Казахстан
+7°
Boom metrics
Сегодня:
Общество26 января 2024 6:30

Предсказать нельзя, но готовым быть обязан

Алматы до сих пор трясет в прямом и переносном смысле. Несмотря на то, что подземные толчки все реже и тише, соцсети и новостные ленты сотрясаются от различных версий и прогнозов относительно безопасности пребывания в мегаполисе.
Фото: unsplash.com.

Фото: unsplash.com.

Редакция «КП» обратилась за комментариями в Национальный научный центр сейсмологических наблюдений и исследований.

Попыталась успокоить алматинцев и гостей города исполняющая обязанности заведующей лабораторией сейсмобиологии Наталия Суровцева (на фото).

Наталия Суровцева.

Наталия Суровцева.

— Наталия Владимировна, чем объясняется такая сейсмическая активность 23 января, ведь было 7 или 8 серий толчков...

— Она обусловлена произошедшим на границе Китая и Киргизии сильным землетрясением. Это землетрясение регионального масштаба, магнитуда 6,7 данного сейсмического события довольно высокая, этим и вызваны такие последствия, которые ощутили жители нескольких государств. Сейсмические волны распространились, в том числе, и на Казахстан. Обычно после землетрясений такой интенсивности происходит большое количество афтершоков, что и наблюдалось в течение последующих суток и происходит до сих пор. Некоторые из афтершоков зафиксированы с магнитудой более 5, часть из них были ощутимыми на территории Казахстана, какие-то лишь фиксировались приборами. И это закономерное явление.

— Как долго нас будет еще трясти?

— Сколько именно по времени будет происходить этот процесс — сложно сказать. Это будет зависеть от многих факторов: и от сейсмичности региона, где расположен эпицентр землетрясения, и от грунтовых условий. Этих данных у нас нет, чтобы делать какие-либо выводы. Постепенно будет происходить затухание процесса активизации сейсмичности, и она вернется в обычный режим. Этот процесс может происходить постепенно, продолжительностью до нескольких месяцев.

В районе Кокшальского хребта, где находился эпицентр, и ранее были довольно сильные землетрясения, причем картина затухания была продолжительностью около двух месяцев. Например, по данным Центральной сейсмической обсерватории (ЦСО), 24 января было зафиксировано 978 (!) слабых (неощутимых, только фиксация приборами), 30 с магнитудой более 5 афтершоков. Из них шесть ощущались на территории Казахстана.

— Насколько возможно предсказать землетрясение, его силу и сроки?

— В Казахстане для прогнозирования землетрясений применяется три стадии прогноза:

— долгосрочный прогноз (до 5-7 лет);

— среднесрочный прогноз (до 1 года);

— краткосрочный прогноз (до 30 суток).

Ежегодно наш Центр по результатам оценки сейсмической ситуации за истекший год в Алматинском сейсмоопасном регионе дает среднесрочный прогноз на текущий год. Среднесрочный прогноз наших специалистов на 2023 год полностью оправдался.

Среднесрочный прогноз выдается в начале года с последующей корректировкой к середине года. Скоро он будет готов.

Краткосрочное прогнозирование проводится Комиссией по оценке сейсмической обстановки в регионе. Заседание проходит еженедельно. В связи с создавшейся ситуацией внеплановые заседания проводятся ежедневно. Заключение передается в директивные органы. Пока наши прогнозы о том, что сильные землетрясения не ожидаются, подтверждаются.

— Стоит ли верить народным приметам о приближающемся землетрясении?

— Здесь нужно говорить не о «народных приметах», а об исторических фактах, имеющих под собой научную основу. Есть ретроспективные зафиксированные данные очевидцев. Например, о необычных свечениях накануне землетрясений или непонятном гуле, доносящемся из-под земли. Много исторических данных о необычном поведении животных накануне сильных землетрясений.

Вспомним Верненское землетрясение в 1887 году. Ученый-геолог Мушкетов описывал, что животных с трудом удерживали во дворах. А за несколько минут до первых ударов, почувствовав страшную катастрофу, они дрожали в ужасе.

Одним из наиболее известных случаев в истории можно считать разрушительное Хайчэнгское землетрясение (4 февраля 1975 г.). Более чем за месяц китайские ученые начали получать регулярные сообщения из провинции Ляонин о необычном беспокойном поведении змей, которые зимой стали в дневное время покидать свои норы. Также были данные о резком изменении уровня воды в колодцах. Правительством было принято беспрецедентное решение об эвакуации в городском уезде Хайчэн, который в феврале того же года был полностью стерт с лица земли. Поэтому животные зачастую являются «биопредвестниками», и на это стоит обращать внимание.

— Стоит ли верить прогнозам разных специалистов или таких приборов нет и в ближайшее время не будет?

— Сейчас во всем мире, к сожалению, нет таких методик, которые бы помогли спрогнозировать точное место и время предстоящего землетрясения со 100-процентной «гарантией», но исследования в этом направлении ведутся учеными разных стран. И наш «прогноз» тоже носит вероятностный характер — с вероятностью 0,7, то есть 70%.

— Что нужно сделать городским властям в целях безопасности жителей в первую очередь?

— Произошедшее землетрясение выявило много проблем, которые можно объединить в одну фразу — «Город не готов к сильному землетрясению!».

Это касается абсолютно всех: и городских властей, и служб ДЧС, и самого населения. Особое значение в данный момент нужно уделить подготовке к различным ЧС (не только к землетрясениям) — это должно включать в себя как готовность всех служб спасения с четким алгоритмом действий (начиная с оповещения и готовности принять население в специализированных пунктах), так и подготовки самого населения.

Жители города должны быть обучены: должен быть четкий план действий, чтобы избежать паники, как произошло в этот раз. Сейсмотренировки должны перестать быть мероприятиями «для галочки». Нужно брать пример с Японии и Китая: там с малых лет детей обучают правилам поведения во время землетрясений.

— Какой процент домов в Алматы отвечает 9-балльной системе безопасности?

— Этот вопрос не относится напрямую к сейсмологам, но я постараюсь на него ответить. По некоторым оценочным данным, в Алматы около 30% жилищного фонда признаются сейсмоопасными, к тому же в городе возможны вторичные сейсмообусловленные явления (пожары, сели, оползни, обвалы и др.), которые также очень опасны для населения.

Обеспечение безопасности людей, а также сохранности объектов строительства и материальных ценностей при сильных землетрясениях — важнейшая проблема стран, расположенных в сейсмоактивных регионах. Решение этой проблемы заключается как в изучении землетрясений как природного явления, так и в сейсмоусилении зданий и сооружений. Сейсмостойкое строительство должно быть основано на качественном возведении зданий и сооружений на основании действующих строительных норм и правил для сейсмоопасных регионов.

Здания, построенные в Алматы по современным строительным нормам, с внесенными корректировками в соответствии с картой СМЗ (сейсмо-микро-зонирования), являются сейсмостойкими. КазНИИСА проводил испытания монолитных высотных зданий с помощью вибродинамической установки и дал заключение, что конструктивные схемы современных ЖК и бизнес-центров являются сейсмостойкими. Большинство зданий Алматы, построенных с учетом новых СНиП, благополучно выдержит землетрясение в 9 баллов и выше.

Конечно, есть в городе здания и старой постройки, 60-70 годов прошлого столетия. Для выводов о состоянии таких объектов и проводится государственная программа «Паспортизация». В первую волну «паспортизации» были обследованы социально значимые объекты: детские сады, школы, больницы. Сейчас будет проводиться второй этап данной программы, в ходе которого будут даны соответствующие заключения и определены меры по сейсмоусилению или сносу таких зданий.

— Правда ли, что в Казахстане сейчас не готовят специалистов по сейсмологии?

— Долгое время вузы не готовили «сейсмологов». Когда-то, еще в прошлом веке, такая специальность была в политехе, но и там всего пару лет «выпускали» специалистов-сейсмологов. В основном, сейсмологами работали специалисты смежной специальности — геофизики. Сейчас КазНИТУ планирует возродить подготовку кадров по специальности «сейсмология». Более подробную информацию могут дать сотрудники КазНИТУ.

МЕЖДУ ТЕМ

Согласно данным сети сейсмостанций, в 2023 году общее количество ощутимых землетрясений на территории Казахстана составило 22.

Самый высокий энергетический класс (К =11,3) был в Туркестанской области. Наибольшее число землетрясений разной силы зафиксировано в Алматинской области — 520 за прошлый год.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz