Казахстан
-8°
Boom metrics
Сегодня:
Звезды16 мая 2023 10:00

Золотые руки синьцзянских мастеров

У жителей Синьцзяна есть выражение, которое как нельзя лучше свидетельствует об их любви к золоту: «Потряси подол платья любой женщины, и из него выпадет золотое украшение».
Пан ЦИ
Я пришел в индустриальный парк драгоценных камней «Урумчи-Центральная Азия», чтобы взять интервью у Абушита Аблимит, наследника древних традиций по производству традиционных золотых украшений.

Я пришел в индустриальный парк драгоценных камней «Урумчи-Центральная Азия», чтобы взять интервью у Абушита Аблимит, наследника древних традиций по производству традиционных золотых украшений.

Я пришел в индустриальный парк драгоценных камней «Урумчи-Центральная Азия», чтобы взять интервью у Абушита Аблимит, наследника древних традиций по производству традиционных золотых украшений. Пожилой мастер надевает старые очки и начинает свою экскурсию. Ему есть чем поделиться: в Синьцзяне сохранилось множество древних технологий — вытяжка проволоки, сплетенная золотая пружина, складывание цветов и т.д.

Техника изготовления золотых украшений Синьцзяна сильно отличается от обычной. Так, в процессе работы используются техники нанизывания бусин, нитей, молоткования, гравировки, сварки, шлифования, инкрустации и т.д., а формы и обработка в основном связаны с природой и едой в виде бабочек, лягушек, пирожков, полумесяцев и т.д. И процесс изготовления довольно сложный и трудоемкий. Мастер золотых работ умеет все.

Он занимается тяжелой работой, а два его ученика молча стоят рядом, в воздухе чувствуется напряженность. Абушит прикусил губу, прищурил глаза и аккуратно протянул золотую проволоку через отверстия разной толщины в планке, из одного конца в другой, постепенно делая проволоку все тоньше и тоньше. Он — комбинация рабочего и художника, это было первое впечатление журналиста от Абушита Аблимит.

— Диаметр — около 0,8 миллиметра, а толщина этой готовой золотой проволоки составляет всего 0,12 миллиметра, — рассказывает Абушит, который начал учиться своему ремеслу в 19 лет. — В юности я совсем не интересовался этим древним искусством, но постепенно отец сумел заинтересовать меня. Работая каждый день, я делал золотые шары диаметром 0,9 мм. Руки становились изможденными, и я не мог даже защипнуть еду. Я учился 6 лет, и преодоление трудностей в этом процессе постепенно помогло мне полюбить это дело.

Говоря об этом, Абушит расплавляет золото при помощи распылителя, помогая ему застыть при помощи пинцета и используя быстрое охлаждение, чтобы снизить температуру. Золото имеет мягкую структуру, поэтому не очень удобно для гравировки, легко повреждается, но в руках мастера золотая фольга превращается в бумажные листы, на которых вырезаются письмена. За многие годы в профессии мастер постепенно овладел различными техниками. Сегодня благодаря своему мастерству Абушит получил работу в компании «Осман», где он изготавливает 500 граммов золота каждый месяц, а затраты на их обработку составляют 50 юаней за грамм.

Абушит получил работу в компании «Осман», где он изготавливает 500 граммов золота каждый месяц, а затраты на их обработку составляют 50 юаней за грамм.

Абушит получил работу в компании «Осман», где он изготавливает 500 граммов золота каждый месяц, а затраты на их обработку составляют 50 юаней за грамм.

МАСТЕР, КАК ХОРОШЕЕ ВИНО, С ГОДАМИ СТАНОВИТСЯ ТОЛЬКО ЛУЧШЕ

Древние золотые украшения дороги, но всегда найдутся покупатели. В настоящее время очередь заказов у Абушита достигает двух лет. Алишер Турди, владелец магазина ювелирных изделий в Урумчи, рассказал журналисту о древних методах изготовления золотых украшений. Они являются важным приданым невесты на свадьбе у уйгуров, и даже у уйгурских женщин, которые не обладают достаточными экономическими ресурсами, есть золотые украшения. Судя по продажам в последние годы, люди сейчас отдают предпочтение ручной работе.

— Смотрите, мы выставляем наши украшения, сделанные по древним технологиям, в самом заметном месте нашей витрины, потому что семь из десяти человек выберут при покупке именно древние золотые украшения, — сказал Алишер Турди. — По сравнению с обычными золотыми украшениями древние намного качественнее: имеют более высокую твердость и прочность. В отличие от других золотых украшений они не сверкают, а имеют уникальный матовый оттенок, ровную текстуру и обладают непередаваемым шармом.

Говоря об Абушите, Алишер Турди с гордостью говорит: «Я знаю его!». В Синьц-зяне мастеров, которые владеют всеми процессами по изготовлению древних золотых украшений, подобных Абушиту, практически нет. Каждое золотое украшение, изготовленное им, как миниатюрная скульптура, каждая линия излучает жизненную силу, и изящна и неповторима, как произведение искусства.

Один удар, один замах, одно прижатие и шлифовка — Абушит уже более 30 лет занимается изготовлением золотых украшений. Ручная работа занимает в десятки раз больше времени, чем механическая. Абушит всегда сидит, с раннего утра до позднего вечера. Боли в запястьях, коленях, шее и других частях тела не перестают напоминать о себе, и при ходьбе он немного горбится.

Ручная работа занимает в десятки раз больше времени, чем механическая.

Ручная работа занимает в десятки раз больше времени, чем механическая.

Однако это та цена, которую мастер платит за то, чтобы создавать эти настоящие произведения искусства. «Боли в моем теле — это «знаки отличия», которыми я горжусь», — смеется Абушит.

ОБОГАЩАЯ НАСЛЕДИЕ

С развитием науки и техники механика постепенно заменяет ручной труд. «Многие люди хотят учиться у меня мастерству, но как только они узнают, что им нужно сначала просидеть три-пять лет на холодной скамейке, они отказываются, — говорит Абушит. — Даже мой сын после двух месяцев обучения отказался. В настоящее время количество мастеров, владеющих этим искусством, уменьшается каждый год, и большинство из них сегодня — это пожилые люди».

Айгуль Абдумат говорит журналистам, что самым трудным в процессе изготовления золота без форм является вычисление веса, а сейчас она больше практикует на серебре. «Самое утомительное — пила. Когда я училась работать в зажиме, у меня было много энтузиазма, но через день я быстро устала — болели спина и руки», — поделилась мастерица.

После некоторого времени обучения, при наставлении учителя, Айгуль самостоятельно изготовила кольцо и подарила его своей матери. «Когда я первый раз увидела, как моя мать радуется, я поняла, что мой труд и потраченное время стоили того», — вспоминает Айгуль. Изготовленные вручную по древним технологиям золотые украшения пропитаны духом старины: сложные и простые одновременно, чистые и теплые, они сохраняются в памяти на всю жизнь.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz