Казахстан
+22°
Boom metrics
Сегодня:
Политика30 ноября 2022 7:06

Эволюционная ситуация

О том, что ждет Казахстан после выборов президента?
Инаугурация Касым-Жомарта Токаева.

Инаугурация Касым-Жомарта Токаева.

После того, что в наших палестинах принято именовать альтернативными выборами, у электората, вновь ставшего просто народом, на устах закономерный вопрос: когда же ждать новоселья — переезда в просторный и светлый, демократический и справедливый Новый Казахстан?

И хотя президент уже высказался на эту тему, дав понять: полученного по итогам голосования 20 ноября семилетнего мандата ему вполне хватит для сдачи объекта под ключ, самых неугомонных представителей политизированной публики, говоря словами героя культовой советской комедии, «терзают смутные сомнения».

Медленно, но верно?

После победы Касым-Жомарта Токаева с прямо-таки староказахстанским процентом голосов (что при таких номинальных соперниках вполне закономерно) разговоры о строительстве нового Казахстана по прежним «чертежам» только усилились. Однако новоизбранный президент с давних пор имел репутацию «пламенного эволюционера», действующего в соответствии со старой доброй британской заповедью — slowly, but surely (медленно, но верно). И, честно говоря, в том интересном геополитическом положении, в котором сегодня пребывает Казахстан, действовать иначе вряд ли продуктивно.

На эту тему в последнее время высказываются все, кому не лень, причем, частенько подменяют экономическую целесообразность стремлением получить свою долю политиканского хайпа, заполонившего соцсети и не только их. Для неискушенной публики это выглядит весьма впечатляюще. Но перспектива экономической самодостаточности Страны Великой степи на поверку оказывается во многом иллюзорной. На минувшей неделе об этом открытым текстом заявил эксперт Нурбек Искаков:

«Наличие у Казахстана выбора внешнеэкономического вектора — это не больше чем иллюзия, с помощью которой отдельные участники политического процесса пытаются решать свои задачи. В реальности развитие экономики определяется конкретными и достаточно устойчивыми факторами вроде сырьевого и энергетического баланса, географического расположения рынков сбыта, численности населения, степени его образованности и так далее.

Естественно, что когда к решению экономических вопросов подходят с политических позиций, как сейчас в некоторых случаях происходит в отношении России, то могут появляться ложные представления о возможностях развития экономики Казахстана без нашего северного соседа. Как будто суть экономического развития, а именно — взаимная интеграция и взаимное углубление разделения труда, заменяется отмежеванием друг от друга, локализацией и выстраиванием барьеров, которые дезинтегрируют экономики и сокращают взаимные возможности для роста и развития».

Однако такая вполне очевидная аргументация в глазах обывателя меркнет перед впечатляющими воображение многих призывами наших либертарианцев выйти из всех интеграционных союзов с «токсичной» Россией, «срочно» найти альтернативный маршрут транспортировки казахстанской нефти (сейчас около 98 процентов «нашего всего» идет на экспорт по трубе КТК до Новороссийска) и даже выйти из «евразийского НАТО» — ОДКБ. Но впечатляться наши экзальтированные либералы могут сколько угодно, а факт остается фактом: при нынешней экономической, транспортно-логистической, ментальной, да и просто территориальной (самую протяженную в мире сухопутную границу никто не отменял и едва ли отменит) привязке к соседней державе лучше, как говаривал гениальный Жванецкий, «гордо лежать в правильном направлении». Именно это делает — последовательно и дипломатично — высшее руководство страны.

Генсек Тасмагамбетов: свой среди своих

Яркое тому подтверждение — назначение одного из ярчайших олдскульных казахстанских политиков-тяжеловесов Имангали Тасмагамбетова Генеральным секретарем ОДКБ.

Этот на первый взгляд сенсационный кадровый ход политологи назвали «сильным и своевременным». Во-первых, потому, что Имангали Нургалиевич, назначенный главой нашей дипмиссии в РФ в 2014-м году — фактически сразу после присоединения Крыма, быстро стал гиперпопулярен в Москве благодаря пророссийским взглядам и прожектам — вроде формирования единого социокультурного пространства. К тому же он известен дружескими и партнерскими отношениями со многими привечаемыми в Кремле российскими политиками и олигархами (у одного из них экс-посол в России, по слухам, приобрел роскошный особняк. Где и обитает в последнее время вместе с сыном).

Во-вторых, г-н Тасмагамбетов — тесть многократного форбсовского номинанта Кенеса Ракишева, который известен в России серьезными бизнес-проектами, а также дружескими связями с ведущими акторами российской политики вроде Рамзана Кадырова. Такой человек и нужен сегодня как Кремлю, так и Акорде в качестве «спасителя» блока ОДКБ, четыре из шести участников которого воюют либо между собой, либо с третьей страной. Тут уж не обойдешься отставным генералом вроде всех предыдущих генсеков — нужен опытный и изощренный политик, которому не впервой выступать в роли кризис-менеджера (эти навыки Тасмагамбетов в свое время продемонстрировал во главе казахстанского оборонного ведомства).

Ну, и, наконец, в-третьих, московское назначение и предшествовавшее ему обращение к казахстанцам накануне президентских выборов с призывом поддержать кандидата в президенты Токаева заставили утихнуть разговоры о президентских амбициях «продукта Назарбаева» — по крайней мере, на ближайшие 7 лет.

Партия была, есть... но будет ли есть?

Впрочем, президентская кампания 2022 не запомнилась, пожалуй, ничем, кроме «серебряной медали» кандидата Против Всех, проигравшего (правда, с огромным отрывом) новоизбранному президенту Токаеву. Зато ее место в политической повестке дня заняли грядущие выборы парламента и маслихатов. На минувшей неделе шороху в рядах отечественного политбомонда навел массовый исход акимов всех уровней из некогда президентской партии Amanat. Ее молодой да ранний исполнительный секретарь Асхат Оралов разразился по этому поводу заявлением, смахивающим на попытку скроить хорошую мину при заведомо плохой игре. По его словам, в руководстве партии «уверены: это даст импульс партийной конкуренции, что особенно актуально в свете предстоящих выборов в мажилис и маслихаты всех уровней». Трудно сказать, на чем зиждется уверенность Асхата Раздыковича и его партайгеноссен. Если решение «собрать аманатки» коснется не только акимов, но и рулевого этой партии Ерлана Кошанова (которому прочат кресло премьера после обязательной по Конституции отставки кабинета Алихана Смаилова перед новым депкорпусом), то кто же в лавке останется? Теоретически региональные и местные парткомы могут возглавить председатели (бывшие секретари), секретари маслихатов — на сегодня преимущественно аманатовцы. Но вопрос в том, сохранит ли вчерашняя партия партий большинство в местных «парламентах», оставшись без своей ударной силы — акимовского адмресурса?

К тому же беспартийные акимы могут быстренько перекрыть своей вчерашней «alma mater» кислород в виде офисов, автомобилей, штата помощников, советников и секретарей, сидевших на местных бюджетах.

А очевидный конец монополии разжалованной «партии власти» в мажилисе приведет к заметному оскудению подкормки ее парламентской фракции из казны.

В итоге вместо привычной нотариальной конторы правительства с многолетним доминированием партии Nur Otan мы получим абсолютно недееспособный триумвират уже знакомых трех парламентских партий с вкраплениями парочки пустоцветов вроде Yntymaq самого «ботанического» кандидата в президенты Мейрама Кажыкена.

P. S. Помнится, перед голосованием на парламентских выборах в январе 2021 года Касым-Жомарт Кемелевич мечтал вслух: мол, в будущем он хотел бы видеть в парламенте столкновение различных точек зрения на будущее страны. По итогам выборов в будущем году он может получить нечто подобное (если, конечно, акординские политтехнологи не перестараются).

Вот только переезд жителей старого Казахстана в новый это едва ли приблизит...

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz