Казахстан
+8°
Boom metrics
Сегодня:
ЗДОРОВЬЕ3 февраля 2023 5:15

Приходите завтра...

Почему нуждающиеся в медицинской помощи с таким трудом обязаны добиваться того, что им положено по закону?
Ирина ПАЛЬЧИКОВА
Фото: smartpress.by.

Фото: smartpress.by.

Просматривая редакционную почту, часто наталкиваемся на вопросы: почему нуждающимся в медицинской помощи приходится прилагать недюжинные силы, будоражить социальные сети, тратить нервы и время на то, чтобы добиться того, что положено по закону?

Что гарантировано нам государством?

Обратимся к документам. Статья 195 Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения РК гласит, что медицинская помощь предоставляется в следующих объемах: минимальный — гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (ГОБМП); базовый — медицинская помощь в системе обязательного социального медицинского страхования (ОСМС).

В перечень ГОБМП входят: скорая медицинская помощь (СМП); первичная медико-санитарная помощь (ПСМП); диагностика и лечение заболеваний при ВИЧ-инфекции, туберкулезе, вирусных гепатитах В (Д), С, хронических и социально значимых заболеваниях, медицинская реабилитация при туберкулезе; экстренная медицинская помощь; медпомощь в круглосуточном, дневном и стационаре на дому при хронических и социально значимых заболеваниях; медпомощь пациентам с инфекционными, паразитарными заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; паллиативная помощь; донорство; обеспечение препаратами крови и ее компонентами; лекарственное обеспечение.

В перечень медицинских услуг в системе ОСМС входят: профилактика и раннее выявление заболеваний; диагностика заболеваний в амбулаторных условиях; прием и консультации профильных специалистов; экстренная медицинская помощь в приемном покое и круглосуточном стационаре; плановая медицинская помощь в круглосуточном, дневном и стационаре на дому; медицинская реабилитация; патологоанатомическая диагностика; подготовка посмертного донора; обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями.

Вот еще один вопрос, так сказать, в продолжение темы.

А как на самом деле?

«Сколько сил, времени и нервов пациент должен убить, чтобы получить то, что ему положено?» — задалась вопросом Наталья Можарова, которой пришлось пройти очередной квест в алматинской поликлинике № 14.

— Мне отказывают в направлении на исследование, которое в самой поликлинике не проводится, — описывает свои злоключения алматинка. — Сначала отказали по причине того, что поликлиника, якобы, не заключила договоры с медучреждениями, предоставляющими услуги. Это было 11 января 2023 года. Когда именно будут подписаны эти договоры, осталось тайной.

Через 17 дней пациентка вновь обратилась в поликлинику за направлением, ей снова отказали, но уже по другой причине.

— На этот раз договоры, вроде бы, подписаны, но направление в 5-ю горбольницу (именно с этим учреждением заключен договор) не дали, ибо нет талонов! Талоны эти, как пояснили, выставляет сама 5-я ГБ в начале каждого месяца через портал Damumed и в первых числах месяца талонов уже нет — за ними охотятся все поликлиники города!

Получается, кто не успел, тот опоздал? Пришли вы на прием, к примеру, 11 числа — ждите до следующего месяца и молитесь, чтобы поликлиника (врач) успела ухватить вам талон? А если врач по какой-то причине не успел? Почему заключение договоров поликлиниками проводится с таким опозданием? И почему весь город зациклен на одной 5-й ГБ?

Администрация КГП на ПХВ «Городская поликлиника № 14» УОЗ города Алматы оперативно отреагировала на жалобу: «В отношении сотрудников приняты соответствующие меры дисциплинарного характера, также с сотрудниками поликлиники проведен повторный инструктаж по выполнению своих функциональных обязанностей и оказанию медицинских услуг прикрепленному населению в рамках ГОБМП и системе ОСМС».

Надеемся, что в этом случае проблему с талонами решат. Но, похоже, такое безобразие стало уже системой, ведь это происходит не только в указанной поликлинике, о чем мы не раз писали.

— В клинике «Достар Мед» такая же практика. Помните, как в феврале прошлого года пожилого человека гоняли по медучреждениям? — вспоминает Светлана Цой, которая жаловалась нам на бездушное отношение медиков к ее маме-гипертонику. Тогда проблема также решилась только после обнародования в соцсетях. — Такое впечатление, что медики заботятся не о том, чтобы изменить отношение к пациентам, а о том, чтобы из группы «Приемный покой» удалили жалобу.

Тайное знание?

В отсутствие действенной реакции со стороны функционеров казахстанского Минздрава пациенты уже сами предлагают реальный выход из ситуации.

— Было бы в разы легче, если бы пациенты могли получать достоверную информацию обо всех имеющихся поставщиках. Сейчас этим «тайным знанием» обладают только больничные экономисты. Даже когда обращаешься в колл-центр, дают ответ: «мы не владеем этой информацией». В результате лично у меня было несколько эпизодов, когда я сама информировала поликлинику о том, что услуга доступна и в других медорганизациях, не только там, куда они отправляют пациентов постоянно. На сайте ФОМС информацию в доступном виде также найти невозможно. О свободном выборе медорганизации и речи быть не может в таких условиях! Организуйте уже портал, где любой человек сможет просто зайти и, выбрав город и услугу, увидеть всех, кто эту услугу в рамках ОСМС и ГОБМП оказывает, — предлагает Елена Вогонова. — Это и врачам, и пациентам жизнь упростит.

Дельное предложение. По какой причине чиновники от медицины не слышат голос разума? Сложно или невыгодно кому-то?

«Все процессы реализованы в рамках НПА...»

Так или примерно так отвечают чиновники Минздрава разных мастей и уровней на нарекания пациентов в их адрес. Что стоит за такими ответами?

Ольга Голикова, вместе с 85-летней матерью прикрепленная к 10-й поликлинике в Алматы, в очередной раз столкнулась с бездушием медиков.

— Мама получает лекарства бесплатно — у нее ИБС, стенокардия АД 200, ХОБЛ. Медсестра с участка сказала, что лекарства ей выписывать не будут, пока она не пройдет смотровой кабинет. Как она его должна пройти, если ей лекарства на дом приносит соцработник? Она дальше магазина у дома и скамейки во дворе не ходит!

Администрация КГП на ПХВ «Городская поликлиника № 10» отреагировала на жалобу Ольги Голиковой и подтвердила тот факт, что один раз в год профилактический осмотр в доврачебном кабинете для своевременного выявления заболеваний проводится всем пациентам: «В связи с этим участковой службой Вашей маме предложено пройти обследование в доврачебном кабинете. Учитывая ее возраст, акушеркой ГП № 10 на дому были проведены необходимые процедуры. 25.01.2023 года участковой службой Вашей маме выписаны рецепты на базисные препараты по ее установленным диагнозам. С медицинской сестрой участка проведена разъяснительная беседа».

Из Damumed поступило бесстрастное, но четкое разъяснение: «Выписка бесплатных лекарственных средств производится в информационной системе МЗ РК. Мы предоставляем медицинский софт, в котором все процессы реализованы в рамках нормативно-правовых актов МЗ РК, поэтому перед посещением врача необходимо посетить доврачебный и смотровой кабинеты (согласно приказу МЗ РК от 12.11.2021 года № ҚР ДСМ-112 «Об утверждении стандарта организации оказания онкологической помощи населению РК»). В нашей системе существует проверка на прохождение смотрового и доврачебного кабинета при приеме пациента в поликлинике. Однако, если ранее соцработник доставлял лекарства домой, то в поликлинике могут оформить актив на участковую службу и прохождение в данном случае не потребуется».

Значит, в поликлинике могут уладить этот вопрос. Кто же не дает им это сделать? Тем более что, как выяснилось, условия для приема в этом самом кабинете далеко не санаторные.

Прохладные отношения

— Вы бы видели очередь в этот смотровой кабинет на первом этаже! Там такой холод, сквозняк, узкий коридор! — поделилась впечатлениями пациентка той же поликлиники Шахрибан Асимова. — Если пойдете в 10-ю поликлинику, одевайтесь теплее и не сдавайте верхнюю одежду в гардероб, пока не пройдете этот кабинет, а то околеете. Там на холодном кафельном полу разуваться страшно — ни коврика тебе, ни корпешки под ноги. Гинеколог оправдывается, извиняется, что не положено. Кстати, она очень внимательная, уважительная, хотя в кабинете был такой холод, а врач в тонком халатике, еще и всех успокаивает, подбадривает. Я за 10 минут замерзла, а она там целый рабочий день. Зато на 4-м этаже в администрации все по-другому. На мой вопрос, почему так холодно в смотровом, мне ответили: посмотрите на улицу, там не жарко... Но у вас-то очень даже тепло! Если администрация не заботится о своих сотрудниках, то про нас и говорить нечего! Только после скандала и.о.главного врача спустилась вниз, принесли обогреватель, в кабинете заработал интернет (а то врач там все писала на листочек, потому как интернет в этом углу не тянет), пациенток стали отправлять на 2-й этаж в отделение гинекологии. В лаборатории, кстати, тоже было холодно. У меня создалось впечатление, что администрация вообще не ходит по поликлинике, не в курсе, что происходит на вверенной ей территории.

Надеемся, наведение порядка в тот день в поликлинике № 10 не было разовой акцией.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz