Казахстан
+10°
Boom metrics
Сегодня:
Политика7 июня 2023 9:45

Евросовет вам да любовь

На второй день календарного лета пришелся второй саммит в формате «Евросоюз — Центральная Азия» в курортной Чолпон-Ате. Возможно, именно такая география обусловила легкий, курортный характер этого на самом деле чрезвычайно важного события минувшей недели.
Когда хозяин саммита Садыр Жапаров, открывая встречу региональных президентов с президентом Евросовета Шарлем Мишелем, упомянул о предыдущем рандеву в Астане как о чрезвычайно продуктивном, он явно рассчитывал если не утереть нос братьям­казахам, то, по крайней мере, повторить и закрепить астанайский «прорыв».

Когда хозяин саммита Садыр Жапаров, открывая встречу региональных президентов с президентом Евросовета Шарлем Мишелем, упомянул о предыдущем рандеву в Астане как о чрезвычайно продуктивном, он явно рассчитывал если не утереть нос братьям­казахам, то, по крайней мере, повторить и закрепить астанайский «прорыв».

Фото: пресс-служба Акорды

Когда хозяин саммита Садыр Жапаров, открывая встречу региональных президентов с президентом Евросовета Шарлем Мишелем, упомянул о предыдущем рандеву в Астане как о чрезвычайно продуктивном, он явно рассчитывал если не утереть нос братьям-казахам, то, по крайней мере, повторить и закрепить астанайский «прорыв».

Однако на фоне состоявшейся две недели назад встречи лидеров ЕАЭС в Москве ( не говоря уже о предшествовавшем ей Сианьском саммите «КНР — ЦА») на сей раз и труба была пониже, и дым из нее пожиже. Хотя...

Ты — мне, я — тебе

Хотя для Казахстана, например, Старый Свет важен не менее, чем Казахстан для Старого Света. По первой части этого утверждения, оперируя, как водится, цифрами, хорошо сказал Касым-Жомарт Токаев:

— По итогам прошлого года приток европейских инвестиций в Казахстан увеличился на 23%, составив 12,5 миллиарда долларов. Из 350 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций, привлеченных за 30 лет независимости в Казахстан, почти половина имеет европейское происхождение. Европейский союз является крупнейшим торговым партнером Казахстана, на долю которого приходится более 40% нашей внешней торговли. В прошлом году объем взаимного товарооборота Казахстана со странами ЕС составил 40 миллиардов долларов. Считаю, что у нас есть все возможности к 2025 году довести этот показатель до 50 миллиардов долларов.

Стоит напомнить: цифры этого же порядка звучали из уст казахстанского президента в Сиане и в Москве. Вот вам, как сказал бы практически забытый сегодня товарищ Ульянов-Ленин, «три источника и три составные части» фирменной отечественной многовекторности. Однако на сей раз, в отличие от Сианя, Касым-Жомарт Кемелевич не стал выступать эдаким дуайеном центральноазиатского президентского клуба. Он говорил подчеркнуто со своих, казахских позиций. А позиции эти укладываются в простейшую дихотомию: наше сырье — ваши технологии.

— С удовлетворением отмечу, что наше всестороннее партнерство подкрепляется новыми договоренностями в таких перспективных и стратегически важных отраслях, как добыча редкоземельных металлов и производство «зеленого» водорода. Одним из прорывных проектов стало начало строительства немецко-шведской компанией Svevind завода по установке ветряных и солнечных электростанций и производству трех миллионов тонн «зеленого» водорода в Казахстане. Это составляет около 20% от потребностей ЕС в этом продукте. В ноябре прошлого года мы с президентом Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен подписали Меморандум о стратегическом партнерстве в области устойчивого сырья, аккумуляторов и цепочек создания стоимости возобновляемого водорода, — сказал глава государства.

Искушение Европы

Токаев не был бы самим собой, если бы дипломатично не оседлал любимого конька европейских политиков — про «зеленые» технологии. Услышав об этом, Шарль Мишель должен был тут же благодарно забыть о пресловутых «вторичных санкциях» и о не менее набивших оскомину «нарушениях прав человека», отступлениях от демократических избирательных канонов" и о прочих Старосветских «незыблемых ценностях». Что месье президон Евросовета и сделал... если вообще о них помнил...

Так или иначе, а в единственном принятом от имени всех высоких «курортников» Чолпон-Аты итоговом документе — «Совместном пресс-коммюнике глав государств Центральной Азии и президента Европейского Совета» — про политическую злобу дня — Китай, Россию, Украину, санкции — нет ни слова, за исключением дежурного подчеркивания «важности дальнейшего сотрудничества для укрепления верховенства права, демократии, надлежащего управления, гендерного равенства и всеобщих прав человека и основных свобод, как указано в рамках Стратегии Европейского союза по Центральной Азии от 2019 года». Зато в коммюнике достаточно пространно говорилось о том, что «участники встречи призвали международное сообщество активизировать гуманитарную помощь народу Афганистана и отметили ключевую роль ООН в оказании гуманитарной помощи Афганистану на принципиальной основе. Они подчеркнули важность создания инклюзивного и представительного правительства, а также важность поощрения и уважения прав человека и основных свобод всех граждан Афганистана, особенно женщин, девочек и представителей этнических групп. В этом отношении они отметили важность диалога между Европейским союзом и Центральной Азией по Афганистану, включая итоги четвертой встречи специальных представителей и специальных посланников Европейского союза и Центральной Азии по Афганистану, состоявшейся 25-26 мая в Ашхабаде».

Стилистика и акценты коммюнике соответствовали месту встречи: до Москвы и Киева далеко, а Кабул-то — вот он! Так стоит ли лишний раз упоминать всуе Россию с Украиной. А Китай, хоть он и ближе географически, почем зря лучше не трогать. В общем, если даже Шарль Мишель и хотел поучить азиатов демократии, то вышло у него это как-то менее брутально, чем у американского госсекретаря Энтони Блинкена.

Старая песня на новый лад

Впрочем, в отличие от Нового Света Старый уже почти непосредственно вовлечен в происходящее с Украиной и напрямую заинтересован в определенном исходе этого противостояния. В Брюсселе очень хорошо понимают цену этого для европейских стран в отдельности и для европейского сообщества в целом. Ту же зависимость от энергоресурсов никто пока что не отменял, а соблазн «отменить» богатую ими Россию чрезвычайно велик. А тут «рояль в кустах» — Казахстан, всегда готовый нарастить экспорт нефти в Европу. Так что месье Мишель может с полным на то основанием повторить на новый лад известную формулу «сначала экономика, потом политика». Ради тепла в домах европейцев следующей зимой (которая едва ли выдастся столь же теплой, сколь прошедшая) можно пожертвовать «незыблемостью» принципов европейской демократии.

Казахстанские эксперты на сей момент не слишком активно обсуждают встречу в Чолпон-Ате. По всей видимости, для них очевидны ее декларативность и некоторая вторичность. А вот их кыргызские коллеги активно делают это, по заведенному у них обыкновению называя вещи своими именами. Вот что пишет бишкекский политолог Эмиль Джураев: «Важность Центральной Азии для Евросоюза сильно преувеличивать нельзя, конечно. Однако уже присутствует интерес в Европе к энергетическим ресурсам ЦА — нефти и природному газу, причем это активно является темой сотрудничества пару десятков лет, но сейчас, возможно, оно стало еще более приоритетным. Есть разные другие интересные сферы. Если Россия или Китай рассматривают отношения Центральной Азии с Европейским союзом с ревностью, то это вопрос к ним. Понятно, что для РФ страны региона остаются одними из очень немногочисленных дружественно настроенных».

Нам не жить друг без друга?

То есть можно констатировать: Европа и Центральная Азия нашли друг друга. Страны нашего региона имеют в Старом Свете свои конкретные интересы: мы не прочь «пристроить» наше все — нефть, направив ее по Транскаспийскому маршруту, альтернативному традиционно российскому. Узбеки спят и видят, как завалить европейские рынки своими овощами-фруктами. Кыргызы мечтают о доступных европейских кредитах и передовых технологиях. А Европа, по точному замечанию другого бишкекского политолога Наргизы Мураталиевой, «выгодно отличается от других центров силы прозрачностью своих целей в регионе, последовательностью политики, а также готовностью поддержать внутрирегиональное сотрудничество в ЦА конкретными проектами». Г-жа Мураталиева считает, что Европа хотела бы превратить свой проект Global Gateway в альтернативу китайскому «Поясу и пути». Собственно, недавно глава Еврокомиссии Урсула фон Дер Ляйен призвала к этому открытым текстом.

P.S. Вопрос только в том, сможем ли мы, только-только приловчившись балансировать между Москвой и Пекином, нравиться еще и Брюсселю? «Курортный» саммит в Чолпон-Ате оставил этот вопрос без ответа.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz