Казахстан
+18°
Boom metrics
Сегодня:
Политика5 апреля 2023 11:00

Превратности выбора

Итак, перезагрузка системы власти, о которой так долго твердили в самой этой власти, завершена.
Да как! Практически на весь семилетний срок своего президентства Касым-Жомарт Токаев получил вполне себе управляемый парламент.

Да как! Практически на весь семилетний срок своего президентства Касым-Жомарт Токаев получил вполне себе управляемый парламент.

Фото: пресс-служба Акорды

Да как! Практически на весь семилетний срок своего президентства Касым-Жомарт Токаев получил вполне себе управляемый парламент.

Те псевдооппозиционные партии, которые получили свои крохи с барского стола, не смогут — именно из-за крошечности! — сформировать собственные депутатские фракции, за исключением «Ауыла» с его 10 избранными мажилисменами. Остальным придется либо примыкать к партии от сохи, как еще до голосования предлагал вождь «красноватых» Ермухамет Ертысбаев, либо становиться аманатами (заложниками в одном из значений этого слова) партии-победительницы.

Не халявщики — партнеры!

Собственно говоря, от этого псевдовыбора мало что зависит: при любом раскладе сил в «живом уголке» под громким названием «парламентская оппозиция» квази-новый парламент остается тем, чем был всегда — нотариальной конторой «Акорда и партнеры». Доказательством тому может служить выступление президента на первом заседании мажилиса 8 созыва. Политолог Андрей Чеботарев написал об этом в ФБ, разве что не назвав вещи своими именами: «...Касым-Жомарт Токаев, отмечая представленные в нем партии, что называется, «раздал всем сестрам по серьгам»:

- Amanat — предложение кандидатуры на пост премьер-министра и, как следствие, принятие на себя политической ответственности за формирование и деятельность правительства, а также внесение вклада в укрепление партнерства власти и общества и дальнейшую реализацию концепции «слышащего государства»;

- «Ауыл» — содействие более качественному законодательному сопровождению реформ в сельскохозяйственном секторе;

- «Ак жол» — внесение вклада в решение вопросов развития малого и среднего бизнеса и демонополизации экономики;

- Respublica — всемерное содействие формированию благоприятной бизнес-среды;

- НПК и ОСДП — активное участие в решении важных социальных вопросов».

На этом дискуссии о сущности «жана парламента» можно было бы закрыть, но есть нюансы.

Во-первых, не сбылись предсказания некоторых пикейных жилетов о «непослушности» нового депкорпуса в случае проникновения в него нескольких «буйных» самовыдвиженцев и популистов из числа списочников партий-новичков. И хотя неудачники пытаются оспорить «ювелирную работу» Центризбиркома и даже провели уже дебютное заседание «контрмажилиса», никакого массового протеста «непроходимцев» в парламент ожидать не приходится.

Нацпатовая ситуация

Во-вторых, в депутаты не попали несколько ярких персонажей из числа национал-патриотов и «кантароборцев», присутствие которых в зале заседаний усилило бы иллюзию независимости всей палаты. Почему этого не случилось? Потому что национал-патриотическая тема возникла и существовала все последнее время исключительно в социальных сетях. Подавляющее большинство казахстанцев с их мизерными зарплатами на фоне гомерического роста цен озабочено элементарным выживанием. Казахстан — страна прогрессирующей бедности. Что признают даже в правительстве. В утвержденной недавно Кабмином старого премьера Алихана Смаилова программе черным по белому написано: «Анализ структуры доходов населения показал, что доля трудовых доходов населения за последние 10 лет снизилась на 7,3 процентных пункта (с 71,3% в 2010 году до 64% в III квартале 2022 года), в то время как доля социальных трансфертов выросла на 7,2 процентных пункта. Отмечается, что рост социальных трансфертов с 2015 года (на 5,9 процентных пункта до 22,5%) усиливает нагрузку на бюджет государства, что создает угрозы для потенциала покрытия всех потребностей.

Высокая доля непроизводительной занятости. На сегодняшний день значительная часть занятого населения (4,9 млн человек) занимается низкопроизводительным трудом и имеет низкие доходы. При этом 3 млн наемных работников заняты в низкопроизводительных отраслях с низкими заработными платами. Это объясняется тем, что в экономике создаются рабочие места, для которых не требуются навыки высокого уровня, что влияет на производительность и оплату труда».

Понятно, что усугубляющаяся бедность, как минимум, половины работоспособного населения страны могла бы стать потенциально неблагоприятным для власти фоном, лишь усиливающим популистские лозунги нацпатов с парламентской трибуны. В этом случае их коронные идеи вроде выхода из ЕАЭС и закрытия таможенных границ с Россией — де-факто основным торговым партнером Казахстана — обрели бы формальные черты «государственной политики», чего в нынешней геополитической ситуации власть никак не может допустить. Достаточно вспомнить, как нервно реагировали в нашем форин-офисе и даже у президента на недружественные выпады некоторых думцев и прочих госдеятелей соседней страны, чтобы представить, с каким кайфом условная госпожа Захарова зацепилась бы за любой антироссийский выпад условного мырзы Шураева с депутатским значком! Впрочем, на фоне чрезвычайно низкой явки — особенно в традиционно политизированных мегаполисах — полный провал нацпатов даже не выглядит «инспирированным сверху», как пытаются намекать они сами.

Сложноподчиненное правительство

Наконец, в-третьих, инициаторам «перезагрузки Системы» удалось главное — сделать из правительства слугу двух господ: с одной стороны, президент сохранил все рычаги влияния на ново-старое правительство во главе с таким же премьером. Руками правящей партии Касым-Жомарт Кемелевич фактически сохранил полностью послушное себе правительство «имитаторов реформ», лишенных не только политических амбиций, но, по большому счету, и политической ответственности — ведь теперь отвечать за все, что не доделает новый Алихан Смаилов за старым Алиханом Смаиловым, будет не он, и даже не утвердивший его кандидатуру глава государства, а партия Amanat, с чьей формальной подачи случилось это переназначение. Господин Токаев, формально не имеющий отношения к своей вчерашней политической колыбели, теперь в худшем случае сможет выставить виновницей всех прошлых и будущих провалов «бухгалтера» Смаилова именно партию парламентского большинства. А при полном форс-мажоре ничего не помешает Гаранту распустить этот парламент и избрать новый — с новой партийной доминантой. Или вовсе объявить до конца своего мандата в 2029 году прямое президентское правление — с изданием для нормативного обеспечения своего курса президентских указов, имеющих силу законов.

Такая перспектива лишь на первый взгляд кажется чем-то экзотическим. Многие эксперты считают нынешний состав Кабмина по меньшей мере столь же слабым, сколь правительство Бакытжана Сагинтаева. Действительно, Смаилов и компания не справились ни с одной стратегической задачей, поставленной президентом, как, впрочем и ни с одним оперативным вызовом, порожденным текущей ситуацией, в числе которых — зашкаливающая инфляция, рост цен, отсутствие прогресса в развитии реального сектора экономики, явные пробуксовки с цифровизацией и «черепаший» интернет. А если добавить растущий госдолг, стремительно худеющий Нацфонд, износ основных фондов, львиная доля которых еще советских времен, то станет понятно: должность главы правительства рано или поздно станет расстрельной для кого угодно — хоть для нобелевского лауреата в области экономики...

Удержаться на президентской штанине

Поэтому обитатели парламентского «живого уголка» вынуждены упражняться в словоблудии, оправдывая свое согласие на переназначение провального премьера. Вот образчик подобного рода демагогии от старожила Дома парламента акжоловца Азата Перуашева: «Впервые кандидатуру премьера предложило парламентское большинство. Партия «Ак жол» многие годы требовала, чтобы правительство формировала партия, победившая на выборах. Мы поддержали не персонально Алихана Смаилова, а ту партию, которая формирует парламентское большинство. Тем самым ответственность за деятельность этого правительства возлагается не только на премьера, но и на саму партию парламентского большинства». А вот как выкрутился рулевой партии Respublica Айдарбек Ходжаназаров: «Внутри нашей фракции большинство решили дать второй шанс Смаилову. Я лично воздержался. Почему? Потому что у нас нет альтернативной кандидатуры. Дайте время сформировать пул скамейки запасных».

Впрочем, альтернативы, похоже, нет ни у кого, включая президента. Неслучайно Касым-Жомарт Токаев на втором заседании мажилиса наговорил старо-новому Кабмину кучу дежурных комплиментов — хотя немногим ранее, выступая на открытии парламентской сессии, фактически обвинил Смаилова и Ко в непрофессионализме, нерешительности и чуть ли не в саботаже. Президент утверждал, что правительство «медлит с принятием важных решений, которые увязают в рутине бюрократии и многочисленных согласований между ведомствами, между правительством и администрацией президента», ругал министров за то, что они «избегают принятия решений, перекладывают ответственность на коллегию или подчиненных», констатировал, что «все это недопустимо».

Оно, конечно, господину Токаеву куда труднее, чем тому же господину Рахимжанову из впервые протолкавшейся к парламентскому столу ОСДП. Первый не может позволить себе, подобно второму, отрезать: «Мы увидели итоги прошлого года. Нас это не устроило. У нас инфляция поднялась выше 20%, бесконечные аварии на ТЭЦ. Элементарную программу автокредитования возьмите — много вопросов. У нас всего четыре депутата посовещались и приняли решение проголосовать против кандидатуры Алихана Смаилова».

Касым-Жомарт Кемелевич, с его огромным политическим опытом, не может не понимать очевидного: громоотвод для него из нынешнего парламента получился весьма сомнительный, ибо в восьмом мажилисе по-прежнему делают погоду политические шестерки, способные, по меткому выражению бывшего елбасы, только «держаться за штанину президента». И задача у них, по сути, одна — любой ценой удержаться на этой штанине...

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz