Казахстан
+8°
Boom metrics
Сегодня:
ЗДОРОВЬЕ22 февраля 2023 5:22

Как написать сценарий яркой жизни?

«Комсомолка» продолжает разговор о том, как детские травмы и сценарии не дают жить полноценно, влияя на мышление и здоровье во взрослом возрасте. И даже приводят к созависимым отношениям.
Дети склонны копировать модели своих родителей.

Дети склонны копировать модели своих родителей.

(Продолжение. Начало в № 12 от 17 февраля)

Помогает нам разбираться в столь тонкой теме практикующий психолог в модальности Транзактного Анализа, магистр психологии, учредитель АлмАТА, Член Европейской Ассоциации ТА (ЕАТА) Наталья Аюпова.

Психолог Наталья Аюпова.

Психолог Наталья Аюпова.

— Наталья Валентиновна, прошлый раз мы говорили о том, что сильное эмоциональное потрясение от психологического или физиологического насилия в детстве оставляет травмы внутри психики на всю жизнь. Как родитель может увидеть, что ребенок травмирован?

— На самом деле, увидеть это несложно тем родителям, которые наблюдательные и более внимательные к чувствам ребенка, его реакциям, настроению, малейшим изменениям, внешним и внутренним. Если ребенок чем-то испуган или расстроен, замкнут или, наоборот, агрессивен, очень важно родителям заметить и поговорить о чувствах, чтобы узнать о причине их происхождения. Помочь с ними справиться, а не игнорировать эмоцию ребенка или гневаться на их проявление. Когда родители оказываются не в состоянии увидеть потребность и чувства ребенка, он оказывается один на один с непонятными ему неприятными переживаниями и постепенно вытесняет свои болезненные чувства «в тело». Такой ребенок не живет по-настоящему своей жизнью. И это заметно. Ребенок затихает, перестает быть активным, иногда даже становится замкнутым, меняется его выражение лица, можно увидеть в глазах страх, печаль, грусть, появляются зажатость, подавленность, отсутствие интереса к чему-либо.

— Что значит вытеснять чувства «в тело»?

— Наши чувства, мысли и поведение (тело) тесно связаны друг с другом, они не могут существовать отдельно. Проживая физический опыт, мы испытываем разного рода эмоции, которые вызывают изменения в теле. Это как ответная реакция. Но в своей повседневной жизни мы привыкли обращать внимание в основном только на мысли, иногда отгоняя чувства куда подальше. Но мы не можем заставить эмоции исчезнуть. Это определенного рода энергия, которая остается в теле и не находит выхода, кроме как оседать внутри, как правило, в мышцах. Следом мышцы оказывают воздействие на органы, и они начинают страдать. Например, если у человека есть запрет на выражение гнева, его челюсти будут всегда сжаты. Когда гнева слишком много — он трансформируется в ярость. Если ее долго подавлять, то переполнение может привести к давлению в голову, так как нет другого выхода. Страхи переживают гораздо чаще, чем радость, и в основном от них страдает шея. Первая реакция от страха — сжаться. Поэтому в теле будет много напряжения. Чувство острой обиды проявляется болью между лопаток, страдают мышцы верхней части спины. Поясница обычно принимает на себя все эмоции, связанные с непосильной ношей. Заблокированные в теле чувства могут мешать нашему саморазвитию и успеху в жизни. Многие искренне верят, что мысли контролируют все — и поведение, и эмоции. Но это не так. Как раз наоборот: чувства первичны, и они влияют на наши мысли и поведение. Тело может само рассказать о нашем эмоциональном состоянии. Важно научиться слушать свое тело. И если не гасить в нем чувства и эмоции, научиться их распознавать и конструктивно выражать в социуме, то гармония в чувствах, мыслях и действиях изменит нашу жизнь к лучшему ее качеству.

— Как быть, если родитель увидел, как много травм принес своему ребенку, и мучается от чувства вины?

— Когда человек видит, что происходит в его жизни и какие ситуации происходили в семье с его детьми, главное здесь — простить себя, а не впадать в чувство вины. В нашей культуре не принято просить прощения у детей. У родителей есть опасения за свой авторитет и твердая установка, что родитель всегда прав. Но если родитель был не прав - нормально признать это и попросить прощения у ребенка. Важно искренне раскаяться и сделать это с достоинством, а не застрять в чувстве вины. Иначе ребенок может войти в манипуляцию и получать то, что он хочет, через веревки чувства вины. И это неблагоприятно и для родителя, и для ребенка. Ребенку важно пережить свои болезненные чувства и понять, что родитель так поступал по каким-то причинам. Точно не специально и точно не осознанно. Соответственно, он так делал, потому что не умел по-другому и не знал, как по-другому. Возможно, с ним так поступали его родители, и это единственный образец, который он знал. Либо внутри много своих собственных чувств, от которых так сложно освободиться. И порой они так захлестывают, что мама сама может вести себя, как маленький ребенок. И, соответственно, по отношению к ребенку вести себя так же, как к ней относилась ее мама.

Если мы пойдем так по поколениям, то увидим, что у наших предков в далеком прошлом была одна задача — выжить. И они выживали, как могли. До нас докатилась та волна. Сейчас другое время, и каждое поколение оказывается на шаг впереди предыдущего. И своим саморазвитием улучшает развитие рода и общества в целом. Ничто не приходит ниоткуда и не уходит вникуда. Каждый ребенок, рожденный в своем роду, имеет мощную поддержку всего рода. И об этом важно знать. Сила рода — это суперколоссальный энергетический ресурс, который накапливается предыдущими поколениями. Она всегда с нами, она бережет нас. И очень важно, чтобы каждый человек слушал себя и свое сердце, раскрывал свои способности и учился использовать свои таланты. В общем, рос духовно. В этом случае весь род помогает и благословляет.

— Можете дать практические советы родителям, как им воспитывать детей, чтобы они не жили по их сценариям?

— На самом деле как-то по особенному воспитывать детей не нужно. Родитель ответственен перед ребенком за модель, как в этом мире жить и функционировать, как относиться к себе. Дети склонны копировать модели своих родителей, они, как губки, впитывают все от своих родителей — причем, и хорошее, и плохое. У них нет своей фильтрации, поэтому берут их как базовые. И при этом больше верят не тому, что говорит родитель, а тому, как он поступает в разных ситуациях, что транслирует всем своим видом и своими действиями. Или, наоборот, в каких-то очень деструктивных моделях ребенок может решить от обратного — я точно не буду жить так, как мои родители. Например, в семье алкоголика ребенок может стать во взрослой жизни или сам алкоголиком, или ярым противником его, трезвенником, но, к сожалению, он все равно будет тоже склонен к своего рода зависимостям, например, нездоровый трудоголизм, зависимость от работы.

Сам механизм, сама модель функционирования все равно сохраняются, но уже с причинением вреда не миру, а себе. Поэтому родители воспитывают детей своим примером. У депрессивного, несчастного родителя не может быть счастливого, радостного ребенка, сколько бы он ему не желал счастья. И если родители хотят, чтобы их дети были счастливы и не повторяли их судьбу, им придется начать с себя. Научиться самим быть здоровыми, самодостаточными и счастливыми. Чтобы ребенок скопировал здоровую модель жизни, пропитанную любовью. А для детей главное, чтобы их любили, просто так, просто за то, что они есть! Принимали их чувства. Родители служат зеркалом для своего ребенка. И очень важно, чтобы они видели в нем личность со всей ее уникальностью.

— Каков портрет человека, который живет без сценария?

— Нет людей, живущих без сценария. На сто процентов выйти из него невозможно. Да и нет необходимости. Ведь, помимо ограничений в сценарии, есть и много разрешений. Но мы можем пересмотреть и изменить те его аспекты, которые мешают нам во взрослой жизни, раскрыть свой потенциал и силу взрослого. Общим портретом человека, изменившего свой сценарий, будет человек оптимистичный, чувствующий свою достаточность, живущий своей собственной жизнью в любви и радости и с удовольствием занимающийся любимым делом во благо себе, человечеству и миру в целом. Все люди ОКей, как сказал Эрик Берн!

Упражнение «Целостность личности»

«Могу предложить замечательную практику «Ум, чувства, тело» для лучшего понимания своего образа «Я». Возьмите три чистых листа любого формата — они будут вашим «умом», «чувствами» и «телом». Напишите на каждом из них соответствующее значение. На одном — ум, мои мысли, на втором — мои чувства и на третьем — мое физическое тело. Расположите их в пространстве так, чтобы они отражали состояние ваших частей личности, на каком расстоянии друг от друга находятся. Получится какая-то комбинация. Затем предлагаю вам встать (сесть) на каждый из листочков по отдельности и побыть вашими «частями», чтобы ощутить и пропустить через себя впечатления. Запишите свои ощущения в дневнике, каково вам было быть чувствами, телом и умом.

Упражнение позволяет увидеть разницу в осознании контакта с вашими мыслями, чувствами и телом. Увидеть, насколько вы чувствуете свою целостность личности. И в дальнейшем уже решить, что вам поможет привести ваши мысли, чувства и тело к гармонизации».

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz