Казахстан
+20°
Boom metrics
Сегодня:
Звезды29 марта 2023 9:30

Древнетюркские руны: сакральный шепот сквозь века

На древнегерманском слово run — «руна» — означает «шепот», «тайна», «секрет»... Так какие же загадки скрывают в себе знаки древней тюркской письменности?
Первые две страницы "Ырк Битиг" - "Книги гаданий", написанной предположительно в IX веке.

Первые две страницы "Ырк Битиг" - "Книги гаданий", написанной предположительно в IX веке.

Когда она появилась, в чем было ее истинное предназначение, где была распространена и почему исчезла?

Об этом и многом другом «Комсомолке» рассказал известный археолог, исследователь памятников древнетюркской эпиграфики Казахстана, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии им. А.Х. Маргулана Алексей Рогожинский.

Алексей Рогожинский.

Алексей Рогожинский.

— Алексей Евгеньевич, большинство людей, когда слышат слово руны, сразу представляют себе их скандинавский аналог. Имеют ли древнетюркские руны что-то общее с германскими и скандинавскими?

— Ничего общего, кроме того, что они так же, как и германские, имеют угловатую геометрическую форму и приспособлены для вырезания знаков на твердых предметах, таких как камень, кость, дерево: много прямых линий и очень мало закругленных окончаний. Подобное наименование — это историческая случайность, совпадение. Дело в том, что первые образцы этой центральноазиатской письменности, которая позже получила название древнетюркской рунической, были найдены в начале XVIII в., если точнее, в 1723 году в долине Енисея. Тогда по распоряжению российского императора Петра Великого была организована первая научная экспедиция в Сибирь в составе ряда ученых, немцев и шведов по происхождению. Поэтому логично, что при первом ознакомлении с новым неизвестным доселе типом письма у них возникли ассоциации с известными им скандинавскими рунами. Соответственно, в дальнейшем это письмо и получило условное название рунического, под которым известно и по сей день. А после того как подобные надписи были найдены в 1889-1891 гг. в Монголии, в долине реки Орхон, оно получило название «орхоно-енисейское древнетюркское руническое письмо». Изучением подобных надписей, вырезанных на твердых материалах, как раз и занимается такая вспомогательная историческая дисциплина, как эпиграфика.

— Известно, когда появилась древнетюркская руническая письменность?

— Принято считать, что в конце VII века. По крайней мере, этой письменностью пользовались представители знати восточных тюрков, кочевое государство которых — Восточный Тюркский каганат — существовало с 682 г. по 744 г. Можно предполагать, что древнетюркская руническая письменность возникла раньше, в первой половине седьмого столетия, или даже в шестом, когда образовался Тюркский каганат, но для этого времени находок рунического письма нет.

В прошлом году совместная казахстанско-монгольская научная экспедиция, организованная Международной Тюркской академией, провела в Монголии раскопки мемориального комплекса и обнаружила обломки поминальной стелы с частично сохранившейся на ней древнетюркской рунической надписью в 12 строчек. Возможно, этот текст является самым ранним на сегодня древнетюркским памятником письменности и содержит ряд имен и титулов, которые позволяют предположить, что мемориал был воздвигнут в честь основателя восточно-тюркского государства Эльтериш кагана и отца знаменитых Бильге кагана и Кюльтегина. На этой стеле с трех сторон есть тюркские рунические надписи, а с четвертой стороны — надписи на согдийском и брахми. Коль скоро в первой трети VIII века мы видим образцы алфавитного рунического письма, которое уже имеет строгие формы знаков и устойчивые правила их применения, т.е. это уже сформировавшаяся письменность, то можно предположить, что письмо это возникло раньше, не позднее чем в конце VII века. Повторю, что памятников древнетюркского рунического письма, относящихся ко времени существования Тюркского каганата — это вторая половина VI в. — начало VII в. — до сих пор не найдено. На сегодняшний день известно, что все тексты, относящиеся к древнетюркской государственности и культуре, написаны на разных языках, которые использовались в то время как языки канцелярии и дипломатии, на согдийском, и даже на брахми — разновидности древнеиндийского письма, но только не на древнетюркском. Дело в том, что правители Тюркского каганата во второй половине VI века пытались приобщиться к некоторым мировым религиям, таким как буддизм, христианство несторианского толка и манихейство. (в одном из следующих номеров «Комсомолка» расскажет, какие религии существовали в древности на территории современного Казахстана. — Прим. ред.)

Истоки происхождения древнетюркских рунических знаков на сегодня тоже не выявлены — бытовавшие ранее версии, например, о происхождении от согдийской письменности на сегодня отвергнуты. Еще с XIX века выдвигалась версия, а не тамги ли древнетюркских племен легли в основу «орхоно-енисейского письма»? Но эта гипотеза тоже не подтверждается, потому что знаков древнетюркских тамг, относящихся к VII или VI столетиям, известно далеко не так много, а те, что известны, в наименьшем количестве находят графическое сходство со знаками «орхоно-енисейского письма».

Так называемая "Енисейская надпись Сулекской писаницы" VIII-IX вв. в Южной Сибири гласит: "Вечная скала", то есть скала с рисунками, оставленными на вечные времена.

Так называемая "Енисейская надпись Сулекской писаницы" VIII-IX вв. в Южной Сибири гласит: "Вечная скала", то есть скала с рисунками, оставленными на вечные времена.

— А на какую территорию распространились древнетюркские руны?

— Нам известно пять основных разновидностей или изводов древнетюркской рунической письменности на территории азиатской части Евразии. Помимо «орхонского» и «енисейского», есть такой любопытный феномен — так называемое «ачикташское письмо», по названию одного горного месторождения в Таласской долине в Кыргызстане, где впервые был обнаружен предмет со знаками этой письменности. Основной ареал, где она встречается, — это долины Таласа и Сырдарьи в Казахстане. Любопытно, что надписи эти найдены не где-нибудь в степи или в горах, на скалах или камнях, что было типично для кочевников, а в культурных слоях древних городов — Саурана, Туркестана и других. Выделяется также «таласское» и «южно-алтайское» письмо. Не все знаки в них совпадают с образцами «орхоно-енисейских» текстов.

Руническая письменность во всех ее разновидностях, которые известны на территории Азии, связана в первую очередь с древнетюркскими государственными образованиями, которые возникали, существовали, а затем исчезали на определенных территориях. «Орхонское» письмо — это письменность, функционировавшая в пределах Восточного Тюркского каганата, уйгурская точно так же использовалась в составе уйгурского государства, кыргызское «енисейское» письмо — в политическом образовании енисейских «кыркызов» или, как его еще называют, древнехакасского государства. Опять же данной письменностью могли пользоваться носители других языков, используя сходные знаки. Дело в том, что на территории Южного Казахстана, Семиречья и Средней Азии к периоду возникновения древнетюркского государства основное население составляли ираноязычные индоевропейцы — согдийцы, хорезмийцы и т.д.

Сегодня наиболее многочисленные памятники рунической письменности известны на территории Монголии, далее в российской Южной Сибири, включая Алтай, Хакасию, Туву, потом в Кыргызстане и только в последнюю очередь на территории Казахстана, прежде всего, Южного. Это вызвано тем, что, к сожалению, целенаправленно поиск этих памятников в нашей стране практически не ведется. Когда в начале 2000-х годов вышли первые обобщающие работы, где описывались рунические тексты на территории Казахстана, в них было всего несколько таких памятников. Три-четыре надписи вырезанных на зеркалах, каменных изделиях и всего одна, высеченная на скале в Зайсанской котловине, причем нашли мы ее еще в 1985 году. В 2010-м я опубликовал все известные на тот момент найденные мною наскальные рунические надписи в Чу-Илийских горах и на юге Казахстана. Сегодня в нашей стране известно 21 такое место. К примеру, в 2018 году только в горах Тамгалы мною были найдены в трех местах наскальные рунические надписи, содержащие более 70 знаков. Недавно составил карту всех памятников древнетюркской рунической письменности, найденных на территории Казахстана, и как проходило их распространение. Четко выделяются два района скопления артефактов — в междуречье рек Чу и Или, где с VII века существовал центр западно-тюркской государственности, обнаружено наибольшее количество рунических надписей. И второй район — это древний Тараз и города сырдарьинских оазисов, расположенные в долинах рек Сырдарьи и Таласа — второй центр древнетюркской государственности.

Древнетюркская руническая надпись на скале в ущелье Койтубек, Восточный Казахстан.

Древнетюркская руническая надпись на скале в ущелье Койтубек, Восточный Казахстан.

— И сколько просуществовала древнетюркская руническая письменность?

— На разных территориях, где обитали древние тюрко-язычные племена, ее памятники датируются разным периодом. Например, в Монголии древнетюркское письмо использовалось восточными тюрками в первой половине VIII века, затем сменившими их на исторической сцене уйгурами, которые разгромили восточно-тюркское государство и провозгласили себя его преемниками, взяв на вооружение, в том числе, и его письменность. Это государство просуществовало до первой половины IX века. В дальнейшем эта письменность продолжилась в рамках уйгурской культурной традиции уже на новых территориях в Восточном Туркестане (современный Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР. — Прим. ред.), куда после разгрома уйгурского государства переселилась часть уйгуров. Там эта письменность использовалась еще не менее столетия, вплоть до X века и прихода в эти края ислама и, соответственно, арабского языка и письменности. Сложнее с другими изводами древнетюркского рунического письма, например, которым пользовались средневековые кыргызы, жившие в долине Енисея. Есть предположения, что там руническая письменность могла возникнуть независимо от «орхонской». Она тоже просуществовала около 500 лет, вплоть до времен возникновения Монгольской империи в XIII веке. Если говорить о памятниках на территории Казахстана и Кыргызстана, то здесь известны надписи, которые можно датировать X-XI вв. Например, на юге Казахстана древнетюркское руническое письмо просуществовало до возникновения Караханидского государства и утверждения на этих землях ислама. Но, в целом, рубеж X-XI столетий — это время, когда по разным причинам на разных территориях древнетюркское руническое письмо постепенно перестало использоваться.

— В средневековье грамотность всегда была прерогативой узкой прослойки знати и духовенства, что у европейских народов, что у азиатских. Насколько широко было распространено в народе древнетюркское руническое письмо?

— Безусловно, и не только потому, что у них были средства и свободное время на изучение письма. Но и потому, что у них было больше потребностей в его использовании. Но, тем не менее, мы можем предположить, что оно было достаточно востребовано и активно использовалось. Так, есть надписи древнетюркскими руническими знаками, сделанные на тулове глиняных сосудов по сырому тесту, когда сосуд еще не был обожжен. Это говорит о том, что надпись наносил, скорее всего, сам мастер. Из этого мы можем понять, что носителями письма, помимо знати и жрецов, были и ремесленники. И, конечно, одним из каналов распространения древнетюркской письменности была религия. Например, некоторые рунические надписи отражают, что их создатели были приверженцами манихейства. Любопытно, что в канцелярии или дипломатии древнетюркскую руническую письменность не использовали, но мы можем часто увидеть ее знаки на мемориалах, посвященных великим правителям и воинам. Логично, что, если их писали на стелах, то были люди, которые могли их прочитать.

— Сколько всего знаков входит в систему древнетюркского рунического письма?

— Если говорить о самом известном «орхонском», то 38 основных знаков. Но нужно понимать, что единого для всех рунического алфавита не существовало. Есть пять основных изводов или разновидностей древнетюркского рунического письма, и в каждом из них количество знаков различается.

Сравнительная таблица знаков пяти основных изводов древнетюркской рунической письменности.

Сравнительная таблица знаков пяти основных изводов древнетюркской рунической письменности.

— Тогда насколько взаимопонятны они были? То есть условный носитель «таласского» письма понимал надпись на «орхонском»?

— По всей видимости, да, поскольку каких-то принципиальных различий они не имели. Они читабельны для тех и для других. Некоторые звуки имеют разное графическое изображение, и разными знаками передается разрыв между словами. Как известно, древние тюрки не делали интервалы между словами, как мы привыкли писать сегодня. Окончание слов у них обозначалось специальным знаком, например, в «орхонском» — двоеточием. Писались же знаки рунического письма, как правило, справа налево, как по горизонтали, так и по вертикали. На сегодня удалось расшифровать практически все надписи, кроме так называемого «ачикташского» письма. Количество памятников с надписями этим письмом крайне незначительно, далеко не весь корпус графических знаков еще собран, чтобы дешифровать его.

— Какие крупнейшие памятники древнетюркской руники известны на сегодня?

— Прежде всего, три поминальных мемориала, найденных в Монголии, в долине Орхона, — на больших стелах там высечены крупные массивы текста. Это мемориалы Кюльтегина, Бильге кагана и Тоньюкука, великих правителей тюрков. Есть и так называемая "Книга гаданий" — «Ырк битиг», написанный предположительно в IX веке руническим письмом бумажный фолиант, но, возможно, и более древний. Книга полностью прочитана, только смысл ее не совсем понятен. Существуют разные версии. Основная, что это книга гаданий, в которой каждая строка — поэтическая миниатюра (всего их было 65) — содержала описания различных существ и ситуаций и заканчивалась четким выводом — «это хорошо» или «это плохо». Если читать все подряд, то не улавливается единый сюжет, просто отдельные фразы, упоминающие отдельных персонажей. Но если попытаться их разбить по смыслу, потом сгруппировать, то можно получить единый текст мифологическо-ритуального содержания. Предполагается, что затем он был разбит на отдельные строки, записан в таком порядке и использовался в гадании.

Седьмая страница "Книги гаданий"

Седьмая страница "Книги гаданий"

— Что послужило причиной возникновения древнетюркского рунического письма?

— В первую очередь, выделение политически обособленных объединений тюрко-язычных племен, независимых государств, в рамках которых и была создана своя собственная письменность. Как на Енисее, например, где кыргызы не пользовались распространенным у западных тюрков и тюргешей согдийским письмом, у которых все официальные документы и даже надписи на монетах были на согдийском. Создание древнетюркской рунической письменности я бы сравнил с введением в Казахстане казахского алфавита на латинице, то есть это чисто внутриполитические причины.

Древнетюркские рунические надписи на бронзовых монетах.

Древнетюркские рунические надписи на бронзовых монетах.

— Возможны ли новые открытия памятников древнетюркской письменности или, как говорится, все уже найдено до нас?

— У всех подобных памятников есть несколько ипостасей: одновременно это памятники археологии, истории, филологии. Но прежде всего это новые письменные источники о малоизученных страницах древнетюркской истории, например, западно-тюркского, тюргешского или карлукского государств. Ведь сегодня, кроме средневековых китайских летописей и сочинений мусульманских арабских и персидских авторов, у нас ничего нет. И фактически уже нет шансов, что где-то скоро будут обнаружены новые. А вот поиски эпиграфических памятников (надписей, вырезанных на твердых материалах. — Прим.ред.) — это реальная перспектива, что у нас появятся исторические письменные источники, оставленные тюрками на территории их проживания в период существования раннесредневековых тюркских государств. Причем это будут аутентичные источники, так сказать, из первых уст, в отличие от тех же китайских или арабо-персидских. До сих пор есть несколько важнейших нерешенных вопросов, связанных с древнетюркской рунической письменностью. Точное время ее возникновения, кто ей пользовался, как она распространялась на той или иной территории? Для того чтобы подробно ответить на эти вопросы, необходимо увеличить количество памятников, которые бы рассказывали нам об этом, а для этого нужно их систематически искать, находить новые и изучать.

Мы много внимания уделяем памятникам на территории Монголии, созданным восточными тюрками и не имеющим прямого отношения к древнетюркской государственности на территории Казахстана. Надо искать собственные памятники, на своей территории, ведь они есть, и потенциально их очень много. Просто нужен систематический целенаправленный поиск. И я вас уверяю: у нас мы обнаружим мемориалы, столь же значительные, как те же найденные в Монголии стелы Культегина и Бильге кагана, только принадлежащие западным тюркам, в государство которых входила вся территория современного Казахстана. И в конечном счете не столь важно, будет это древнетюркская или, к примеру, согдийская письменность, в любом случае, это будут памятники подлинной истории Западного тюркского каганата или государства тюргешей.

Но, к сожалению, в Казахстане сегодня нет ни одной научной госпрограммы с соответствующим финансированием, которая была бы направлена на поиск и изучение древнетюркской письменности. По моему мнению, нам бы очень помогло, если бы Министерство науки РК инициировало долгосрочное финансирование проектов по поиску и изучению памятников древнетюркской рунической письменности, в которых бы принял участие Институт археологии им. А.Х. Маргулана. Причем это должно быть именно целевое долгосрочное финансирование, а не гранты. Поиск должен вестись систематически и во всех регионах Казахстана. Например, в Западном Казахстане известно местонахождение очень перспективных образцов древнетюркской руники, вот только добраться до этих памятников не удается. Я же не могу на велосипеде за свой счет доехать до Мангышлака. Министерство культуры тоже должно проявить заинтересованность, поскольку это уникальные памятники культуры, и их надо не только находить и изучать, но и сохранять и защищать. При должной поддержке со стороны государства и систематических поисках будет обнаружено много новых памятников. Более того, я убежден, что самые ценные, самые интересные открытия еще впереди!

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz