Казахстан
-10°
Boom metrics
Звезды17 января 2023 5:20

Обратная сторона «Аватаров»

Вышедший месяц назад сиквел «Аватара» Джеймса Кэмерона «Путь воды» покоряет мир, в том числе и Казахстан. Но очень важно видеть подтексты в этих эффектных фантастических фильмах, которые имеют прямое отношение к реальности землян.
Мурат УАЛИ
Джеймс Кэмерон с женой и детьми.

Джеймс Кэмерон с женой и детьми.

Так же, как аналогичные фантастические повести Стругацких на самом деле созданы не о космосе и диких инопланетянах, а о жизни в реальном тоталитарном обществе. Суть «Аватаров» — не в покорении чужой планеты. Приключения землян на Пандоре — это внешняя коммерческая оболочка, в которую режиссер и сценарист вкладывают свои идеи.

Первый фильм «Аватар» был обличением эпохи колонизации, своеобразным раскаянием «белого человека» перед униженными и уничтоженными «черными, красными, желтыми» народами, культурами и языками. Сам Кэмерон говорил: «Источником моего вдохновения послужила вся история миграции европейской цивилизации в новый мир, вне зависимости от того, являлся ли этот новый мир Австралией, Новой Зеландией, Южной или Северной Америкой. Это схематичное изложение колониального периода».

Ради этого режиссер, словно бог, сотворил мир планеты Пандора и упаковал неординарную для Голливуда идею в революционные кинотехнологии «захвата движений», трехмерной компьютерной графики и создания CGI-персонажей (Computer-Generated Imagery). Ну, и, конечно, снабдил вишенкой на торте в виде стандартной любовной истории на фоне нестандартных пандорианских пейзажей в 3D формате. Это было ново, удивительно и восхитительно.

В «Аватаре 2» мир Пандоры потерял первоначальную новизну, но обрел еще более яркие краски: кроме тропического леса перед зрителем возникает водный и подводный мир тысячи островов и необычных животных, переливающихся всеми цветами радуги днем и сияющих биолюминесценцией ночью. Есть в этом что-то казахское. Кроме огромного дерева-байтерека и общения со своими аруахами, у народа нави объяснение в любви: «Я тебя вижу» — так похоже на казахское: «Мен сени жаксы көрем».

Но в этот раз сверхзадача режиссера более локальна. Для ее понимания нужно сказать несколько слов о самом Кэмероне. В последнем пятом браке он воспитывает троих детей плюс приемного сына жены. А еще у него есть дочь от третьего брака. И на Пандоре за прошедшие 13 лет у Джейка с Нейтири тоже появились трое детей плюс приемная дочь. А еще есть дитя человека — пандорианский маугли, оставшийся на планете после ухода колонизаторов. Улавливаете связь? В последние годы Кэмерона стала интересовать семья — в чем ее сила и в чем уязвимость. Он стал чувствовать ответственность отца перед детьми. Соответственно, лейтмотив фильма — воспевание традиционных семейных ценностей.

Но есть и вторая тема — экологическая, кстати, очень близкая Казахстану, который испытал на себе все виды экологических катастроф — от ядерного полигона до высохшего моря. В молодости Кэмерон был активистом экологического движения и участвовал в многочисленных акциях «зеленых», связанных с океаном. Теперь он может себе позволить сказать и показать все, что думает о проклятых охотниках за морскими ресурсами и о жестоких китобоях. С каким мстительным удовольствием режиссер показывает, как разъяренный китообразный тулкун расшвыривает катера, отрывает руку, нажимавшую курок гарпунной пушки и, в конце концов, топит огромное китобойное судно (привет от «Титаника»).

Но ради месседжа о том, что «семья — это наша крепость», о возможной мести природы за беспощадную эксплуатацию ее ресурсов режиссер жертвует драматургией. Слабо мотивировано возвращение через 10 лет полковника Куорича из первой части. Он уже был один раз убит. Но его оживили, как воскресающего злодея из детской сказки. Да не одного, а еще шестерых таких же солдафонов, и послали их на завоевание целой планеты.

В кино и невозможное возможно. Но ведь при этом военное спецподразделение должно иметь хоть какое-то достоинство и дисциплину. Но нет, это не солдафоны, выполняющие долг, а мелкая и подлая банда террористов (а может быть, в этом скрытый намек на современность?). На таком шатком посыле построена завязка фильма. В развязке полковника убили еще раз. Но нет, он остается жив! Наверняка в «Аватаре 3» этот бандит опять будет творить свои гадости.

Таким образом, в развязке — самой остросюжетной трети фильма — не обошлось без голливудских клише. Правда, стандартные эпизоды и самоцитаты из «Рэмбо» и «Титаника» разбавляет неистовая Нейтири, демонстрирующая фейерверк эмоций и невероятную кошачью пластику (исполнительница роли Зои Салдана — не просто актриса, а бывшая танцовщица с балетным бэкграундом). Не знаю, можно ли применить к CGI-персонажу термин игра актера, но мне она понравилась больше остальных. К тому же забавно наблюдать, как, летая на икране, она не только убивает из своего волшебного лука бандитов, но и сбивает вертолеты и опрокидывает катера.

Итак, в «Аватаре. Путь воды» воды много в прямом и переносном смысле. Но, как мне кажется, потерпев и расслабившись, все-таки можно насладиться этим погружением в потрясающую виртуальную реальность, в красочный подводный мир, в игру великолепной Зои Салданы и разглядеть в нем мир существующий.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz