Казахстан
+6°
Boom metrics
Сегодня:
Общество21 сентября 2022 5:53

Продиктовано памятью

Почему в Таразе не написали Диктант Победы и не посмотрели фильм о Рахимжане Кошкарбаеве.
Галина ВЫБОРНОВА
В Казахстане 3 сентября прошла международная образовательная акция Диктант Победы.

В Казахстане 3 сентября прошла международная образовательная акция Диктант Победы.

Пиши и помни

В Казахстане, как и во многих странах, 3 сентября вновь прошла международная образовательная акция Диктант Победы. Свои знания по истории Великой Отечественной войны проверили порядка 1200 любителей истории, среди них школьники, студенты, педагоги, представители общественных организаций. Акция охватила города: Алматы, Актобе, Караганду, Кызылорду, Петропавловск, Талдыкорган, Темиртау и другие. Ну и Нур-Султан, разумеется, где площадкой для написания диктанта стал Русский дом. Писали диктант в библиотеках, университетах, школах, культурных центрах и даже у Вечного огня (в городе Степногорске). Согласно регламенту, участники выполнили 25 тестовых заданий на военно-историческую тему: где-то нужно было вставить пропущенные слова в тексте, назвать, к примеру, автора литературного произведения, посвященного Великой Отечественной войне, или на основании приведенного отрывка обозначить город, событие или героев ключевых сражений. Какие-то вопросы были связаны с художественными фильмами и монументами, посвященными великим битвам...

— Интерес к Диктанту Победы в Казахстане растет из года в год, в акцию вовлекается все больше городов, диктант приходит даже в райцентры, — отметила директор Русского дома в Нур-Султане Ольга Филонова. — Это яркое свидетельство того, как важно историческое просвещение для Казахстана, где с огромным уважением относятся к ветеранам Великой Отечественной войны, заботятся о сохранении памятников и мемориалов, чтят своих героев: Маншук Маметову, Алию Молдагулову, Рахимжана Кошкарбаева, Ивана Панфилова, Бауыржана Момышулы.

По итогам акции все участники диктанта получили соответствующие сертификаты, а победителей ждут еще памятные призы и подарки. Кроме того, абитуриенты, правильно ответившие на все вопросы, получат дополнительные баллы при поступлении в российские вузы.

Рекомендовано воздержаться

В общем, все, как всегда, прошло замечательно.

Все да не все. В Таразе, например, отказались от проведения Диктанта Победы. И не только от него. Под запрет попали приуроченные к акции выставка Виктора Поликарпова, павлодарского художника с мировым именем, воспевающего в своих графических работах казахскую степь, а также фильм, снятый по заказу Министерства культуры РК, «Батыры Великой Отечественной: Рахимжан Кошкарбаев и Григорий Булатов».

Писали диктант в библиотеках, университетах, школах, культурных центрах и даже у Вечного огня (в городе Степногорске).

Писали диктант в библиотеках, университетах, школах, культурных центрах и даже у Вечного огня (в городе Степногорске).

Все это может показаться странным: в Жамбылской области всегда трепетно относились к памяти о войне. Достаточно сказать, что в 2019 году в Таразе открылся огромный мемориальный комплекс «Ерлiк» («Подвиг») с Вечным огнем и памятником легендарному Бауыржану Момышулы в центре, а еще гранитными плитами с высеченными на них именами всех жителей региона, участвовавших в сражениях. 9 Мая и 22 июня к памятникам героям и могилам бойцов, умерших от ран в джамбульских госпиталях, возлагаются цветы. Ветераны войны и труженики тыла никогда не обделяются вниманием: они пользуются льготами, а к Дню Победы всегда получают достойные выплаты.

Ну тогда почему на этот раз в области отвернулись от памятной акции? Вопреки, можно сказать, своим убеждениям?

Ведь подготовка к Диктанту Победы шла, его собирались писать в Областном центре проведения школьных олимпиад и внешкольных мероприятий «Жамбыл Дарыны» и в нескольких школах, традиционно участвовавших в подобных патриотических мероприятиях.

Но буквально за день все поменялось.

«Уважаемые коллеги, у нас начались совершенно непонятные действия по поводу Диктанта Победы. Настоятельно рекомендовано не показывать фильм (речь идет о фильме «Батыры Великой Отечественной». — Г. В.) и не участвовать в акции. Я не знаю, что делать», — пишет учитель одной из таразских школ в одном из педагогических чатов.

«Добрый вечер, вплоть до увольнения, не рискуйте», — продолжает диалог другой педагог.

Так что же такое произошло в эти предшествующие диктанту дни, что вызвало у педагогической общественности Тараза, а, главное, у тех чиновников, которые рекомендовали «не показывать» и «не участвовать», такой страх и панику?

А произошла еще одна, условно говоря, акция — по недопущению Диктанта Победы и всего того, что связано с Великой Отечественной войной. Начиная с Семея, эта «акция» выразилась во вбросе в информационное пространство видеороликов, смысл которых сводился к тому, что «нельзя допустить», «никаких диктантов победы», «российская пропагандистская акция» и т.п., и получила мощную информационную подпитку от Радио «Азаттык». И вот оно, открылось окно Овертона: кое у кого возникли сомнения: а может, оно и правда слишком много памяти, слишком много значения событиям 77-летней давности?..

Сомнения наверняка посетили и некоторых чиновников в Жамбылской области, что имеют власть над педагогами.

— В чем причина отказа от Диктанта Победы? — поинтересовалась автор этих строк у директора одной из таразских школ, которая очень просила не называть ее имени.

— Мы ни от чего не отказывались и героев Великой Отечественной войны безмерно чтим, но на этот раз нам рекомендовали воздержаться от проведения диктанта, — последовал ответ.

— Кто рекомендовал?

— Руководство, — уклончиво ответила директор. — Мы — госучреждение, и распоряжения руководства обязаны выполнять.

Еще более туманны оказались объяснения директора центра «Жамбыл Дарыны».

— Мне никто не говорил о Диктанте Победы, я даже не знала о нем, — стала уверять Балдай Ертуганова.

— Ну а павлодарский художник чем не угодил? Почему его степные мотивы не дошли до юного зрителя?

— Просто у нас в это время проходил семинар детского творчества, и мы решили в первую очередь разместить работы детей. А по окончании семинара — пожалуйста! Мне самой творчество Виктора Поликарпова очень нравится.

Не внесли ясности по поводу всех этих отмен и в Управлении образования акимата Жамбылской области. Его руководитель Бейкут Жамангозов сказал, что не готов сейчас мне ответить, так как должен сначала сам разобраться в данной ситуации.

— Я завтра выясню и вам перезвоню, — пообещал главный педагог области.

И больше на связь не вышел...

«Я почувствовал, что хочу приблизиться к своему деду...»

Запрещать так запрещать! Как мы уже сказали, вето было наложено и на просмотр документального фильма о подвиге казахстанских воинов Рахимжана Кошкарбаева и Григория Булатова, первыми водрузившими Красное знамя над Рейхстагом. Правда, как и в истории с Диктантом Победы, понять, кто, когда и почему поставил шлагбаум этому замечательному патриотическому фильму о национальных героях, практически невозможно. Никаких письменных распоряжений на этот счет нет, а в устном запрете никто не признается. Но факт остается фактом: этот глубокий, проникновенный фильм, который, без всякого сомнения, войдет в сокровищницу отечественной документалистики, в Таразе проигнорировали.

Писали диктант в библиотеках, университетах, школах, культурных центрах и даже у Вечного огня (в городе Степногорске).

Писали диктант в библиотеках, университетах, школах, культурных центрах и даже у Вечного огня (в городе Степногорске).

А смотреть надо было! И не только школьникам, но и вообще казахстанцам. Всем и каждому.

...«Мама, а правда, что я похож на дедушку? — Да, ты очень похож на него...» На экране молодой мужчина занимается странным, казалось бы, для взрослого человека занятием: припаивает оловянному солдатику отколовшуюся часть знамени. Но в контексте фильма это возвращение знамени приобретает сакральный смысл. Занимаясь починкой солдатика, Даурен Кошкарбаев — внук знаменитого лейтенанта Рахимжана Кошкарбаева, который вместе с рядовым Григорием Булатовым 30 апреля 1945 года, под шквальным огнем врага, закрепили самодельное знамя на стене за одной из колонн Рейхстага, — беседует со своей мамой — дочерью героя. Они разговаривают о деде. Размышляют о его подвиге и подвигах его военных друзей: Бауыржана Момыш-улы, Касыма Кайсенова, Талгата Бигельдинова, которые в жизни были обычными людьми, частенько собирались за столом, шутили, пели под домбру... Думали ли они на войне, что совершают подвиги? Нет, рассуждает Даурен, просто они хотели совершить что-то большее для своей страны, для народа...

Даурен никогда не видел своего деда Рахимжана Кошкарбаева — он родился уже после его смерти. Но детство мальчика было пронизано присутствием дедушки: так, он запускал поезд по игрушечной железной дороге, а рядом ставил фигурки из пластилина, в том числе, и свою, — и ему казалось, что он провожает дедушку на фронт.

«Со временем я почувствовал, что хочу приблизиться к своему деду. Я почувствовал в себе его кровь. И согласился участвовать в фильме, чтобы самому окунуться во все это... Зачем-то же Всевышний так устроил, чтобы мы имели память. Память — это ведь тоже сохраненное прошлое. Как и кино...»

Наверное, этот фильм можно было снять по-иному: напитать победным пафосом, героикой. Или праведным гневом по поводу вопиющей несправедливости: первыми знамя над Рейхстагом водрузили Рахимжанов и Булатов, а лавры первопроходцев достались Егорову и Кантария... Но нет в ленте Харалампидиса ни патетики, ни гнева. А есть молодой человек, который пытается удержать образ дедушки в потоке времени и сохранить в сердце, чтобы потом когда-нибудь в иных мирах встретиться с ним живым и здравствующим, бегущим к Рейхстагу с алым полотнищем. И этот авторской взгляд режиссера, сопровожденный пронзительной, щемящей интонацией, позволяет раскрыться глубинным смыслам фильма.

Впрочем, я не хочу углубляться в рецензирование киноленты (лучше все-таки ее посмотреть), я — про другое. Про то, что сам автор фильма в интервью газете «Караван», опубликованном в ноябре прошлого года, сказал так:

— Я был в Музее Победы на Поклонной горе в Москве — это главный музей в России, посвященный победе в Великой Отечественной войне. Совсем недавно там появилась новая фигура — Рахимжана Кошкарбаева. Эта экспозиция — о взятии Рейхстага. И там есть Сорокин, Булатов, Кошкарбаев, Лысенко. Если говорить об исторической памяти, то, слава богу, их имена не забыты.

Также в музее есть инсталляция с видеорядом, где, нажав на кнопку, можно получить информацию о том, что было в Казахстане в Великую Отечественную. Сколько, например, пуль было отлито здесь, сколько заводов и фабрик респуб-лика приняла в эвакуацию, сколько отправила помощи на фронт и т.д. Знамя Рахимжана Кошкарбаева и Григория Булатова — самодельное, это был клочок ткани с красной перины Гиммлера, которую они обнаружили в его доме. Они ее распороли, сделали флаг и были первыми, кто установил его на Рейхстаге, это случилось 30 апреля 1945 года. Да, его закрепили не на верхнем куполе здания, но это ведь не умаляет их подвига. Небольшое расстояние от дома Гиммлера до Рейхстага — чуть больше 250 метров — они преодолевали в течение семи часов, что говорит об интенсивности боя. Поэтому не имеет никакого значения — самодельное или заранее заготовленное знамя, — имеет значение, что они были первыми. Они поставили точку в страшной войне. Эти люди достойны вечной памяти. Надо делать все, чтобы нынешняя молодежь понимала, зачем им надо это помнить. Что их жизнь и появление на свет всецело зависели от этих бойцов. Не было бы Кошкарбаева и Булатова, кто-то бы не родился на свет. Они участвовали в боях и приближали эту Победу, они уничтожали фашистов и тем самым сохранили жизни миллионам людей не только в Союзе — во всем мире. И эта связь, на мой взгляд, очень важная вещь.

Писали диктант в библиотеках, университетах, школах, культурных центрах и даже у Вечного огня (в городе Степногорске).

Писали диктант в библиотеках, университетах, школах, культурных центрах и даже у Вечного огня (в городе Степногорске).

Не может не потрясать, что это совсем молодые люди: 20 лет было Кошкарбаеву, Булатову — 19 лет. Вся моя работа направлена, чтобы сохранить память о них, поклониться им за то, что они сделали для всего человечества и для меня лично. Я вспоминаю своего деда Харлампия, который вернулся с войны, так же я буду помнить о Кошкарбаеве и о Булатове, и о тех, кто не вернулся.

Времен связующее слово

Жить, чтобы помнить, и помнить, чтобы жить! Для этого и снимаются фильмы о войне, и пишутся Диктанты Победы. Чтобы дать почувствовать молодым людям неразрывную связь с их дедами и прадедами и через них прикоснуться к Великому Подвигу народа и к Великой Победе.

— Практически у каждого из нас есть своя такая же история памяти, — рассуждает член Жамбылского историко-краеведческого центра «Обелиск» Искандер Торбеков. — В моей семье в Великой Отечественной войне участвовали два моих деда: папин отец Бахытжан Торбеков — он ушел на фронт в июне 1941 года и в звании капитана Красной армии дошел до Берлина; и мамин отец Жолтай Кадыров, который ковал победу в тылу. Уже в мирное время он стал заслуженным ветераном труда, пенсионером республиканского значения, был награжден множеством медалей и двумя орденами Ленина. Вернулся с войны в 1947 году и его родной младший брат Костай Кадыров — капитан-артиллерист, штурмовавший Берлин, а после служивший военным комендантом в одном из немецких городков. А вот младший брат моей бабушки — Ибрагим, ушедший добровольцем на фронт, — остался на полях сражений, погибнув в 1944 году. Я горжусь своими дедами, храню память о них и рассказываю своим детям — дома и в школе, где веду историю. Это и называется связь поколений. Я был очень обескуражен, узнав, что по прихоти какого-то чиновника были отменены такие прекрасные начинания, как Диктант Победы и показ патриотического фильма. А потом мы удивляемся, почему наши дети не знают истории: ни своего рода, ни своего народа. Ну, ничего, диктант мы обязательно напишем в следующем году. А фильм о казахских батырах — героях войны — посмотрим в самое ближайшее время.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz