Казахстан
+3°
Boom metrics
Сегодня:
Звезды17 января 2024 7:00

Ждем всех на фестиваль!

Казахскому национальному театру оперы и балета имени Абая исполнилось 90 лет.
За многолетнюю историю в театре было поставлено свыше 300 произведений. Это казахские оперы и балеты, шедевры русской, западноевропейской оперной классики.

За многолетнюю историю в театре было поставлено свыше 300 произведений. Это казахские оперы и балеты, шедевры русской, западноевропейской оперной классики.

За многолетнюю историю в театре было поставлено свыше 300 произведений. Это казахские оперы и балеты, шедевры русской, западноевропейской оперной классики.

13 января, в день своего юбилея, на сцене театра была представлена жемчужина национального музыкального искусства — опера «Абай» Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди. Впервые поставленная в 1944 году опера «Абай» — одно из лучших достижений оперного искусства Казахстана. Спектакль является одной из самых ярких постановок, ставших фундаментальной историей театра.

О том, какие еще мероприятия запланированы на юбилейный год, мы поговорили с директором театра, заслуженным деятелем культуры РК Нурбакытом Бокебаевым.

Нурбакыт Бокебаев.

Нурбакыт Бокебаев.

— Цикл мероприятий, посвященных празднованию 90-летия, мы открыли оперой «Абай», которая уже 80 лет идет на сцене. Это визитная карточка нашего театра. В свое время в ней играли такие великие солисты, как Ришат Абдуллин, Ермек Серкебаев, Куляш Байсеитова, Алибек Днишев и другие. Сейчас эстафету мэтров принимает молодое поколение, и они тоже вносят свой вклад в современную историю театра. Мы пригласили на юбилейный концерт многих наших ветеранов. В их числе была особая гостья — прима, народная артистка СССР Бибигуль Тулегенова. Счастливы, что корифей театрального искусства Бибигуль Ахметовна посетила театр в такой знаменательный день и лично побеседовала с каждым артистом. Это дало мощный заряд вдохновения молодому поколению. Юбилей — это большой духовный праздник не только для театра, но и для нашей страны и общества в целом, для искусства и культуры. Ведь открытие такого театра было мечтой государственных деятелей прошлого века и прогрессивной интеллигенции страны.

— Значит, опера «Абай» — это лишь начало праздника?

— Да, официально отмечать юбилей театра мы планируем в третьей декаде марта. Дай Бог, проведем первый оперный фестиваль. Открытие хотим приурочить к Международному дню театра — 27 марта. Фестиваль откроется новой оперной постановкой «Жумбак-кыз», а на следующий день пройдет балет «Дон-Кихот» с приглашением мировых звезд. На третий день состоится опера «Трубадур» с участием иностранных и отечественных артистов. 30 марта мировые звезды порадуют зрителей балетом «Лебединое озеро». И завершит оперно-балетный фестиваль 31 марта гала-концерт, на который будут приглашены глава государства, правительственный, депутатский корпус, корифеи искусства, и, конечно, ветераны нашей сцены, которые творили историю театра. На сегодня фактически завершена работа над книгой-альбомом, посвященной истории театра, с момента зарождения до наших дней. Также мы планируем издать тематический календарь с фотографиями артистов и моментами из жизни театра. Помимо этого, готовим сборник видеозаписей выступлений, ведь это наше достояние. Также в юбилейный год запланированы гастроли за рубеж — в Китай, в Пекин, во Францию, также ведем переговоры с Катаром. В Катаре планируем представить версию гала-концерта фестиваля. Конечно, это все будет при поддержке в финансировании.

— Какие тенденции и изменения в театре Вы наблюдаете? Что нового ждет зрителей в этом году?

— Сейчас весь мир меняется. И искусство тоже старается идти в ногу со временем. Считаю, что для зрителя созданы все условия. Например, если раньше люди только слушали, не всегда понимая, о чем поется в опере на казахском или итальянском языке, то теперь на экране идут субтитры, и людям опера стала еще более интересной и понятной. Что касается перемен в репертуаре театра, то руководитель хореографической труппы Гульжан Туткебаева намерена поставить балет «Сильфида». Это очень интересный материал, и худсовет решил, что стоит сосредоточиться на работе над этим спектаклем. Коллектив давно горит желанием осуществить эту постановку, и зрители ее очень ждут, просят об этом в соцсетях. И нам бы хотелось пойти им навстречу. Более того, это кассовая постановка. Она запланирована на весну. А вот балет «Шелковый путь» выйдет осенью. Приблизительное либретто уже готово, и если худсовет даст добро на музыкальный материал, то мы приступим к работе.

Есть постановки, которые на данный момент отложены. Например, на этот год была запланирована работа над оперой «Фауст». Это очень большое полотно, где задействовано большое количество голосов. Такое количество мы пока просто физически не осилим. Поэтому поставили перед собой более реальную задачу — обновить оперу «Летучая мышь», которая идет на сцене в неизменном виде уже 40 лет. Зрители просят сделать спектакль более современным. И если Комитет культуры нас поддержит, то работа в этом направлении будет осуществлена. Желание зрителей для нас закон. Надеемся, что Министерство культуры и информации поддержит инициативу. Театр должен работать не только ради прибыли. Его основная цель — воспитание. А этот спектакль в этом отношении очень важен. И благодаря обновлению мы могли бы привлечь на спектакль молодое поколение.

— Что еще нуждается в обновлении для развития театра?

— В творческой части обновление идет поэтапно. С этим трудностей не возникает. У нас хороший оркестр, хорошие артисты, добавляем видеоконтент, голограммы. Трудность в другом. Нам некуда складировать декорации и костюмы, а также нужна дополнительная сцена для репетиций. Объясню, почему. На сегодня в репертуаре более 300 спектаклей. Для каждого нового спектакля шьется 200-300 костюмов. Таким образом, каждый год дополнительно шьется примерно 500-600 костюмов. 90 лет назад, когда был построен театр, он не был рассчитан на такой большой репертуар и такое количество костюмов. А чтобы привлечь публику, отвечать требованиям времени, необходимо регулярное обновление. Более того, оперный театр всегда привлекателен прекрасными костюмами и хорошими декорациями. На сегодня у нас декораций в 2-3 раза больше, чем в других театрах Казахстана.

— И как же быть?

— Сейчас нам приходится арендовать склады. Для развития театра нам бы хотелось сделать надстройку над зданием. И заодно сделать там репетиционный зал. Часто бывает так, что в театре проводятся мероприятия городского и правительственного уровня, так как у нас уникальный зал с прекрасной акустикой и торжественным оформлением. В таких случаях коллективу приходится откладывать на несколько дней репетиции и спектакли. Или договариваться с другими залами, что очень неудобно для артистов и отражается на плановой работе театра. Если бы была надстройка, мы могли бы не прерывать репетиции и спектакли. И на многие годы эта проблема решилась бы.

— Может ли театр похвастаться стабильностью коллектива?

— Да, это хороший вопрос. Когда в коллективе 600 человек, каждый со своим характером, очень важно сохранять стабильную и благожелательную атмосферу. В 2022 году меня назначили директором. До моего прихода были разногласия и важно было достигнуть взаимопонимания. Придя сюда, я понял, какие есть проблемы, мы сели за стол переговоров и все обсудили. Сейчас в театре все спокойно, и дай Бог так и впредь работать. Нам сейчас не до склок, в приоритете творческий рост как каждого артиста, так и всего коллектива в целом. Сегодня наши артисты участвуют в международных конкурсах и фестивалях, становятся призерами. Это уже показатель достижений и уровня, что возможно только тогда, когда творческий коллектив работает сплоченно. О коллективе театра я могу сказать только хорошее. Здесь работают прекрасные люди. И очень важно сохранять преемственность поколений. В числе технического состава много людей пенсионного возраста. Это редкие, уникальные специалисты. Не каждый может связать свою жизнь с театром. Это художники, декораторы, работники обувного цеха, больших и мягких декораций. Наша сцена размером 22 на 12 метров по высоте, и разрисовывать декорации требует большого количества времени и умения. Наши концертмейстеры Гульнар Жидилова, Асель Давльетярова, Зауре Жубанова работают уже много лет и готовят себе смену. Если не они, то кто будет воспитывать молодежь?

Сейчас у молодежи немного другие требования — они хотят мало работать и много получать. Ветераны в отличие от молодых преданы своему делу и театру. Таких концертмейстеров, которые очень требовательны к своей работе, сейчас уже не найти. Поэтому наши корифеи, помимо основной работы, занимаются преподавательской деятельностью в Академии имени Жургенова, хореографическом училище и консерватории. И всегда присутствуют на спектаклях, где выступают их студенты. Душой болеют за дело, и за это я им хочу сказать огромное спасибо. Я преклоняюсь перед ними.

— Подводя итоги, на чем еще хотели бы сделать акцент в юбилейный год?

— 90-летие — это уже немалый срок для театра. Такому легендарному театру важны как минимум две-три зарубежных гастроли. Мы должны громко заявить о себе, и пусть в мире знают о наших талантливых артистах. Например, в спектакле «Жумбак-кыз» мы показываем нашу историю, и нам необходимо рассказывать об этом миру. Творческий человек должен всегда гореть, а для этого нужно выезжать на гастроли. И заодно смотреть лучшие зарубежные образцы театрального искусства. Я могу авторитетно заявить, что за наших артистов и спектакли нигде не будет стыдно. И, конечно, будем рады видеть всех весной на нашем юбилейном празднике.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz