Казахстан
+18°
Boom metrics
Звезды27 сентября 2023 10:30

Оркестр великого маэстро благословляет молодых

В Алматы прошел республиканский конкурс дирижеров имени Нургисы Тлендиева.
Великий маэстро жил музыкой.

Великий маэстро жил музыкой.

На дирижера берут 1-2 студентов

Гран-при конкурса, а также денежный приз в размере 1,5 миллиона тенге были присуждены Абылхаиру Сагымбаеву, дирижеру Карагандинского симфонического оркестра имени Е. Рахмадиева, Академического оркестра казахских народных инструментов имени Таттимбета и оркестра Каздрамтеатра им. С. Сейфуллина.

— Это не первое мое участие в подобных конкурсах. Ранее занимал призовые места, но Гран-при — впервые. Для меня было большой честью работать с таким прекрасным оркестром, как «Отырар сазы». В первом туре мы сыграли кюй Каршыги Ахмедиярова «Күткенде» и «Дала сыры» Кенжебека Кумисбекова. Во втором были только произведения Нургисы Тлендиева — кюй-поэма «Алтын дән» и «Абай табиғаты» для кобыза с оркестром. Они отличаются сложностью и требуют основательной подготовки и времени, чтобы их исполнить. Очень счастлив, что моя работа на конкурсе удостоилась Гран-при. Уже поступили приглашения на различного рода концерты по республике с другими оркестрами, — поделился победитель.

Обладатель гран при конкурса Абылхаир Сагымбаев.

Обладатель гран при конкурса Абылхаир Сагымбаев.

— Что самое главное, на ваш взгляд, при оценке конкурсантов?

— Дирижер — это руководитель оркестра. От него зависит в целом качество исполнения. Зритель видит и слышит только результат большой работы во время репетиций. Режиссер слышит оркестр как в целом, так и каждого музыканта отдельно. Если кто-то отстает в ритме, то нужно остановить весь оркестр и работать с каждой группой музыкантов.

— Как вы решили стать дирижером?

— До поступления в консерваторию я учился в колледже на домбриста. Уже тогда мне нравилось писать партитуры для оркестра, делать какие-то аранжировки, заниматься трактовкой музыки с нашим небольшим ансамблем. То есть навыки дирижирования начали закладываться тогда. На дирижеров учат только в вузе. Когда поступил в консерваторию, выбрал кафедру симфонического дирижирования. Туда берут, как правило, 1-2 студентов в год, поэтому поступить и учиться — непросто. Дирижирование — это одна из самых сложных профессий в музыке. Некоторые даже не рискуют поступать. Но мне очень нравится, завораживающий творческий процесс.

Дочь маэстро Динзухра с малых лет росла за сценой.

Дочь маэстро Динзухра с малых лет росла за сценой.

— Как распорядитесь финансовым призом?

— У меня есть небольшой музыкальный проект по организации концертов оркестровой музыки. Поэтому вложу в этот и другие музыкальные проекты.

Не только палочкой красиво махать

Член жюри, профессор Казахской национальной консерватории имени Курмангазы Жалгасбек Бегендиков очень доволен итогами конкурса. Ведь для него Нургиса Тлендиев — не просто великий композитор, а Учитель с большой буквы.

— В 90 годы мне посчастливилось работать с маэстро последние семь лет его творческой жизни. Я был вторым дирижером, и после кончины Нургисы ага с огромным уважением к нему и его детищу — Фольклорно-этнографического оркестру «Отырар сазы» — продолжил его дело. Очень рад, что конкурс дирижеров проводится регулярно. Это хорошая поддержка молодым музыкантам, ведь дирижеров не так-то много. Такое состязание способствует профессиональному росту молодежи.

-

-

Конкурс состоял из двух туров. Сначала участники дирижировали Академическим фольклорно-этнографическим оркестром «Отырар сазы», исполняя произведения казахских композиторов. Во втором туре конкурсанты представили на суд жюри произведения из репертуара Нургисы Тлендиева.

— При работе с оркестром нужно не просто красиво махать дирижерской палочкой, а раскрыть драматургию произведения, донести мысль автора. А это зависит от дирижера, — улыбается Жалгасбек Амирханович.

Отец жил музыкой

Сейчас оркестром, основанным Нургисой Тлендиевым, руководит его дочь Динзухра. В последний год обучения в филармонии она работала в школе имени Куляш Байсеитовой дирижером оркестра. После окончания начала работу в «Отырар сазы» в качестве ассистента главного дирижера, а через год ее назначили на должность главного дирижера. Музыканты знали ее с детства, так как она всегда была за кулисами, когда отец блистал на сцене. Поэтому приняли ее хорошо.

Сейчас Динзухра продолжает дело отца.

Сейчас Динзухра продолжает дело отца.

— Мой отец был не только дирижером, но и домбристом, композитором, исполнителем. Он жил музыкой, всегда говорил только о ней и был строг и требователен по отношению к работе. В предыдущие годы этот конкурс проводился не только среди дирижеров, но и вокалистов. Я думаю, что в дальнейшем нам удастся добавить сюда и номинацию «композиция», таким образом объединить все в один общий конкурс. Проведение конкурса дирижеров очень важно, потому что это действительно редкая профессия. Очень радует, что собралось такое большое количество участников из разных регионов Казахстана, — подчеркивает Динзухра Тлендиева. — И сейчас, прежде всего, нужно воспитывать молодежь, чтобы она тяготела к народной музыке.

Участникам предоставлялось примерно по 15 минут для работы с оркестром. Первое произведение они играли без остановки. Тут смотрится показ дирижера, как он владеет дирижерской техникой, чувствует музыку. Со вторым произведением, наоборот, они останавливали оркестр и показывали, где какой звук, как учат партитуру и т.д.

-

-

Молодым везде у нас дорога

Впервые республиканский конкурс был организован в 2004 году, далее он проводился один раз в два года. Пандемия внесла свои корректировки и конкурс проходил в онлайн-режиме, в этом году он вновь возобновляется в традиционном формате. Основная цель конкурса — сохранить и развивать дальше традиции казахской дирижерской школы.

На этот раз в конкурсе приняли участие дирижеры в возрасте от 18 до 35 лет и студенты высших учебных заведений в сфере культуры и искусства. Всего поступило 25 заявок, но по определенным причинам к конкурсу допущено 20 кандидатов.

— С каждым годом интерес к мероприятию среди молодежи растет. Такого большого количества конкурсантов, как в этот раз, раньше в подобных конкурсах страны не было. Не каждый может стать профессиональным дирижером — это такая сложная профессия. Дирижер должен разбираться в жанрах произведений, обладать навыками вокала и игры на разных музыкальных инструментах, следить за мимикой, жестом, движением рук, пальцев. Он руководит всем оркестром, направляет музыкантов и помогает им слаженно исполнять композиции, а это нелегко. Вот по этим критериям будут определены победители, — подчеркивает директор Казахской государственной филармонии имени Жамбыла Акан Абдуалиев.

-

-

По номинациям конкурса были вручены Гран-при, 1, 2, 3 места, дипломы, а также отдельный диплом «За лучшее исполнение произведений Нургисы Тлендиева». Все призеры получили денежные призы от 250 тысяч тенге до 1,5 млн тенге.

КСТАТИ

Динмухамед Кунаев высоко ценил творчество Нургисы Тлендиева. Великий политик и великий композитор тесно дружили. Динзухру назвали в честь супругов Кунаевых — Динмухамеда и Зухры. Димаш Ахмедович постарался создать для музыканта достойные жилищные условия. Композитору была выделена квартира в «золотом квадрате», где сейчас создан музей Тлендиева.

МЕЖДУ ТЕМ

В 2025 году планируется масштабное празднование 100-летнего юбилея Нургисы Тлендиева на международном и республиканском уровнях в честь уникальной личности в казахском музыкальном искусстве.

-

-

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Нургиса Атабаевич Тлендиев (1925-1998 гг.) — казахский композитор, виртуозный домбрист, автор уникальных кюев, харизматичный дирижер, который дал новую жизнь старинным казахским инструментам. Он внес огромный вклад в национальную музыкальную сокровищницу. Народный артист СССР (1984 г.). Народный Герой Казахстана (1998 г.). Своим первым и главным учителем считал Ахмета Жубанова: «Жубанов учил меня всему: любить и понимать музыку народную и классическую, учил трудиться и находить радость от творчества, учил любить жизнь во всех ее проявлениях. Я обязан ему тем, кем я стал». Неслучайно Ахмет Жубанов начинающему музыканту Нургисе подарил свою домбру как самому лучшему ученику.

Фото пресс-службы конкурса.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz