Авторы постановки постарались вернуть атмосферу мистики, полета, романтизма.
При этом новая версия возвращает нас к изначальному варианту, когда по небу летают танцовщицы, а вместо уже привычных LED-экранов — настоящая богатая и многослойная декорация, где каждый листик нашивается на сетку.
К работе над третьей редакцией были приглашены заслуженный артист РСФСР Юрий Васюченко и народный художник России Вячеслав Окунев.
— «Жизель» — это один из самых исполняемых балетов, вершина балетного творчества эпохи романтизма. В первый раз он прошел в Париже в 1841 году и имел колоссальный успех. Это фантастический балет, но за последние лет тридцать он превратился в несколько заурядное представление. Исчезают краски, теряется точность движений, акцент на технику исполнения, а не на душу. Никто не летает над сценой, как раньше. Но благодаря тому, что в вашем театре еще сохранился дух авантюризма, мы постарались воплотить то, что было задумано изначально, — подчеркнул заслуженный артист РСФСР Юрий Васюченко.- Каждый артист обычно привносит что-то свое. Педагоги придумывают что-то новое, не всегда понимая, что хореография не терпит грубого вмешательства. Поэтому за многие годы происходит изменение и уход от изначальной версии.
В нашем городе балет «Жизель» впервые увидел свет рампы 27 июля 1943 года в постановке великой балерины, народной артистки СССР Галины Улановой. Она же исполнила и партию Жизель. Позднее, в 1978 году, основоположником балетной школы Казахстана Александром Селезневым, народным артистом КазССР и балетмейстером-консультантом, народной артисткой СССР Натальей Дудинской, художником, заслуженным деятелем искусств КазССР Анатолием Ненашевым была осуществлена вторая редакция балета, который шел на сцене нашего театра в течение 45 лет. В это время в составе театра выступал молодой Юрий Васюченко.
— После окончания Ленинградского хореографического училища меня пригласили в Алматы на просмотр. Мы приехали с супругой и остались здесь почти на пять лет. В это время на сцене шла вторая редакция «Жизель». И сейчас мне представилась возможность немного вспомнить то, что было раньше. Отмечу, что я вообще не менял хореографию. Утверждать, что именно так это было задумано 200 лет назад, было бы неверно. Но то, что постановка очень близка к оригиналу, я могу утверждать однозначно.
Поделился артист и своими воспоминаниями о выступлении Улановой в Казахстане.
— Я много общался и работал с Галиной Сергеевной. И она была очень благодарна Казахстану, когда в годы войны Большой театр был частично эвакуирован. После того, как она станцевала здесь два спектакля (один из них — «Жизель»), Уланова заболела тифом и ее буквально спасли местные медики. В 1991 году мы с фондом «Алтын Адам» привезли Галину Сергеевну в Алматы, она со сцены благодарила казахстанцев за то, что выжила.
Авторы обновленной постановки постарались передать атмосферу и дух изначальной версии через декорации и костюмы.
Вместо привычных уже LEDэкранов настоящие многослойные декорации.
— Это один из моих любимых спектаклей, с него я начинал в 1975 году. Мы постарались вернуть эффекты, которые были ранее, — полеты под луной, выход главной героини из гроба и так далее. И в целом постарались сделать постановку более контрастной. Обычно в предыдущих постановках первый и второй акты не особо отличались по подаче. В нашем варианте второй акт более воздушный, парящий. Мы постарались вернуть ауру мистики, полета, романтизма, которые были присущи эпохе декаданса. Живописные декорации в последние годы уходят из практики театров. В основном используют LED-экраны, — отметил народный художник России Вячеслав Окунев. — Театр взялся за работу, где каждый листик декорации вырезается, нашивается на сетку. Это сложная и кропотливая техника. Исторические костюмы сейчас тоже мало кто умеет шить, нужно знать крой и технологии. Я очень признателен мастерам за то, что они сделали все качественно.
В основе сюжета лежит древняя славянская легенда о виллисах — погибших молодых незамужних девушках, преданных своими возлюбленными. Балет «Жизель» — это мистическая история о молодой и наивной девушке, которая любит всем сердцем и уверена в ответных чувствах своего избранника Альберта. Но ее поклонник — лесничий — открывает обман ее возлюбленного, в результате чего она теряет рассудок и умирает, не выдержав предательства. Во втором акте Альберт попадает на кладбище и встречается со своей возлюбленной.
— Считаю, что спектакль стал более красочным и динамичным. В спектакле важно все — декорации, музыка, костюмы, артисты, свет... И когда все это гармонично и взаимно дополняет друг друга, то это искусство, — говорит художественный руководитель балетной труппы КазНТОБ им. Абая Гульжан Туткибаева. — Я ратую за то, чтобы артисты создавали образы, а их техническое мастерство служило дополнением для этого. Конечно, спектакли 30-40-летней давности отличаются по восприятию. Во всем мире идет тенденция технического исполнения, увы, в ущерб образности. И мы постарались вернуть душу в исполнение, вспомнили и почистили все мизансцены. Более пышным в отличие от прежнего спектакля стал выход герцога и свиты. Мы решили добавить этому моменту торжественности.
Премьера обновленной постановки состоялась в минувшие выходные. Сейчас балетная и оперная труппы из Алматы отправляются на гастроли в Астану. Увидеть «Жизель» в Алматы можно будет 3 июня.
У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.
Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.
Перейти на канал: https://t.me/kp_kz