Казахстан
+18°
Boom metrics
Сегодня:
Экономика15 ноября 2022 3:51

Химические потоки

Что происходит с химической промышленностью в Казахстане?
Отечественная химическая промышленность очень тесно связана с российской.

Отечественная химическая промышленность очень тесно связана с российской.

Ни для кого не секрет, что санкции, введенные против России, так или иначе бьют и по Казахстану. В частности, отечественная химическая промышленность очень тесно связана с российской, в которой, к примеру, из-за прекращения европейского импорта страдают узкоспециальные отрасли химпроизводства. Но эти же санкции открывают новые возможности для нашей «химии». «Комсомолка» решила разобраться в сложившейся ситуации.

Для начала надо понять, как сильно повлияли санкции на химическую промышленность нашего северного соседа. Как считают эксперты, запрет со стороны ЕС, под который попало несколько десятков наименований химических товаров и процессов, разорвет массу цепей поставок, и в конечном итоге существенное влияние окажет в узких областях специальной продукции. По их мнению, основную часть из этого списка Россия может или производить сама, или купить у дружественных стран, в том числе и Казахстана. При этом удобрений, цены на которые и так на многолетних пиках, очередные санкции фактически не коснулись из-за опасений дефицита.

Одни участники отрасли отмечают, что список выглядит устрашающе, но требует более детального изучения, так как важны нюансы, которые могут исправить первое впечатление. Другие более оптимистичны и уверяют, что большую часть наименований Россия или уже выпускает, или может оперативно начать производить, или заместить китайскими аналогами.

Но все источники признают, что остается узкий ассортимент специальной химии, где найти альтернативу в ближайшее время будет невозможно.

Свято место пусто не бывает

Как отмечает глава Центра отраслевых исследований Андрей Костин (РФ), во всех химических классах присутствовала та или иная доля импорта. В основном, по его мнению, это касалось особых марок, продуктов тонкого передела, а также инженерных полимеров. Среди продуктов, которые будет проблематично заместить, он называет эфиры акриловой кислоты, метилметакрилат, нейлон 66, поликарбонаты, а также метионин (незаменимая для животных аминокислота, помогающая расщеплять жиры), который используется для производства кормов для птиц и зверей. Сейчас, отмечает эксперт, основной поставщик метионина в РФ — Бельгия. Также пострадает текстильная отрасль, предприятия которой импортировали спецхимию для производства. Попадут под удар и все виды полимеров.

Еще одним крупным сегментом, которого коснулись санкции, стали широко используемые в нефтепереработке и химии катализаторы. Как отмечает Александр Гадецкий, основатель Engineering & Consulting PFA Alexander Gadetskiy, на НПЗ 15-20 каталитических процессов, в нефтехимии — на порядок больше, а в химии — еще на два порядка больше.

В этой связи Казахстан может стать неким аналогом по ряду наименований химической продукции. Например, в нашей стране уже более пяти лет работает компания «Cracking catalyst». Фирма имеет свою производственную базу, складские помещения и автопарк специальной техники, а ее база расположена в индустриальной зоне города Шымкента.

Предприятие позиционирует себя надежным поставщиком продукции химической промышленности от признанных мировых лидеров этого сегмента мировой экономики, а также занимается реализацией продукции собственного производства — растворов каустической соды.

Поставляемая компанией продукция — от химических присадок до катализаторов каталитического крекинга, от производных солей уксусной кислоты (ацетаты) до растворов каустической соды.

При этом необходимо учесть, что в химии и нефтехимии в 90% случаев используются российские катализаторы, за исключением производств полиэтилена и полипропилена, где они традиционно импортировались. То же касается окиси этилена, для выпуска которой никогда не было отечественных катализаторов.

«В химии из более чем полутора тысяч процессов есть всего один-два десятка коммерческих процессов, которые действительно можно купить только в одном месте у одного производителя, и их копирование невозможно», — говорит Александр Гадецкий. При этом, отмечают на рынке, разработки части недостающих процессов уже есть в РФ, но под них нужно подстраивать производство.

Эксперт уверен, что в перспективе все катализаторы можно сделать в России или купить в Китае и Центральной Азии. Правда, по его мнению, такая замена может привести к потере эффективности процессов, но некритичным образом.

Удобрение для экономики

В секторе удобрений специалисты пока не видят для себя существенных рисков с точки зрения санкций. Они отмечает, что Европа формально ввела квоты на импорт российских удобрений, которые сопоставимы с традиционным среднегодовым объемом поставок.

В ЕС понимают, что, если полностью запретить импорт удобрений из России, цены на них взлетят до небес. Стоимость основных видов удобрений на фоне резкого подорожания газа и сокращения спроса уже несколько месяцев бьет многолетние рекорды. Напомним, что в конце марта Минфин США внес российские удобрения в товары первой необходимости и на них не будут распространяться санкционные меры. Этому примеру, вероятно, последуют и другие страны.

К этому же месяц назад призвал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выступая на Общих дебатах в рамках 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Он высказался о намерении усилить сотрудничество с Исламской организацией по продовольственной безопасности, расположенной в Казахстане, а также с агентствами ООН.

«В этой связи крайне важно вывести продовольствие и удобрения из-под всевозможных санкций и ограничений. Хочу повторить: текущие экономические и социальные потрясения требуют коллективных усилий. Для восстановления глобальной экономики важны режимы добросовестной торговли», — заявил Касым-Жомарт Токаев.

Однако многие аналитики высказывают мнение, что у стран Центральной Азии открывается новое окно возможностей, которым обязательно надо воспользоваться для развития своих экономик.

«Казахстан, на мой взгляд, оказался в очень симпатичном положении: с одной стороны, это страна ЕАЭС, имеющая давние и хорошие отношения с РФ, но и в США заявляют, что Казахстан — это особая страна, и говорят, что вторичные санкции ей не грозят. То есть на Казахстан не давит ни РФ, ни Запад, и на этом фоне страна может стать финансово-экономико-технологическим хабом для решения вопросов с Западом, которые Россия сейчас не может с ним решать напрямую», — сказал завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин.

Если взять статистику, то, по данным Бюро национальной статистики РК, производство продуктов химической промышленности в январе-августе текущего года выросло на 11,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«В Казахстане насчитывается 39 предприятий этой отрасли, которые за восемь месяцев 2022 года произвели продукции на 581,6 млрд тенге. Но компании страны производят объем химической продукции, который обеспечивает только 6,9% от потребности внутреннего рынка. При этом на экспорт уходят в основном сырье и продукция низкого передела, а импортируются товары с высокой добавленной стоимостью», — заявил председатель правления ОЮЛ «Казахстанский союз химической промышленности» Олег Пак.

По его информации, именно отсутствие базового сырья, доступа к финансированию, регулируемым рынкам сбыта стало основными факторами, которые препятствуют развитию казахстанского химпрома.

С учетом текущей геополитики, введения антироссийских санкций наша продукция очень востребована на внешних рынках за счет изменения логистических цепочек и роста потребления.

Так, по данным НПП «Атамекен», экспорт продукции химической промышленности за январь-май 2022 года составил 559,5 млн долларов, что на 47% выше показателя за аналогичный период 2021 года. Импорт — 1,6 млрд долларов, и это на 24,5% больше, чем за тот же период прошлого года.

По разным оценкам, доля химической промышленности в ВВП Казахстана составляет 0,25-0,5%. Этот показатель, отметил Олег Пак, не меняется на протяжении длительного срока. При этом он даже уменьшился, потому что в течение длительного времени значительно снижались объемы выпуска многих видов химической продукции — это те секторы химпрома, которые, по словам Олега Пака, существовали в Казахстане с советского периода.

«За счет этих факторов мы практически не растем, несмотря на то, что в своих отчетах отраслевое министерство постоянно показывает определенный рост, который больше связан с такими показателями, как изменение курса, конъюнктуры стоимости на рынке и все», — убежден глава Союза.

По прогнозам ОЮЛ «Казахстанский союз химической промышленности», с учетом новых обстоятельств долю химпрома в ВВП РК можно увеличить с нынешних 0,5% до 1,5-2%.

«В России доля химической промышленности в ВВП составляет 2%, Азербайджане — 5%, Беларуси — 3%, Узбекистане — 1%, Южной Корее — 1,6%, США — 2%, Китае — 8%, Германии — 10%», — привел примеры Олег Пак.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz