Казахстан
+15°
Boom metrics
Сегодня:
Политика9 ноября 2022 8:04

Следите за агитосом!

О предвыборной агитации…
Касым-Жомарт Токаев.

Касым-Жомарт Токаев.

Просто поразительно, как быстро летит время... Кажется, только вчера президент огласил свое ежегодное Послание, его волей ставшее предвыборным, только-только отошли от вызванного этим шока политики и политиканы разного калибра и сопровождающая их профессионально-диванная рать политологов вкупе с просто политически озабоченными гражданами. А вот поди ж ты — через каких-нибудь 10 дней шестерка кандидатов на высший государственный пост завершит мериться агитационными месседжами...

Сама этимология слова «агитация» достаточно «говорящая». По-гречески «агитосом» называется длинный шест, которым пастухи издревле гнали свои стада коз и баранов на сочные альпийские луга и обратно. Обидно? Да нисколько! На том стояли, стоят и стоять будут электоральные кампании в большинстве стран, претендующих на звание демократических. Рискну высказать крамольную мысль: истинная демократия — это умение меньшинства (или даже одного человека) навязать свою картину мира большинству. Причем сделать так, чтобы это самое большинство ни секунды не сомневалось: меньшинство управляет исключительно по его (большинства) воле и сверяет с ним (большинством) каждый свой шаг.

Вопрос без ответа

В нашем случае управляющее меньшинство сначала делало это, особо не заморачиваясь: просто взамен хорошей жизни сегодня обещало еще лучшую, но завтра. Это именовалось «стратегией развития» и при первом взгляде производило неизгладимое впечатление на паству, безропотно повиновавшуюся тычкам агитоса.

Новый пастырь вроде бы ничего кардинального в эту нехитрую науку управления не привнес. Более того, немалое количество людей в стране убеждено: провозглашенный им «новый Казахстан» — на самом деле не успевший толком забыться старый. Но так ли это? После того, как Касым-Жомарт Токаев ограничил семилетним сроком свое и последующих президентов пребывание в Акорде и объявил досрочные выборы, многие задались вопросом: зачем ему это нужно? Официальная версия, согласно которой после июньского конституционного референдума президенту нужно было продлить «мандат доверия», сомневающихся не слишком убеждает. В самом деле, что мешало, заложив фундамент нового Казахстана до конца первой президентской каденции, спокойно и размеренно поднимать его стены в течение второй — до того же самого 2029 года (включительно), что и в одиночном семилетнем формате?

Вот вопрос, вразумительный ответ на который от идеологов Акорды так и не прозвучал. Версии о «реванше» старой элиты (или элит?), звучавшие едва ли не с весны 2019 года, сегодня, почти через год после январской трагедии, выглядят все менее убедительно. Вернее, на фоне нарастающих внешних вызовов, роста цен и падения уровня жизни абсолютного большинства казахстанцев разговоры о «неизбежной» попытке повторить январский ужас, затеваемые провластными политологами, воспринимаются публикой как неуверенность определенной — старой — части правящего класса в своем завтрашнем дне. Начатая Касым-Жомартом Токаевым чистка староэлитных рядов и «раскулачивание» отдельных олдскульных элитариев вызывает в обществе позитивный отклик и все громче звучащие требования «продолжить банкет».

Но самое эффективное противоядие от реваншизма — законодательная перезагрузка. Так, по крайней мере, считает сегодняшний хозяин Акорды, публично подписавший в конце минувшей недели сразу шесть ключевых законов, в том числе — о Конституционном суде; об Уполномоченном по правам человека; о прокуратуре.

Хотя многие полагают, что то же самое можно было сделать в рамках референдума 5 июня, избежав досрочных выборов (а фактически — перевыборов с «потешными» соперниками-ноунеймами), которые, по большому счету, дискредитируют июньский плебисцит. В самом деле, если бы по его итогам из Конституции и Конституционного закона о выборах исчезло ставшее притчей во языцех требование пятилетнего стажа госслужбы, то к концу 2024 года у Касым-Жомарта Кемелевича были бы по-настоящему серьезные конкуренты в борьбе за кресло номер один.

Разумеется, это в определенной степени осложнило бы путь кандидата в президенты от трех парламентских партий к победе. Одна только унесшая пять человеческих жизней авария на карагандинской шахте, управляемой «инвестором» с давно подмоченной репутацией, грозила бы, как минимум, правительственным кризисом. Но зато эта победа подтвердила бы курс новой власти на Новый Казахстан — с большой буквы и без кавычек.

Свита есть, ума бы надо...

Между тем многолетняя монополия на власть, приведшая к отсутствию реального политического рынка и сколь-нибудь дееспособных несистемных элит, делает главной угрозой власти не полумифических «реваншистов», а саму власть, точнее — жесточайший дефицит в ее обойме квалифицированных, креативных и не замаранных коррупцией исполнителей, способных воплотить амбициозные планы г-на Токаева на его последнюю семилетку.

Правительство не в состоянии полноценно исполнить ни одного мало-мальски серьезного поручения президента, а потому вместо конкретных дел выдает на-гора глубокомысленно изложенные «концепции» очередных «реформ», будучи не в состоянии даже объяснить, что это за чудесные реформы и к чему они приведут. Один из свежих примеров — презентация очередных «концептуальных» реформ многострадального дошкольного и школьного образования до 2026 года. Глава Минпроса Асхат Аймагамбетов так и не смог внятно объяснить, что его высоколобые подчиненные подразумевают под «академической свободой» для средних школ. Если речь о самостоятельном составлении учебных программ, то само министерство следует немедленно упразднить за ненадобностью.

Кабмин вместе с Нацбанком в очередной раз капитулировал перед инфляцией. А повышение регулятором базовой ставки до 16 процентов выглядит издевательством над здравым смыслом даже на фоне официального показателя инфляции в 18,8 процента (по оценкам еще уцелевших независимых экспертов, эта цифра сильно занижена). То есть кредиты станут дороже, причем, не только потребительские, но и производственные. А завозная инфляция останется целой и невредимой. Аналитики из числа наиболее впечатлительных заговорили даже о «смерти» реального сектора экономики. Согласитесь, не самый позитивный фон для президентской кампании — тем более досрочной!

Региональные власти тоже не способствуют умножению электорального капитала главы государства. Одна только трагикомическая история с подтоплением домов, спешно построенных для костанайских погорельцев, чего стоит! И ведь никто не знает, сколько таких «нежданчиков» всплывет до дня голосования... Не оправдали акимы и оказанного им высокого доверия — правительственного поручения «расследовать цепочки ценообразования», что в переводе с чиновного на русский значит выявлять посредников, накручивающих цены на так называемые СЗПТ — социально значимые продовольственные товары. А рядовой избиратель по простоте душевной «переведет стрелки» на президента — даже если грозный вердикт премьера Алихана Смаилова уволить ответственных вице-акимов вместе с председателем Комитета торговли Минторгинтеграции будет приведен в исполнение...

Что до «народных избранников», то этот скроенный еще по старым лекалам «коллективный Назарбаев» сидит на чемоданах, выполнив свою главную миссию — формальное принятие тех самых шести законов. Хотя президент анонсировал досрочные парламентские выборы в первом полугодии 2023-го, не уточнив, о конце или о начале его идет речь.

Цирк уедет. А что дальше?

На что же рассчитывал президент, начав кампанию под девизом «семилетку — досрочно!»? Возможно, он просто решил опередить время — своего единственного серьезного соперника. Так что, по сути, основная интрига этих выборов не в том, победит ли на них Касым-Жомарт Токаев, а в том, что он будет делать с этой победой дальше. Весь этот предвыборный «цирк с конями» — разбивание заранее подпиленной бараньей кости, мастер-класс по доению кобылы, ошибка в слове «Конституция» в программе кандидатки с дипломом юриста и опытом работы в Генпрокуратуре — скоро забудется, останется только один экзистенциальный вопрос к кандидату, победившему время: «Камо грядеши, господин президент?».

И следить за агитосом в его руках.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz