Казахстан
-27°
Boom metrics
Сегодня:
Звезды10 ноября 2023 8:30

Прощай, «цветочная луна»

Фильм Мартина Скорсезе «Убийцы цветочной луны» производит неоднозначное впечатление длительностью (более трех часов), изменой жанру, в котором маэстро — признанный мастер, антиколониальной направленностью...
Мурат УАЛИ
Гладстон-Ди Каприо.

Гладстон-Ди Каприо.

Но вначале небольшое географическое отступление о месте действия.

СМЕСЬ ЖАНРОВ

Штат Оклахома находится в центре США, в зоне рискованного земледелия, занимает часть Великих Равнин с континентальным климатом и с полупустынными степными ландшафтами и в переводе с наречия чокто означает okla — люди, homa — красный, т.е. краснокожие. Эта Индейская территория диких прерий, где кочевало множество племен краснокожих «степных братьев», в 30-е годы XIX века оказалась местом высылки индейцев с плодородных земель Восточного побережья. Дорога принудительной миграции «лесных братьев» с Востока к «степным братьям» Среднего Запада, полная холода, голода и болезней, оплаченная тысячами смертей, получила название «Тропа слез». А на рубеже XIX-XX веков в Оклахоме были обнаружены залежи нефти... Вопрос: мне одному это напоминает другую страну в Евразии, занимающую такое же континентальное положение в части Великой Степи, в зоне рискованного земледелия, ставшую местом высылки многих народов, со своей «тропой слез» и с обнаруженными впоследствии огромными запасами нефти?.. Сравнения можно было бы продолжить, но не будем углубляться в зону рискованных аналогий и вернемся к кино.

Удручающий хронометраж — не тенденция ли это именитых и стареющих кинорежиссеров увеличивать длительность своих фильмов, занимаясь самовыражением и забывая о зрителе? Хотя «Путь воды» и «Оппенгеймер» такой же длительности, но у Кэмерона можно насладиться экзотическими пейзажами Пандоры и ее подводным миром; у Нолана — выдающимися историческими личностями, перманентно голой коммунисткой, истерией против «красной угрозы». А что предлагает мэтр криминальных сюжетов? Декорации захолустного Fairfax в Оклахоме, кинохронику 20-х, туповатую физиономию главного героя, его умирающую жену, его дряхлого дядюшку, а в финале тоскливую стилизацию под радиопьесу 50-х годов. И как это должно называться? Вестерном или триллером?

Нет, конечно, Скорсезе — один из величайших и наиболее влиятельных кинорежиссеров современности. По его гангстерским фильмам можно изучать историю американской мафии. Но тут драматизм и зрелищность, присущие другим картинам, режиссер приносит в жертву ради тяжеловесной антиколониальной трагедии. Зачем?

Знающие люди говорят, что в последние годы критика белого колониализма становится все более востребованной темой. В таком случае Скорсезе в тренде. Он и пытается как можно правдивее рассказать с экрана реальную историю серийных убийств среди племени осейдж, случившуюся 100 лет назад в Оклахоме. «Цветочная луна» — не триллер и не вестерн, а попытка балансировать между жанрами: триллером, детективом, мелодрамой и этнографической документалистикой. Режиссер показывает происходящее сдержанно, в документальном стиле, перенося акцент на супружеские отношения главных героев и индейскую этнографию. Видимо, такая измена — результат договоренностей, в том числе финансовых, с современным обществом осейджей, на земле которых и при участии которых, и, в частности, вождя по имени Стоящий Медведь, снимался фильм...

РАВНИНА С НЕФТЯНЫМИ ВЫШКАМИ

Степное племя осейдж издревле жило на своей земле, которая казалась белым «хуже некуда», потому и не трогали. Пока под землей не обнаружили крупные месторождения нефти. Начавшаяся в начале прошлого века автомобилизация Америки потребовала бензин. В штате начался нефтяной бум, деньги потекли рекой, и осейджи, как землевладельцы, сказочно разбогатели. Из вигвамов переселились в роскошные дома, начали разъезжать в лимузинах, носить меха и драгоценности, устраивать вечеринки, играть в гольф, летать на самолетах. Теперь белые служили у них садовниками, официантами и шоферами, как главный герой Эрнест у индеанки Молли.

«Цветочной луной» индейцы называют весеннее полнолуние, когда поля покрываются цветочным ковром, сияющим, как конфетти, рассыпанное богами. Но теперь поля покрылись нефтяными вышками, а осейджей начали убивать. Название фильма может иметь два смысла: прямое — убийцы, действующие ночью при луне, и символическое. В этом случае «цветочная луна» — символ прошлой свободной жизни индейцев на просторах диких прерий с гулким топотом бизонов, голубым дымком вигвамов, трав с весенним ароматом... Но в Оклахому — землю краснокожих — пришли бледнолицые, и бизоны исчезли, цветы вытоптали, паровозы задымили небо, а поля усеяли нефтяные вышки, качающие «черное золото». Прощай, «цветочная луна»!

Оклахома.

Оклахома.

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ

Итак, осейджей-землевладельцев убивают, а права на землю и страховки получает местный скотопромышленник и помощник шерифа Уил Хейли — дядя главного героя. По логике фильма это должен быть энергичный зрелый мужчина, местный «король осейджских равнин», человек действия, «крестный отец», держащий под контролем всю местную «семью». Но глядя на персонажа 80-летнего Де Ниро, хочется воскликнуть: «Какой из него «крестный отец»? Кто будет бояться старика с таким обликом, стоящего одной ногой в могиле (многих лет жизни самому актеру!). Ему пора каяться за грехи молодости и думать о вечном, а не о том, как бы убить еще одного индейца». Да и возраст реального Хейли был лет на 20 моложе. Хотя Де Ниро играет хорошо и пытается создать образ американского псевдоинтеллектуала из глубинки, но почему-то в такого «короля осейджских равнин» не верится.

Создатели фильма мнят себя оракулом, вещающим о забытой трагедии 100-летней давности. Возможно, на американцев рассказ об этом периоде их истории действует, как шоковая терапия, и у них действительно спадает пелена с глаз. Как у Френсиса Копполы, который осыпал своего давнего друга комплиментами, подтвердив, что это «нечто из ряда вон выходящее». Однако для постсовкового зрителя расистские порядки Дикого Запада и американская трагедия геноцида индейцев хорошо знакома; можно сказать, навязла в зубах и даже стала пропагандистским штампом. Недаром Вадим Цыганов в недавнем нашумевшем интервью российскому блогеру Юрию Дудю несколько раз повторил об убийстве 150 млн индейцев.

Немалая доля шоковой терапии в игре актеров. Обаятельный харизматик Ди Каприо, лишенный своего обаяния, как оборотень, предстает в совершенно ином обличье тупого и безвольного злодея. И его персонаж — такой же оборотень: днем шофер и муж Молли, а ночью — исполнитель чужой воли. Актер точно и умело передает грани характера и душераздирающие эмоции: то любящего мужа и отца, то жлоба, любящего деньги и виски, то лицемера, предающего жену и детей, то жестокого убийцы.

Единственным светлым пятном на фоне всего этого маскулинно-колониального беспредела бледнолицых выглядит индеанка Молли в исполнении Лили Гладстон. Конечно, актриса не осейдж, а метиска: от англичан по матери и индейского вождя черноногих по отцу, но выросла в резервации. Возможно, так и задумано — сделать из коренной американки и прекрасной женщины луч света в темном царстве. Сработало! Немногословна, сдержанно холодна, доверчиво настороженна. Со своей загадочной улыбкой, как у Джоконды, «индейскую» функцию в фильме она выполняет филигранно, а в индейских нарядах выглядит потрясающе. Наверняка станет настоящей новой звездой Голливуда.

P. S. Знающие люди говорят, что на предстоящей церемонии «Оскара» «бледнолицый оборотень» будет номинирован на «лучшую мужскую роль», а «индейская Джоконда» — на «лучшую женскую роль второго плана». Я присоединяюсь и даю на отсечение по волоску из бороды за каждого, что оба получат заветные статуэтки.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz