Казахстан
+23°
Boom metrics
Сегодня:
Политика15 февраля 2023 6:28

Мартовские иды

Любой мало-мальски искушенный в политике человек не даст соврать: выборы лучше проводить на социально-экономическом фоне, хотя бы близком к благоприятному.
Фото: halyq-uni.kz.

Фото: halyq-uni.kz.

Тогда народ, настроенный более благодушно, не ждет от выборов больших перемен, но вполне доволен тем, что имеет, и готов голосовать даже за тех, кого априори считает больше назначенными, нежели избранными, — за депутатов всех уровней. А нынче обстановка к благодушию располагает мало: цены растут, города и веси замерзают, перенаселенные мегаполисы в прямом смысле слова задыхаются. Народ, в очередной раз временно ставший электоратом, предчувствует худшее, хотя очень хотел бы поверить в лучшее.

Казалось бы, тут и партиям (особенно новоиспеченным), и изголодавшимся по real politic амбициозным самовыдвиженцам карты в руки. Однако партийные списки не только новых, но и бывалых партформирований усыпаны фамилиями никому не известных чиновников и топ-менеджеров квазигосструктур, а в самовыдвиженцы, помимо них, рвутся толпы ноунеймов, вообразивших себя «политиками» после пары-тройки хайповых постов в соцсетях. Кто-то скажет: мол, на первых порах это неизбежно, только на таком «перегное» когда-нибудь прорастут всходы цивилизованного политического рынка.

Безнадежный оптимизм

Что ж, ждать нашим рулевым не впервой, конечно. Им ровным счетом ничего не стоит в очередной раз пообещать публике прекрасную жизнь завтра вместо хорошей сегодня. Но обычные-то люди судят о правящем классе по конкретным делам его. А с духоподъемной конкретикой пока что напряженка...

Один из иллюстрирующих это примеров — многострадальный Экибастуз. Еще прошлым декабрем вернувшийся с холода первый вице-премьер Роман Скляр заявлял, что никакой коммунальной катастрофы в «сердце казахстанской энергетики» нет, без отопления в морозы остался «всего» один микрорайон, и правительство сделает все возможное и невозможное, чтобы в ближайшее время вернуть тепло в квартиры экибастузцев. И что? А все то же: зима на исходе, в квартирах горожан по-прежнему «не жарко», начальство теплоснабжающей компании признается: наладить бесперебойную подачу тепла до конца отопительного сезона вряд ли получится. А аким городка Аян Бейсекин пророчит еще и летнюю беду — отсутствие горячей воды в кранах горожан. Притом, что платить за тепло (которого нет сейчас) и воду (которой не будет потом) экибастузцам придется минимум столько, как если бы они были. Единственная подвижка — увольнение с подачи г-на Скляра топ-менеджера местной энергокомпании г-на Лисина. Но этот кадровый ход едва ли согреет горожан. Хотя кому-то из них, возможно, подарит надежду на отогреться в будущем...

А если взять ту же инфляцию, так и вовсе безнадега получается. Хоть Нацбанк с правительством божатся «загнать ее в коридор», ценники в магазинах и на рынках эти заверения нагло игнорируют. Подсластить пилюлю, как умеют, пытаются кудесники цифр из Бюро национальной статистики, на днях провозгласившие: за прошлый год средняя зарплата по больнице... то бишь, по стране, выросла до 300 тысяч с копейками. На это еще не исчезнувшие как вид независимые экономисты робко возражают: мол, во всем цивилизованном мире давно отказались ориентироваться на показатель, полученный арифметическим делением всеказахстанского фонда зарплаты на общее число работающих. Если же исходить не из средней зарплаты, а из медианной, то искомая цифра снижается до сегодняшних 200 тысяч. Мало того, на днях наш социальный министр Тамара Дуйсенова открыла «секрет Полишинеля»: в нашей стране есть люди, чье месячное довольствие не превышает 80-90 тысяч тенге. Точное их число названо не было, но, судя по всему, оно значительно выше арифметической погрешности.

Будущая весна или прошлая осень?

Что же могут предложить этим гражданам Казахстана партии и индивидуалы-самовыдвиженцы? За кого им голосовать и есть ли вообще смысл подходить к избирательным участкам? Смысла немного, если судить по программам партий и заявлениям их вождей. И те, и другие выдержаны в духе старых добрых призывов — за все хорошее и против всего плохого. Есть, конечно, отдельные яркие фигуры в стане самовыдвиженцев, но их немного, и едва ли они станут делать погоду в новом депутатском корпусе, если даже попадут в него.

Между тем социально-экономическая картина — как внутренняя, так и внешняя — не дает рядовым гражданам поводов спешить справить гражданскую нужду 19 марта. Ибо их реальные доходы растут гораздо медленнее, чем полумифическая «средняя зарплата» (всего на 0,2 процента за десять месяцев недавно ушедшего года): сравните с 20 с хвостиком процентов годовой инфляции и почувствуйте, как говорят в Одессе, две большие разницы. Не прибавляет «электорального оптимизма» и конъюнктура мировых цен на «наше все» — нефть. Многие эксперты полагают, что уже к марту она может стоить значительно дешевле заложенных в бюджет $85, и не исключают новых вливаний из нацфонда — чтобы не провалить исполнение обещанного на прошлых ноябрьских и будущих мартовских выборах.

Не вызывает оптимизма и то, чем мы дышим. Экологическая повестка актуальна сегодня не только для многострадального Алматы, но и для многих точек на карте страны — от Астаны до Талдыкоргана, от Атырау до Усть-Каменогорска. Прицепом к ней идут и другие болезненные темы — та же пресловутая точечная застройка. Опять же, ближе ко дню голосования в полный рост встанет проблема весенних паводков, уже заявившая о себе в Туркестанской области. Эти ежегодно бьющие нашу исполнительную власть по лбу грабли тоже могли бы пригодиться партии или самовыдвиженцам в качестве аргумента в предвыборной агитации. Но пока не похоже, что весенняя парламентская кампания будет выгодно отличаться конкретикой от осенней президентской. Разве что партия от сохи ненадолго привлечет публику новыми эксцентричными выходками двух фриковатых кандидатов в президенты, угодивших в ее парламентский список, — одна подоит кобылу, другой ее подкует.

За светлый дюбель!

Ну, а если серьезно, то трудно не согласиться с экономистом Айдарханом Кусаиновым: мартовские выборы — своего рода точка бифуркации, проверка на готовность к «перезагрузке» всей системы власти, «перезапуск» всех ее институтов. Если рестарт по какой-то из названных выше причин не задастся, то вернуть доверие социума — и без того невысокое — будет весьма проблематично.

Тот же Кусаинов предсказывает несколько сценариев развития ситуации после выборов, среди которых выделяет «маловероятный, но лучший: мажилис выберет правительство реформ. Или президент объявит экономические реформы и предложит правительство реформ, так как реформы — это реально больно, но нужно». Но курс реформ президент давно объявил и правительство реформ во главе с Алиханом Смаиловым назначил. Пора бы предъявить почтеннейшей публике первые — пусть даже зеленовато-кисловатые — плоды этих реформ. Но пока единственным таким плодом можно считать возврат к пропорционально-мажоритарной избирательной системе. И то непонятно, каким выйдет первый блин — выборы 19 марта.

Очевидно, что всей системе власти необходима некая встряска, триггером которой, как верно заметил кто-то из коллег, могла бы стать «палата номер шесть» в будущей нижней палате парламента. Если все так называемые ЛОМы (лидеры общественного мнения) попадут в мажилис под номером восемь и сумеют в этом застойном аквариуме сохранить голос и не потерять навык мутить воду, то по всей вертикали власти неизбежно прокатится волна, начнется движняк — пусть и броуновский на первых порах.

Но для этого нужна политическая сила, способная предложить стране что-то конкретное, а не привычный набор лозунгов «за все хорошее, против всего плохого». Благо «чисто конкретных» политиков, способных такую силу организовать и возглавить, у нас хватает.

Скажем, нынешний аким Алматы Ерболат Досаев, вздумай он податься в депутаты, вполне мог бы найти по всей стране единомышленников, готовых с боем «выйти на панель». Мощное строительное лобби с удовольствием подхватило бы его призыв снести все хрущобы южной столицы и, как выражаются в чиновничьих кругах, масштабировало бы эту дебютную идею на всю страну. Из сотен тысяч работников строительных компаний легко можно было бы сформировать партию «Жана панель» под девизом «За светлый дюбель!».

Жаль, Ерболату Аскербековичу нынче не до политических прожектов — в южной столице очень непростая социально-экономическая ситуация, а экологическая и вовсе близка к чрезвычайной. К слову, на днях группа алматинских энтузиастов разместила в соцсетях петицию к президенту с призывом объявить мегаполис «зоной экологического бедствия». «Челобитная» набирает сторонников не по дням, а по часам — к минувшему уик-энду ее подписали около 50 тысяч человек. Не исключено, что найдется партия, готовая заиграть этот козырь в предвыборной кампании. И тогда традиционно пассивная в электоральном смысле южностоличная публика может приятно удивить небывалой активностью избирателей 19 марта. В противном случае после выборов Алматы рискует лишиться нынешнего градоначальника, как провалившего явку.

И то, и другое, разумеется, можно считать конкретным результатом весенней электоральной кампании. Вот только не маловато ли будет для того, чтобы говорить о «полной перезагрузке» политической системы?

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz