Казахстан
+22°
Boom metrics
Сегодня:
Звезды24 мая 2023 10:30

Аура полета «Жизель»

В Алматы на сцене КазНТОБ им. Абая состоялась премьера обновленной постановки балета Адольфа Адана «Жизель».
Авторы постановки постарались вернуть атмосферу мистики, полета, романтизма.

Авторы постановки постарались вернуть атмосферу мистики, полета, романтизма.

При этом новая версия возвращает нас к изначальному варианту, когда по небу летают танцовщицы, а вместо уже привычных LED-экранов — настоящая богатая и многослойная декорация, где каждый листик нашивается на сетку.

К работе над третьей редакцией были приглашены заслуженный артист РСФСР Юрий Васюченко и народный художник России Вячеслав Окунев.

— «Жизель» — это один из самых исполняемых балетов, вершина балетного творчества эпохи романтизма. В первый раз он прошел в Париже в 1841 году и имел колоссальный успех. Это фантастический балет, но за последние лет тридцать он превратился в несколько заурядное представление. Исчезают краски, теряется точность движений, акцент на технику исполнения, а не на душу. Никто не летает над сценой, как раньше. Но благодаря тому, что в вашем театре еще сохранился дух авантюризма, мы постарались воплотить то, что было задумано изначально, — подчеркнул заслуженный артист РСФСР Юрий Васюченко.- Каждый артист обычно привносит что-то свое. Педагоги придумывают что-то новое, не всегда понимая, что хореография не терпит грубого вмешательства. Поэтому за многие годы происходит изменение и уход от изначальной версии.

В нашем городе балет «Жизель» впервые увидел свет рампы 27 июля 1943 года в постановке великой балерины, народной артистки СССР Галины Улановой. Она же исполнила и партию Жизель. Позднее, в 1978 году, основоположником балетной школы Казахстана Александром Селезневым, народным артистом КазССР и балетмейстером-консультантом, народной артисткой СССР Натальей Дудинской, художником, заслуженным деятелем искусств КазССР Анатолием Ненашевым была осуществлена вторая редакция балета, который шел на сцене нашего театра в течение 45 лет. В это время в составе театра выступал молодой Юрий Васюченко.

— После окончания Ленинградского хореографического училища меня пригласили в Алматы на просмотр. Мы приехали с супругой и остались здесь почти на пять лет. В это время на сцене шла вторая редакция «Жизель». И сейчас мне представилась возможность немного вспомнить то, что было раньше. Отмечу, что я вообще не менял хореографию. Утверждать, что именно так это было задумано 200 лет назад, было бы неверно. Но то, что постановка очень близка к оригиналу, я могу утверждать однозначно.

Поделился артист и своими воспоминаниями о выступлении Улановой в Казахстане.

— Я много общался и работал с Галиной Сергеевной. И она была очень благодарна Казахстану, когда в годы войны Большой театр был частично эвакуирован. После того, как она станцевала здесь два спектакля (один из них — «Жизель»), Уланова заболела тифом и ее буквально спасли местные медики. В 1991 году мы с фондом «Алтын Адам» привезли Галину Сергеевну в Алматы, она со сцены благодарила казахстанцев за то, что выжила.

Авторы обновленной постановки постарались передать атмосферу и дух изначальной версии через декорации и костюмы.

Вместо привычных уже LED­экранов ­ настоящие многослойные декорации.

Вместо привычных уже LED­экранов ­ настоящие многослойные декорации.

— Это один из моих любимых спектаклей, с него я начинал в 1975 году. Мы постарались вернуть эффекты, которые были ранее, — полеты под луной, выход главной героини из гроба и так далее. И в целом постарались сделать постановку более контрастной. Обычно в предыдущих постановках первый и второй акты не особо отличались по подаче. В нашем варианте второй акт более воздушный, парящий. Мы постарались вернуть ауру мистики, полета, романтизма, которые были присущи эпохе декаданса. Живописные декорации в последние годы уходят из практики театров. В основном используют LED-экраны, — отметил народный художник России Вячеслав Окунев. — Театр взялся за работу, где каждый листик декорации вырезается, нашивается на сетку. Это сложная и кропотливая техника. Исторические костюмы сейчас тоже мало кто умеет шить, нужно знать крой и технологии. Я очень признателен мастерам за то, что они сделали все качественно.

В основе сюжета лежит древняя славянская легенда о виллисах — погибших молодых незамужних девушках, преданных своими возлюбленными. Балет «Жизель» — это мистическая история о молодой и наивной девушке, которая любит всем сердцем и уверена в ответных чувствах своего избранника Альберта. Но ее поклонник — лесничий — открывает обман ее возлюбленного, в результате чего она теряет рассудок и умирает, не выдержав предательства. Во втором акте Альберт попадает на кладбище и встречается со своей возлюбленной.

— Считаю, что спектакль стал более красочным и динамичным. В спектакле важно все — декорации, музыка, костюмы, артисты, свет... И когда все это гармонично и взаимно дополняет друг друга, то это искусство, — говорит художественный руководитель балетной труппы КазНТОБ им. Абая Гульжан Туткибаева. — Я ратую за то, чтобы артисты создавали образы, а их техническое мастерство служило дополнением для этого. Конечно, спектакли 30-40-летней давности отличаются по восприятию. Во всем мире идет тенденция технического исполнения, увы, в ущерб образности. И мы постарались вернуть душу в исполнение, вспомнили и почистили все мизансцены. Более пышным в отличие от прежнего спектакля стал выход герцога и свиты. Мы решили добавить этому моменту торжественности.

Премьера обновленной постановки состоялась в минувшие выходные. Сейчас балетная и оперная труппы из Алматы отправляются на гастроли в Астану. Увидеть «Жизель» в Алматы можно будет 3 июня.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz