Казахстан
+6°
Boom metrics
Сегодня:
ЗДОРОВЬЕ23 ноября 2022 3:39

Семья и мир

Психологи отметили свой профессиональный праздник 22 ноября
Шалва Амонашвили недавно посетил Алматы.

Шалва Амонашвили недавно посетил Алматы.

22 ноября — день психолога. В переводе с греческого психология — это наука о душе. В наши дни с их бешенным темпом, огромным количеством стрессовых ситуаций, конфликтов консультации в весьма тонкой сфере «душеспасения» все более и более востребованы. Однако мы наблюдаем очевидный, казалось бы, парадокс: психологов все больше, но и работы для них меньше не становится. Почему?

Вся «загвоздка» в том, что абсолютное большинство людей хотят переделать кого угодно, но только не себя. Великий педагог и психолог современности Шалва Амонашвили (на фото), который недавно был в Алматы в качестве почетного гостя педагогических чтений — яркий пример того, как надо жить.

Тихий голос, мягкая улыбка, проницательный взгляд, простые и в то же время очень и очень мудрые слова. Такой он, Учитель с большой буквы. Вот его уроки:

— Войны, политические игры разрушают самое святое — семью. А потом разрушаются страны, культура, весь мир. Берегите семью. Не только свою, но и семьи своих друзей, близких, семьи своих детей. Помогите, кому это нужно, чтобы мы все вместе окрепли. Если кому-то пригодится моя история, мой жизненный путь, буду очень рад.

Великие дела рождаются в семье

Свадьба, лимузины, банкет, близкие люди, которые желали счастья молодым. И как будто все это закрепляет будущую семейную жизнь. Но в кризисные периоды люди не выдерживают и разводятся. Оглядываясь назад, могу сказать, что семья способствует рождению самых великих дел и идей. Я долго не хотел и даже боялся жениться, так как рано остался без отца и содержал семью — маму и сестренку. В те годы я работал ученым секретарем в Институте педагогики, а наш директор был очень уважаемый человек, которого я искренне любил и чтил. Неожиданно он ушел из жизни. Через какое-то время на работу в институт пришла устраиваться девушка в темной, траурной одежде. Я влюбился в нее еще до того, как узнал, что она дочь моего дорогого директора. Принял документы и сказал: «Наверное, без вас я больше жить не смогу». А сам переживал: как быть? Что подумают люди? Поймут ли, что нет никакой корысти и выгоды в этих отношениях? Но любовь и чувства поставил выше мнения людей. И я стал ухаживать, мы вместе вспоминали ее отца, ходили на кладбище. А когда сыграли свадьбу, спустя неделю мама сказала: «Раньше я одна воспитывала сына. У него еще много чего не хватает. Заверши его воспитание, пожалуйста, я тебе доверяю...».

Семья — единение идей

Мы прожили почти 50 лет вместе. Валерия Гивиевна ушла из жизни за несколько месяцев до юбилея. Конечно, не всегда было гладко, встречались и камни, о которые спотыкались. Иногда наши видения не согласовывались. Но, друзья мои, умейте быть уступчивыми. Если вы уступаете взаимно, то ваш духовный мир двоих сращивается, и все разногласия уходят. Чем скрепляется семья? Наверное, единением идей. Нужно строить что-то хорошее совместными усилиями. Задумать что-то большое и ценное в духовном плане, независимо от финансового положения. Так мы годами строили дом, чтобы не просто жить, а принимать там друзей, звать гостей, общаться и обсуждать новые идеи. Строили небольшую церквушку и закончили не так давно. У каждой семьи должно быть общее дело для души. Это углубляет и развивает отношения, не дает им превратиться в рутину.

Наши враги — это наши учителя

В 1962 году я открыл экспериментальный класс. Мы проиграли в нем все возможные идеи педагогики, и этот опыт лег в основу гуманной педагогики. Пятидневка, уникальный способ овладения русским языком на основе глаголов, отсутствие оценок. Это дало удивительные результаты, а сам научный поиск скреплял нашу семью. Не было бы высокой цели — не было бы семьи. Несмотря на эффект методики, как и полагается, появились ее противники. Тогда я воспринимал их как врагов и принимал ответные меры — ругался, отстаивал свои позиции, озлоблялся и давал сдачи. Сейчас я понимаю, что это были не враги, а учителя, которые посылала сама жизнь. Но я был молодой, горячий. И как-то мой учитель дал совет: «Ищи пути, чтобы противники стали союзниками. И тогда ты станешь сильным». Я прислушался и задумался: «Что же они защищают на самом деле — педагогику или что-то личное?», стал с ними общаться по-другому, проявил искренний интерес и... они сами стали давать книги, на которые опирались, и таким образом мои знания еще больше обогатились.

Ультиматум любви

О наших экспериментах узнали за рубежом, приезжали на специальных рейсах самолетами — учиться, набираться опыта. Все газеты писали. Кто-то поддерживал, кто-то писал доносы. Однажды меня вызвали и сказали, что экспериментальную школу закрывают. Даже у таких мужчин, как я, иногда опускаются руки. Жаловаться некому. Решение пришло сверху. Прихожу домой, зашел в комнату. «Ты не будешь бороться, чтобы сохранить лабораторию?» — спрашивает она, а я раздражен.

Выгнал жену из комнаты. Через какое-то время она заходит и говорит: «Хорошо, я уйду. Но уйду насовсем, если ты уйдешь из лаборатории...». И тут я понял, что должен бороться за свои идеалы до конца. Капитан не может бежать со своего же корабля. Звоню в Москву коллегам, прошу разобраться и полагаюсь на волю Бога. И тут моя супруга неожиданно предложила: «Пока этот вопрос будет решаться, в лабораторию тебя не пустят, и есть время писать книги. Потом времени у тебя уже не будет!». Это была моя первая книга на русском языке — «Здравствуйте, дети». Она прославила меня на весь мир. И вскоре в газете «Правда» выходит статья. А в советское время, если в таком издании что-то написали, это расценивалось, как приказ президента сейчас. И я точно знаю, что если бы не Валерия Гивиевна, не было бы всего будущего.

Любовь на земле только зарождается

После десяти лет совместной жизни мы могли общаться без слов, она умела читать мои мысли. Я даже боялся, что вдруг она знает все мои тайны. Это самое лучшее состояние духовной общности в семье. Годы будут бежать, а вы даже не заметите. Наступил 2012 год. Супруга болела, и мы знали, что нас ждет впереди. Если я чувствовал себя плохо, Валерия Гивиевна тут же вела меня к врачам. Всякая гуманная педагогика по отношению ко мне отступала, и она насильно тащила на обследования. Но если с ней что-то происходило, всегда откладывала на потом. И вот она лежит в постели. Остались считанные дни, и мы оба это знаем. Мы ждали приезда сына, но он не мог выехать из другой страны, так как не давали визу. Они пообщались по скайпу, жена немного успокоилась, и я говорю: «Знаешь, скоро чтения педагогические приближаются, давай сборник выпустим». Валерия Гивиевна оживилась, мы начали обсуждать, и вдруг она спрашивает: «А ты ничего нового не написал?». Я готовил ей сюрприз, а она как всегда обо всем догадалась. Уже в типографии лежал готовый отредактированный текст. Дело в том, что Валерия Гивиевна очень трепетно и ревностно относилась к тому, чтобы никто до нее не читал мои тексты, так как всячески хотела оградить меня от каких-то насмешек за то, что пишу с ошибками на русском языке. И это была первая книга без ее читки. В отредактированном профессионалами тексте она обнаружила 96 (!) ошибок. Несмотря на болезнь, охватившую все тело, супруга внимательно прочитала до конца. После этого она 4 дня не открывала глаза. И я слышал только, как она тихо шепчет: «Я тебя люблю!». Когда на четвертый день супруга открыла глаза, я увидел, что она смотрит в какой-то угол. Я физически почувствовал, что она кого-то видит. Кого-то, кто пришел за ней. Я убежден, что есть другой мир. И что наша любовь в этом мире не заканчивается с уходом близкого. Любовь — это не только когда за руки идут по жизни. За этим стоит что-то большее. И на земле она только зарождается, а потом поднимается вверх.

Друзья мои, жизнь слишком коротка, чтобы посвящать ее ссорам и конфликтам. Горите идеями, творите, любите! Каждый день — это маленькая жизнь. И прожить ее нужно достойно, чтобы наши потомки с благодарностью и гордостью говорили: «Да, я из этого великого рода», и чтобы мы были для них живым примером настоящей жизни.

Дословно

Марина ТАРГАКОВА.

Марина ТАРГАКОВА.

Марина ТАРГАКОВА, психолог, руководитель многих международных проектов в сфере взаимоотношений.

— Шалва Амонашвили — мудрец, который делится богатством своего жизненного опыта и мудрости. И это богатство, которое входит в сердце, минуя все препоны наших сомнений и недоверия. Наблюдая на протяжении многих лет за его жизненным путем, понимаю, откуда в столь почтенном возрасте он черпает силы идти дальше, несмотря ни на что. Высокие жизненные цели. Высокое мышление. Высокие принципы жизни. Шалва Александрович часто говорит, что человек воспитывается образами. Именно отсюда берет начало смысл слова «образование». Как-то раз мы с ним встречали рассвет. Показывая на кавказские горы, Шалва Александрович сказал: «Эта вершина для меня — Сухомлинский, а следующая — Януш Корчак. И я каждый раз перед ними тоже держу ответ...».

А еще рядом с его домом есть маленькая часовенка, где каждое утро он молится за родных, близких и за всех людей на Земле. А потом каждый вечер держит отчет перед Богом — как прожил день, что получилось, а что нет. И если в нашем сердце будут жить возвышенные образы, и мы будем стремиться жить, как они, тогда и наша жизнь будет бесконечно красива и дорога для всех.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz