли митинги за снижение пенсионной планки для слабого пола. На что вице-премьер тире министр финансов Ерулан Жамаубаев заявил, что эта тема в правительстве не обсуждалась, а министр труда и соцзащиты населения Тамара Дуйсенова строго предупредила: победа представительниц слабого пола в борьбе за досрочный выход на заслуженный отдых может стоить им уменьшения пенсионных выплат. И вот — в который уже раз! — президент слышащего государства продемонстрировал острый слух — на зависть подчиненным: теперь наша лучшая половина будет выходить на пенсию в 61 аж до 2028 года — почти весь семилетний срок президентства Токаева! Так что, если к 2030 году президент вдруг решит, что его реформаторская миссия выполнена не до конца, наши дамы первыми выйдут на митинги за продление его полномочий. Правда, едва ли кто-нибудь считал потери казны от пенсионных послаблений.

Зато на одном из телеграм-каналов нашелся-таки счетовод, вычисливший, что принесет казахстанским детям другая «плюшка» от президента — специальный счет на каждого ребенка, куда с 1 января 2024 года будет поступать прибыль Нацфонда — не вся, конечно, но в совокупности ровно половина. Так вот, умножив общее количество цветов жизни на нынешнюю доходность активов НФ, он получил 125 тысяч тенге годовых поступлений на каждый детский нос. Притом, что количество «носов» будет расти, чего нельзя с уверенностью сказать о доходности нашей «кубышки». А если еще и инфляцию учесть... Однако, в любом случае, это можно считать шедевром предвыборного пиара. Наконец-то фонд будущих поколений сможет соответствовать своему названию. Ведь дети — наше будущее!

Правда, эту благородную идею на одном из «экономических» телеграм-каналов уже попытались поставить под сомнение: дескать, «суть инвестиционного дохода заключается в накоплении средств Нацфонда... И для будущих поколений будет выгоднее, чтобы эти средства в полном объеме копились и приносили еще больше инвестдохода». Но, согласитесь, так может рассуждать только тот, кто либо не любит детей, либо не желает нашей стране стабильности и процветания...

Право выборов

Не приходится сомневаться в том, что Касым-Жомарт Кемелевич Токаев, как опытный и ответственный политик, прекрасно понимает риски, которые он собственноручно закладывает, давая в своем Послании эти и другие обещания. Это, кстати, отмечают и многие эксперты, комментируя его обращение к нации. Ведь по большому счету он вполне мог бы обойтись как без этой явно предвыборной риторики, так и без самих выборов. Его рейтинг доверия весьма высок, и он шаг за шагом (пусть и не так быстро, как многим хотелось бы) реализует намеченные преобразования.

Спрашивается, для чего тогда понадобились досрочные выборы президента и совсем новенького парламента? Сам глава государства отвечает так:

— Для успешной реализации кардинальных и всесторонних реформ, направленных на построение Справедливого Казахстана, требуется новый мандат доверия народа. Для меня интересы государства превыше всего. Поэтому я готов пойти на досрочные президентские выборы, даже несмотря на сокращение собственного срока полномочий... Предлагаю установить ограничение мандата президента в один срок продолжительностью 7 лет без права переизбрания. С одной стороны, 7 лет — это достаточный период для реализации любой амбициозной программы. С другой, ограничение президентского мандата одним сроком обеспечит максимальную нацеленность главы государства на решение стратегических задач общенационального развития.

Досрочную же парламентскую кампанию Токаев считает необходимой, поскольку «мы получим новый состав депутатов, представляющих интересы широких групп граждан. Уверен, это повысит эффективность работы маслихатов и парламента. В будущем в состав правительства смогут войти представители не только политических сил, получивших большинство голосов избирателей, но и других парламентских партий. Это позволит исполнительной власти принимать более сбалансированные решения, отвечающие запросам всего общества. Таким образом, в этом году состоятся выборы президента, в следующем году — выборы депутатов мажилиса и маслихатов, а затем будет сформировано правительство».

Семь лет — один ответ

Что из этого следует? Во-первых, то, что беспартийный президент, получив семилетний мандат доверия, станет именно тем, кем хотел — арбитром над всеми ветвями власти, гарантом не только Конституции, но и поступательной реализации всех намеченных им политических и социально-экономических реформ. Теперь уже никто не будет сравнивать его с приведшим его в Акорду предшественником. Отныне Касым-Жомарт Токаев становится политически и вообще всячески самостоятельной фигурой, лидером, получившим семилетний подряд на строительство нового Казахстана. Во-вторых, следующий парламент, каким бы он ни получился по итогам выборов в начале следующего года, имеет шанс избавиться от закрепившегося за ним реноме «коллективного Назарбаева» и, безусловно, стать более представительным. Что из всего этого получится, станет ясно уже совсем скоро.

А что касается президентского Послания как жанра... Возможно, Касым-Жомарту Кемелевичу стоит отказаться от его ежегодного оглашения, вернувшись на парламентскую трибуну 1 сентября 2029 года. Как говорится, семь лет — один ответ.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz