Казахстан
+4°
Boom metrics
Сегодня:
Политика18 января 2023 6:21

С елбасы — по закону

Минувшая неделя стала последней точкой в процессе формального превращения Нурсултана Назарбаева из великого Елбасы в просто выдающиеся эксы.
Фото: senate.parlam.kz.

Фото: senate.parlam.kz.

Сбитые летчики, с вещами на вылет!

Помимо этого, в стране тихо и незаметно прошли выборы сената — замечательного органа, который избирает не народ (пусть даже по заранее составленным и одобренным наверху партспискам), а выборщики из столь же замечательных маслихатов, которыми (опять же, формально) рулит сенат. Вот почему выборы верхней палаты парламента, в отличие от нижней, всегда проходят замечательно тихо и мирно — практически незаметно для широкой публики.

Впрочем, сенатские выборы, состоявшиеся в минувшую субботу, запомнятся уже тем, что в верхнюю палату впервые не попали те, кто традиционно составлял ее костяк, — «деловые люди», стремящиеся обезопасить депутатской неприкосновенностью все, что нажито непосильным трудом, а также сбитые летчики элитной чиновничьей эскадрильи, вожделеющие сенатского мандата по той же причине. Но уже ясно: среди новых сенаторов практически не останется ни тех, ни других. Не будет среди «верхнескамеечников» и пожизненного сенатора Назарбаева, лишившегося этой почетной должности вместе с конституционным законом о себе, своих чадах и домочадцах, став не Первым, а просто экс-президентом.

«Историческая» формальность?

Событие это свершилось за каких-нибудь 20 минут, причем, в течение одного хоккейного периода депутаты обеих палат приняли закон об отмене закона сразу в двух чтениях, как с недавних пор предписывает парламентский регламент. Некоторые участники действа и наблюдавшие за ним журналисты с политологами поспешили окрестить его «историческим». Более того, нашлись среди депутатов такие, кто счел нужным напомнить о своем особом месте в этой истории. Мажилисмен Канат Нуров еще до совместного заседания палат написал в фейсбуке: «Ровно год назад, еще до того, как бывший елбасы сам подтвердил свой пенсионный статус и когда никто во власти, кроме экспертов, не осмеливался предположить это, я прямо заявил о том, что к трагическим и кровавым событиям начала января прошлого года («Кантар») имела отношение «Семья» — близкое окружение первого президента. Меня вежливо просили убрать любые указания о внутриэлитном конфликте между первым и вторым президентами, но я оставил это, да и в дальнейшем углублял, расширял эту мысль в общественном сознании, в том числе публично объявил о законодательном лишении первого президента полномочий, чтобы сделать необратимыми позитивные для страны политические последствия Кантара. Тогда для депутата это было намного рискованней всего того, что я сделал потом...»

А едва успев выйти за порог зала заседаний, отчитался в той же соцсети: «Только что принял участие в историческом решении совместного заседания мажилиса и сената парламента РК по отмене антиконституционного закона «О Первом Президенте РК — Елбасы». Эпоха Назарбаева официально завершена. Не знаю, как другие, но лично я похлопал в такой важный для страны момент». Что ж, сетевую активность Каната Ильича нетрудно понять: президент вот-вот объявит дату досрочных выборов мажилиса, и всякому уважающему себя депутату хочется пролонгировать свой мандат. А прозрачные намеки на «ответственность Семьи» позволят набрать дополнительные политические очки в глазах тех, кто голосует, а главное — тех, кто считает голоса.

Так думают многие. Но они, похоже, ошибаются. Во всяком случае, атакованный журналистами министр юстиции Азамат Ескараев недвусмысленно сказал: «Закон (в данном случае об отмене конституционного закона о первом президенте. — Авт.) обратной силы не имеет».

— Тогда зачем же нужна была вся эта затея с упразднением елбасы? — может спросить читатель. На это еще до «исторической» совместки ответил спикер сената Маулен Ашимбаев. «Все решения, в том числе об утрате закона о первом президенте, принимаются в соответствии с результатами общенационального референдума». А в ходе плебисцита 5 июня прошлого года народ голосовал только об исключении из Конституции упоминания о елбасы, продолжил Маулен Сагатханович. И резюмировал: «Во всех своих решениях и действиях мы работаем на то, чтобы выполнять инициативы, поручения, просьбы, наказы наших избирателей». Надо полагать, что, единогласно принимая ныне отмененный закон в далеком уже 2010 году, избранники народа тоже выполняли народные инициативы, просьбы и наказы. Впрочем, тогда Маулен Сагатханович, будучи замруком Администрации президента, на кнопку для голосования не нажимал...

Свой, несколько отличный от ашимбаевского, вариант ответа на вопрос «зачем?» предложила мажилисвумен Снежана Имашева. Она заметила, что утрата закона о первом президенте — вопрос технический и чисто формальный. «Сегодняшнее принятие закона (об отмене. — Авт.) было ожидаемым. Сами поправки в Конституцию, внесенные во время референдума, были историческими. Мы должны были принять это решение в изменившихся условиях — это необходимость», — заявила Имашева. При этом она позволила себе усомниться в том, что в дальнейшем нормативных актов, подобных закону о первом президенте, никогда больше не появится. «Наша страна проживает свое становление. Многие страны пережили то, что сейчас происходит у нас. Это и вопросы с коррупцией, долгое правление одного человека. Нужно признать, что Нурсултан Назарбаев был всесильным, могущественным человеком. Это сейчас все поменялось и пересматриваются его былые заслуги. У него, как и у любого, были как заслуги, так и ошибки, но он навсегда останется в истории страны», — заявила она журналистам. Остается только дождаться, что г-жа Имашева скажет через семь лет, если к тому времени останется в обойме.

Юрта невозмутимости

Особняком в череде знаковых событий минувшей семидневки стоит совершенно замечательная история с казахской юртой в Украине. Именно замечательная — в отличие от заметных лишь завсегдатаям отечественной политкухни выборам сената.

Хотя сама по себе коллизия, едва не приведшая к дипломатическому скандалу между Астаной и Москвой, выглядит скорее недоразумением. Если коротко, то украинские активисты казахского происхождения установили в пострадавшей от обстрелов Буче так называемую юрту несокрушимости — аналог действующих во многих городах и весях полуразрушенной страны пунктов несокрушимости, только с национальным казахским колоритом. Здесь мирные граждане могут отогреться, поесть плова и других национальных блюд, получить другую помощь чисто гуманитарного свойства.

При этом никаких официальных комментариев этой — подчеркнем еще раз! — чисто гуманитарной акции ни из форин офиса в Астане, ни из нашей дипмиссии в Киеве не было... ровно до тех пор, пока не заговорила Москва. Спикер МИД РФ Мария Захарова сочла возможным заявить: «Обратили внимание официальных представителей Казахстана на появившиеся в интернете сообщения. Нас заверили, что тиражируемая в некоторых СМИ информация не соответствует действительности и власти республики здесь ни при чем. Оснований не доверять близким партнерам у российской стороны нет», — приводятся на сайте МИДа России слова главы Департамента информации и печати внешнеполитического ведомства соседней страны.

Наши дипломаты, похоже, были искренне удивлены таким вниманием российских коллег к традиционному жилищу кочевников. Во всяком случае, комментируя ситуацию, казахстанский визави г-жи Захаровой Айбек Смадияров всем своим видом демонстрировал невозмутимое и даже едва заметно ироническое отношение к ее претензиям. «Мы не считаем необходимым давать специальный комментарий по этому поводу, так как не видим проблем в установке этой юрты. Мы, наоборот, гордимся, что у нас есть юрта», — пожимал он плечами на видео, моментально ставшем вирусным в Казнете. Само собой, наши сограждане не скупились на эмоциональные комментарии в адрес российских дипломатов... и не только дипломатов. А один близкий к информированным телеграм-канал даже сообщил с традиционной ссылкой на неких «слухмейкеров»: якобы готовится отзыв нашего посла в Украине Дархана Калетаева «в обмен» на отъезд из Астаны главы российской дипмиссии Алексея Бородавкина, чье недавнее интервью «Спутнику» вызвало в отечественном социуме довольно нервную реакцию.

Словом, вот что бывает, когда кто-то пытается найти черную кошку в темной комнате, заведомо зная, что ее там нет. А нашим дипломатам стоит воздать должное — они в очередной раз доказали, что усвоили золотое правило внешних сношений: твердо отстаивай свою позицию, не снимая лайковых перчаток политеса. Именно это сегодня и всегда демонстрирует кадровый дипломат, ставший президентом Казахстана. Так что его коллегам из МИДа остается только повторять уроки Токаева.

Примерно так же, как нашим влиятельным депутатам осталось лишь законодательно оформить итог июньского референдума и «отменить» елбасы. Это только сначала страшно — потом войдет в привычку.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz