Казахстан
+11°
Boom metrics
Сегодня:
Общество21 июня 2023 9:15

Ротация ­ не панацея!

С первого сентября большинство директоров Алматы вынуждены будут уйти из школ, в которых проработали долгие годы и куда вложили всю душу.
В начале июня они уже получили официальные уведомления от Департамента образования, что на период летних каникул занимают должность исполняющих обязанности, а с 1 сентября сложат свои полномочия. Фото - arnapress.kz.

В начале июня они уже получили официальные уведомления от Департамента образования, что на период летних каникул занимают должность исполняющих обязанности, а с 1 сентября сложат свои полномочия. Фото - arnapress.kz.

В начале июня они уже получили официальные уведомления от Департамента образования, что на период летних каникул занимают должность исполняющих обязанности, а с 1 сентября сложат свои полномочия.

За директором уйдут учителя

Узнав об этом, некоторые родители посчитали, что нововведение окончательно погубит и так слабую систему образования. Поэтому они решительно настроены отменить подобные распоряжения.

— Сейчас лето, и многие родители не в курсе грядущих «сюрпризов». Мы уверены, что чуть позже начнется массовое возмущение со стороны общественности, и поэтому просим уже сейчас отменить ротацию директоров. Мы не понимаем, как можно так легко играть судьбами наших детей. Ведь ни для кого не секрет, что во многом от директора зависит уровень образования в школе, моральный климат в коллективе, критерий требований к педагогам и так далее, — говорит активист, член РОО «Казахстанский союз родителей» Светлана Щукина. — Зачем, если в школе всё хорошо, менять директора? Вполне предсказуемо, что начнется массовый уход учителей вслед за директорами, которым доверяют и с которыми проработали в одной команде многие годы. В итоге пострадают школьники, о чьем благе такими реформами «печется» государство. Мы возмущены, что при обсуждении и принятии приказа о ротации директоров абсолютно не учтено мнение родителей. Стабильный учительский коллектив, где нет текучки кадров, предсказуемая образовательная политика администрации школы, существующие традиции обучения и воспитания — вот что важно любому родителю при выборе школы для своего ребенка! Почему нас хотят лишить этих фундаментальных вещей? Мы написали соответствующее письмо в Министерство просвещения, где подробно объяснили свои доводы, но получили отписку.

В ответном письме РГУ «Комитет среднего образования Министерства просвещения» за подписью заместителя председателя

С. Умербековой сказано, что законопроект прошел согласование с государственными органами. И в ноябре 2021 года был издан приказ «Об утверждении Правил проведения ротации первых руководителей государственных организаций образования», согласно которому ротации подлежат первые руководители, имеющие общий стаж работы в должности семь лет в одной организации образования.

Назначение методом тыка?

— В этом нововведении одни минусы, — продолжает другая родительница Гульназ Турдахова. — Коллектив школы будет взбудоражен, будут меняться правила и образовательные подходы. Для чего это нужно? Понятно, если директор школы не справляется со своими обязанностями, есть нарекания со стороны родителей и учителей, тогда стоит сменить руководителя. А если всё благополучно и школа работает стабильно, тогда для чего нужно всё разрушать? Коррупционные риски? Так работайте над прозрачностью финансовой деятельности школы! Усиливайте роль родительских комитетов в этом вопросе, общественный контроль! Почему из-за отдельных недобросовестных руководителей нужно рушить всю систему образования повсеместно?

Согласно приказу, директоров будут ротировать на основании эффективности их работы по особым критериям. Родители уверены, что никакие сухие баллы и тесты не смогут отразить реальную картину эффективности работы директора.

— Для математического лицея нужен один кандидат, для школы с изучением иностранных языков — совсем другой, с одаренными детьми — третий. Для работы в школе, где обучается не очень благополучный контингент, тоже нужен человек особого склада характера. При «пересаживании» директоров из кресла в кресло как возможно учесть все эти важные особенности? Очень часто в определенной школе должен работать человек с набором конкретных качеств, и замена первого руководителя может разрушить всю выстроенную образовательную линию. Ведь понятно, что личность первого руководителя во многом определяет вектор развития школы, образовательные подходы, атмосферу в ученическом, учительском и родительском коллективах. Считаем, что очень важный объективный критерий — это оценка родителей, учителей и учащихся, — продолжает еще одна родительница Ирина Осадчая.

Активисты уверены, что бесконечные реформы в системе образования являются скорее источником новых проблем.

— Зачем проводить реформы для галочки или для видимости активной деятельности, которая на самом деле лишь во вред? — подключается к разговору четвертая родительница Саламат Ильяхунова. — Очевидно, что руководители, зная, что в новой школе они теперь будут временно, не будут заинтересованы в решении глобальных проблем вверенной им организации. А как быть с директорами предпенсионного возраста? Представляете, какого им поменять школу, в которой проработали многие годы? Им тяжело будет начинать всё с нуля в новой школе, в новом коллективе педагогов, учащихся и родителей. Это приведет к оттоку опытных руководителей. Переводить директоров предпенсионного возраста — это психологический надлом и как следствие — болезни.

Психологический надлом и выгорание может случиться и у молодого руководителя, который вложит все силы и энергию в развитие школы. Ведь логичней дать возможность креативному и современному директору работать на благо той школы, которая под его руководством уже показывает хорошие результаты.

Довольно экспериментов!

Родители уверены, что бесконечными реформами уже и так нанесен вред системе школьного образования, и настоятельно просят прекратить разного рода эксперименты над детьми, педагогами и школьным образованием в целом.

— Нельзя механически подходить к этому вопросу. Мы проходим очень сложный этап постковидного периода. И учителя, и родители отмечают, что кроме пробелов в знаниях существуют и другие проблемы: социализация детей, отклонения в психике подростков, рост правонарушений среди несовершеннолетних, депрессивных состояний, дезориентации детей в социуме в целом. Сейчас все силы должны быть направлены на преодоление этих проблем, на поддержку детей и педагогов. Наряду с детьми учителя и родители также нуждаются в поддержке и помощи. И в этот период очень важно, чтобы задачи преодоления последствий пандемии для образования решали профессионалы, те люди, которым доверяют дети, педагоги и родительская общественность. Насколько оправданны сейчас любые шаги, способные дестабилизировать обстановку, вызвать нервозность, недовольство, тревогу и возмущение? Для чего разрушать стабильно работающие школьные коллективы? — говорит Гульнара Ончукова. — Идея такого рода механической ротации представляется нам ошибочной также с учетом многонациональности и многоконфессиональности нашего общества. Ведь есть школы, где осуществляется и национальное образование (например, где обучаются дети преимущественно уйгурской, турецкой, чеченской и других национальностей). И здесь личность директора школы, его знание специфики, особенностей менталитета, национальных традиций очень важна. Непродуманный подход к смене директора также может иметь серьезные последствия.

Мы пойдем до конца!

Родители не намерены молчать и готовы отстаивать свои права и права детей на самом высоком уровне. Сейчас активисты готовят официальное обращение, чтобы успеть предотвратить воплощение реформ в жизнь, пока не поздно.

— Мы устали, что бесконечные эксперименты в системе образования — это каждый раз головная боль для детей, родителей и педагогов. Дайте школе спокойно работать, а детям — спокойно учиться! Почему нас никто не спрашивал, принимая этот закон? Как будто нет других проблем в казахстанском образовании! Нет, чиновникам надо опять создать видимость работы, пустить пыль в глаза и в итоге создать нервную обстановку в школьных коллективах, взбудоражить родителей и детей. Если ввести «семилетку», то директора или будут просто «отбывать» срок, ничего не предпринимая, так как знают, что в любом случае будет замена. Или начнут вносить изменения, но не доводить их до реализации. Что будет при таком развитии событий с детьми? Мы будем доносить до общественности все печальные последствия необдуманных новшеств. И добиваться отмены механической процедуры ротации не только как бессмысленной, но и дестабилизирующей меры для системы образования и общества в целом.

Мы, родители, хотим быть правильно понятыми. Мы не против разумных реформ. Ротация директоров школ, как любая реформа, должна априори улучшить качество образования в стране, в мегаполисе, в отдельной школе. Кто даст эти гарантии? Где подготовленный кадровый резерв? Где переподготовка на современных менеджеров в сфере образования? Без системного подхода к ротации, как к глобальной кадровой реформе, она превращается в свою собственную противоположность: вместо стабильности и преемственности — дестабилизация и кадровый разброд. Это последний «гвоздь» в «крышку гроба отечественного образования». И самое главное, принципиально важно остановить все реформы в сфере образования без учета мнения третьей стороны — родительской общественности. Мы не хотим больше зависеть от фантазий и амбиций очередного министра.

Между тем

В Российской Федерации уже был опыт такой формальной (только по срокам работы) ротации директоров школ. В итоге от этого отказались, потому что такой подход доказал свою полную бесполезность и даже вред в масштабах всей системы образования.

«КП» продолжит следить за тем, как будут развиваться события.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz