Казахстан
+22°
Boom metrics
Сегодня:
Политика4 октября 2023 5:00

От Берлина до дубины

Минувшая неделя лишний раз подтвердила высокую квалификацию президента-дипломата Касым-Жомарта Токаева.
Что нынче популярно на политической кухне мажилиса?

Что нынче популярно на политической кухне мажилиса?

И это тот редкий случай, когда даже самые восторженные оценки провластных (а иных у нас практически не осталось) политиков, политологов и прочих ЛОМов (сиречь лидеров общественного мнения) почти не выглядят перебором. Не будем их повторять, они за прошедшие после берлинской встречи С 5+1 растиражированы достаточно.

Главный актив токаевского «броска на Берлин» сводится к торжеству (чтобы не сказать «триумфу») не раз уже обруганной оппонентами власти политики многовекторности. Увы, против реальной геополитической ситуации не попрешь: Казахстану в условиях фактически начавшейся третьей мировой войны придется ерзать на своем стульчике между кресел глобальных игроков, поочередно приближаясь к одному и в то же время отдаляясь от другого.

Что до критики из пределов дружественной северной державы, то ее аргументация и тон выглядят вполне ожидаемо: Казахстан пытается отойти от «испытанного временем» и «безальтернативного» курса на союзничество с Россией, за что его следует «проучить» сразу же после «нашей победы». Правда, пока что эти воинственные кличи исходят от политиков и «экспертов» маргинального пошиба и официальной Москвой не приветствуются (хотя равно и не осуждаются).

И в этом контексте президент Токаев ухитрился, пользуясь старой метафорой Олжаса Сулейменова, «возвысить степь, не унижая горы». Во всяком случае, автору этих строк не довелось прочесть ни в казахстанских, ни в ведущих западных медиа негативных комментариев по поводу берлинского вояжа казахстанского лидера.

Это, разумеется, не снимает вопросов — прежде всего, о поставках казахстанского сырья на Запад (в Германию) по российской трубе (другой в нашем распоряжении, увы, не имеется). Показательно, что визиту президента в Берлин предшествовали переговоры наших «Казмунайгаза» и «Казтрансойла» с «Роснефтью», не афишируемые обеими сторонами. А ну как завтра выяснится, что наши германские партнеры под видом казахстанских нефти и газа получают подсанкционные российские, от которых официальный Берлин торжественно отказался? Вряд ли это понравится Вашингтону — особенно после свежего саммита в Нью-Йорке в том же самом формате С 5+1. То есть в теории с нашей страной может случиться нешуточный конфуз — к вящему удовольствию медийно-политических маргиналов по обе стороны самой протяженной в мире российско-казахстанской границы.

Вот тут-то в полном соответствии с известной токаевской формулой триединой власти «сильного президента» должен бы подстраховать «влиятельный, авторитетный парламент», проведя в срочном порядке парламентские слушания с вызовом на ковер соответствующих чиновников «подотчетного (парламенту?) правительства» и рулевых упомянутых выше казахстанских компаний. Учитывая щепетильность вопроса, слушания эти можно было бы провести в полупубличном режиме. В любом случае, это и заокеанских ревнителей могло бы успокоить. И вчера еще карманному депутатскому корпусу влиятельности с авторитетностью прибавить.

Но, увы, наши избранники этой нормой закона «О парламенте и статусе его депутатов» не воспользовались ни сейчас, ни прежде. Хотя за время президентства господина Токаева могли сделать это по меньшей мере трижды — после Арыси, Кордая и Экибастуза. Могли, но не сподобились...

Зато отдельные мандатоносцы активно зовут коллег на заплыв в открытом море, ни разу толком не нырнув в бассейн. На днях Азат Перуашев презентовал разработанный в недрах его партии «Ак жол» закон о парламентском расследовании. Закончик (вернее, проектик закончика) получился ровно таким, как описанный покойным Жванецким чудо-агрегат, сделанный совковыми кулибиными по западным лекалам: «вроде все, как у них, у буржуев, а включаешь — не работает!».

О незабвенном Михал Михалыче в этом концепте «а-ля Конгресс США» напоминает практически каждая строчка, начиная с проекта «Пояснительной записки». В ней пространные отсылы к любимому нашими госмужами «зарубежному опыту» — от Штатов, Японии, Италии до России и даже солнечного Узбекистана. Хотя общественный уклад и политическое устройство в большинстве этих стран не просто различны, а взаимоисключающи.

А сам законопроект написан в полном отрыве от реалий отечественного парламентаризма с доминантной партией власти и санкционированной сверху «оппозицией» — ручной, белой и пушистой. Да и сама «партия парламентского большинства» во времена «Нур Отана» была построена по военному принципу единоначалия, когда любой депутатский запрос до его оглашения утверждался председателем фракции. Судя по всему, такая практика имеет место быть по сей день.

А теперь почитаем акжоловский законопроект: «При наличии фактов и обстоятельств, указанных в настоящем законе, группа депутатов Мажилиса Парламента или Сената Парламента численностью не менее пяти депутатов направляет Председателю Мажилиса Парламента или Председателю Сената Парламента письменное обращение о возбуждении парламентского расследования, в котором должны быть изложены факты и обстоятельства и обоснованы необходимость его проведения...», «Председатель Мажилиса Парламента или Председатель Сената Парламента после получения такого письменного обращения депутатов выносит вопрос о проведении парламентского расследования на заседание соответствующей палаты Парламента РК», «Решения о поддержке инициативы возбуждения парламентского расследования и о составе комиссии оформляются постановлениями соответствующей Палаты Парламента и считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от общего числа депутатов соответствующей Палаты Парламента»... и все в этом духе.

То есть де-факто решение проводить/не проводить парламентское расследование отдается на откуп аманатовского большинства, которое выглядит незыблемым, как минимум, на ближайшую пятилетку. О чем прекрасно знают и правящие «альфа самцы», и ручные из живого уголка оппозиции. Так что, если вдруг инициативе акжоловской шлюпки, возомнившей себя флагманским кораблем, дадут зеленый свет, то предметом «парламентских расследований» окажутся, в лучшем случае, перебои с бензином, искусственный дефицит отдельных продуктов и прочие секреты Полишинеля.

Впрочем, и этого счастья господину Перуашеву не видать — что он и сам прекрасно понимает. Но, будучи тертым калачом и стреляным воробьем два в одном, руководствуется принципом «главное — прокукарекать, а там хоть не рассветай».

Тут поневоле задумаешься: может быть, это и правильно? Зачем вкладывать в такие руки дубину депутатских расследований? Пусть лучше парламентарии потешают почтеннейшую публику экзотическими предложениями вроде посадки на 15 суток жертвы семейного насилия вместе с самим насильником, пусть вчерашняя кандидатка в президентки, построившая свою избирательную кампанию на императиве «женщина, знай свое место!», волшебным образом становится борчихой за гендерное равенство!

На то они и «влиятельные депутаты», у них и справка... то бишь, мандат есть. А обо всем остальном пусть болит голова у «сильного президента»: на то он и сильный — справится!

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz