Казахстан
+23°
Boom metrics
Сегодня:
Политика22 февраля 2023 6:20

При всем богатстве выбора...

Чем меньше времени остается до выборов, тем больше ажиотажа вокруг мажоритарщиков-самовыдвиженцев.
К чему приведет столь массовое паломничество в мажилис и маслихаты?

К чему приведет столь массовое паломничество в мажилис и маслихаты?

Желающих побороться за один мажилисовский мандат в областях в среднем 10 человек, а в столицах — в три-четыре раза больше. Хорошо это или плохо? И к чему в конечном счете приведет столь массовое паломничество в мажилис и маслихаты?

Однозначного ответа нет ни в обществе в целом, ни в так называемом экспертном сообществе. Одни предвкушают «небывало конкурентные» выборы, в результате которых страна получит максимально широкое представительство разных политических сил в центральном и в местных депутатских корпусах. То бишь наконец-то сбудется заветная мечта президента: Касым-Жомарт Токаев еще по итогам прошлых выборов высказывал желание видеть в мажилисе как можно больше конкурирующих между собой сил. Но, публично декларируя такую позицию, президент не мог не понимать: доставшаяся ему «от создателя» страна стоит примерно на таком же перепутье, как в первые годы независимости, — с той лишь разницей, что тогда государство создавалось с нуля, и нужно было без долгих дискуссий принимать оперативные и не всегда популярные решения. Сейчас государству уже тридцать с хвостиком, но его по-хорошему надо ломать до основания и создавать новое, опять же, с нуля. А разношерстный, многоголосый парламент не самый лучший помощник в этом деле. Особенно если «новый Казахстан» приходится строить старыми руками и по старым чертежам.

Поэтому грядущие досрочные выборы, при всем внешне демонстрируемом «богатстве выбора», должны, по замыслу их инициаторов, так изменить политический ландшафт, чтобы эти изменения бросались в глаза, не влияя на тайный ход мастей. Собственно, именно в этом ключе высказываются многие комментаторы. К примеру, политолог Николай Кузьмин пишет: «В большинстве округов победу одержат представители политических партий. Настоящих одиночек на партийно-политическом поле будет немного. Большая часть победивших одномандатников примкнет к «списочникам» и сформирует партийную фракцию в мажилисе. Таким образом, весь пар уйдет в свисток, как шутили в эпоху паровозов. Однако в мажилис пройдут и два-три независимых кандидата — в меру ярких, в меру креативных, в меру ответственных. Им необязательно уметь работать с текстами законов, у них будет своя функция — развлекать публику, давать темы для обсуждений в социальных сетях и служить символом политических реформ».

Вот, по существу, и все, что мы получим по итогам голосования 19 марта. Но есть один нюанс: большинство выдвинувшихся — даже вроде бы по собственной инициативе — одномандатников де-факто либо действующие, либо бывшие члены правящей партии, и понятно, к каким именно «списочникам» они примкнут, оказавшись в мажилисе или в облмаслихате (который по новому закону состоит из «партсписантов» и одномандатников в пропорции 50/50). Так что за мажилис и областные «парламенты» можно не волноваться — они как были нотариальными конторами при исполнительной власти, так и останутся ими.

Не совсем понятно, что будет с раймаслихатами, которые у нас отныне стопроцентно мажоритарные. На первый взгляд, мы можем увидеть «разгул демократии» районного масштаба. Но в стране так исторически сложилось, что глубинка практически не знает других политсил, кроме партии власти. Даже «старопарламентские» НПК и «Ак жол» «внизу» представлены крайне слабо: из почти полутора тысяч самовыдвиженцев в районах они в подавляющем меньшинстве. О партиях-дебютантах — «Байтак» и Respublica — даже говорить не приходится: те же «зеленые» не успели зарегистрировать филиалы в без малого половине областей, а ниже у них и подавно кадровый голод...

Словом, не только в центре, но и на местах старой и новой «оппозиции» уготована, по меткому замечанию г-на Кузьмина, роль «символа реформ» — и не более того.

Очевидно, что это в значительной мере «смазывает» как значение предстоящих выборов, так и степень влиятельности тех институтов, которые получит Казахстан по их итогам.

Правительство, которое не греет

А тем временем исполнительная власть тоже не демонстрирует особых прорывов. В конце минувшей недели правительство устами второго в нем человека фактически признало провал неоднократных попыток отогреть многострадальный городок горняков и энергетиков Экибастуз. В ходе парламентских слушаний, устроенных в сенате, первый вице-премьер Роман Скляр заявил, что из-за ежедневных поломок котлов на местной ТЭЦ нормальную температуру в квартирах экибастузцев поддерживать не удается. Не помогло, как и следовало ожидать, проведенное по инициативе Романа Васильевича кадровое «кровопускание» — увольнение первого руководителя «Павлодарэнерго».

«К сожалению, та прошлогодняя авария на сетях разбалансировала работу станции. Если ранее «остановы», на языке энергетиков, были 1-2 раза в неделю, то сейчас ежедневно один, два или три котла выходят из строя, и их ежедневно восстанавливают. Если в прошлом году этой работой занимались 15 человек ремонтного состава, то теперь этим вопросом занимается 130 человек. Работают в две смены по 65 человек», — заявил вице-премьер. Тот самый, который в декабре пытался делать хорошую мину при плохой игре, утверждая: «Вселенской катастрофы, что весь город замерз, не было. Слово «замерзающий Экибастуз» в данном случае относится к трем микрорайонам».

Если это так, то получается совсем уж неприлично: правительство, успевшее с начала «невселенской катастрофы в конце ноября побывать там чуть ли не в полном составе, не смогло обеспечить оперативное и надежное подключение к теплу нескольких десятков пятиэтажек! Более того, оно не сподобилось даже добиться принципиального согласия собственника местного энергохозяйства потратиться на его скорейшее восстановление. По словам министра энергетики Болата Акчулакова, «совместная группа существует, все 137 объектов проверяем. И результаты мы в ближайшее время, до конца первого квартала, объявим. Второй вопрос касается, сколько средств на масштабные ремонтные работы, конечно, будем учитывать. Одна часть работ — аудиторские процедуры. Сумму можно сказать, конечно, но она не четкая. Эту сумму мы, я думаю, до конца первого квартала, до конца марта, предоставим дополнительно. И касательно станции, будет ли представитель АО «ЦАЭК» выделять средства или нет, мы будем смотреть. Дело в том, что по обеспечению по ремонту теплосетей и сейчас мы рассматриваем варианты, какими возможными путями или, может быть, он свои средства будет закладывать. Мы сейчас проводим переговоры».

Дальнейшее предсказать несложно: после выборов 19 марта старое правительство сложит полномочия перед новым мажилисом. Далеко не факт, что г-да Скляр и Акчулаков сохранят свои позиции в новом. Но даже в этом случае им будет явно не до заштатной теплостанции и ее собственника. А там и отопительный сезон закончится, и проблема благополучно забудется где-нибудь до сентября...

К слову, нет никаких вестей и от «чрезвычайной комиссии» по проверке всего энергохозяйства страны под водительством замруководителя Администрации президента Тимура Сулейменова. Так что не исключена ситуация, когда уже новые парламентарии примутся сколачивать себе политический капитал на руинах отечественной энергосистемы, как в декабре-январе это пытались делать их предшественники.

Вопрос о том, чем в таком случае «новые» депутаты лучше старых и стоило ли вообще затевать весь этот сыр-бор, повисает в воздухе...

Впрочем, все происходящее лишь подчеркивает тот самый «символизм политических реформ», о котором вроде бы для красного словца обмолвился политолог Кузьмин.

Быть может, именно ради этого все и было задумано и впереди нас ждут новые «символы» Жана Казахстана?

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz