Казахстан
+12°
Boom metrics
Сегодня:
Звезды19 марта 2024 11:00

Наурыз — вершина года

Наурыз — космический праздник равновесия света и тьмы.
Бахыт КАИРБЕКОВ, поэт и кинорежиссер
Это не нами установленная дата празднования Нового года.

Это не нами установленная дата празднования Нового года.

Это не нами установленная дата празднования Нового года. Само небо приглашает нас навести порядок в уме и сердце, найти золотую середину, дабы узнать цену счастью и несчастью, соразмерить свои силы с возрастом, с окружением, в котором живет сочувствие и зависть, любовь и враждебность, заразительный смех и не менее заразительная злоба.

Наурыз — вершина, с которой дано увидеть прошлое и будущее, подвести итоги и наметить планы. Это граница прощания с зимой и встречи с весной. У каждого из нас свой опыт умывания талой водой и лечения глаз утренними лучами. Главное — не упустить шанс стать обновленным, пробужденным, готовым к новым испытаниям и желанным праздникам.

Для нас, казахов, зима — долгий сон, лишающий нас дальних путешествий, знакомства с миром, вкушения заморских фруктов и манящих яств. В прежние времена — глухая стена, мешающая услышать звуки и голоса — новости городов и стран. Сегодня интернет заполнил эту тягостную паузу, и зима не в силах удержать нас в плену неведомой тоски и невольного унынья. Другое дело, что мы не так уж стараемся выбраться из него!

Складывается впечатление, что наше общество все еще находится в зимней спячке, в гипнотической статике. У нас угрожающая закупорка вен (дорог), которая опасна всеми возможными недугами, а главное — сильно напрягает сердце, которое продирается сквозь сузившиеся сосуды, натыкается на тромбы, то и дело борясь с ними на грани их отрывания. В любую минуту какой-нибудь созревший тромб может сорваться, и кровь сама же подгонит его к сердцу и застрянет в пробке, которую ей уже не победить, а значит, сердце остановится, сбившись с ритма, и человек умрет.

Наурыз именно призывает открыть все дороги-пути, помочь весне пробиться к нам и оросить засушливые места, освободить от тяжелого снега и стальной мощи льдин землю, оказавшуюся на северной, несолнечной стороне.

Бахыт Каирбеков.

Бахыт Каирбеков.

И меня радует мудрое — самое первое правило Наурыза, дабы ему войти в наш дом, — это очиститься от мелочных ссор и затянувшихся дрязг. Я уж не говорю о злобе и ненависти, накопившейся в плену нужды, нищеты, отчаяния и чувства потерянности, никчемности и ненужности ни себе, ни родным, ни тем паче — своей стране.

Наурыз зовет обновиться и телом, и духом. Освободиться любой ценой от долгов прошлого, от груза тревожных мыслей и заматеревшего пессимизма. Под лежачий камень вода не бежит. Наурыз ожидает от нас очистки водоемов, а главное — бьющих из-под земли хрустальных ключей.

Как поэтично назван обряд очищения источников — «бұлақтың көзін ашу» — открыть глаза родников, дабы они увидели небо! И с радостью подарили нам чистейшую воду из глубин земли, которой всю зиму было запрещено «заговорить» на своем языке.

Не это ли происходит с нами, боящимися заговорить о насущном во весь голос? Отчего нам лень заняться уборкой мусора?

Мы пассивно ждем, что кто-то это сделает за нас. А что же нам тогда подарит Новый год — Наурыз, ведь в степи год начинался с весны? Разве нам не надо вместе с талыми водами смыть с души накопившуюся усталость?

-

-

Птичий щебет призывает нас очнуться от спячки подобно оголодавшим суркам. Вот они, то есть мы, уже проснулись и не верим своим глазам — вокруг еще лежат снега — неприглядно грязные. Бурые пятна тающих сугробов открывают взору кучи переваренной (но больше непереваренной) нами еды (физической и духовной). Какие богатые мусорные кучи, архипелаги использованной химии и... «наломанных дров».

Нам бы поскорей избавиться от них, от затаенной ненависти ко всему, над чем надо бы потрудиться, не покладая рук. Но мы (увы, или, слава Богу?) вроде как не настолько бедны, чтобы копаться в мусоре общих проблем, не хочется мараться — участвовать в субботниках, которые когда-то были тоже праздником, точнее — подготовкой к нему, как говорится, не столько праздник хорош, сколько хлопоты по нему.

Нам проще не замечать эти свалки. Потому как мы забыли, что это наш двор, что мы хозяева всего, что окружает нас. Но легче притвориться инопланетянином, гостем, случайным прохожим, который даже если и сам уронит на землю бумажную упаковку от купленной только что вещи, ни за что не поднимет ее — есть же дворники, которые получают за это деньги!

А нету их! Вот и ругаем тех, кто не выгнал их на работу, не пустил уборочные машины по улицам, и люди на заснеженном льду ломают себе руки и ноги, а машины бьют друг другу морды...

Кто виноват во всем этом? Да мы сами. Мы — чужие в своем дворе и городе. И получается — в своей стране.

А очередной Наурыз, как свисток на чайнике, предупреждающий о том, что кипяток вот-вот будет готов и лучше поскорее обдать им заварку, чтобы накипевшей силой своей он окрасил не снег, выпавший вновь на уставший город, а белизну пиалы, которая пригласит нас сесть за родительский стол, помирит нас, очерствевших душой, напомнив счастливые мгновения детства, когда все были живы-здоровы, и дастархан был празднично богат, и лица озарены улыбками.

Наурыз — памятка года, надежда увидеть в грядущей весне себя, возрожденного вместе с вернувшимся из дальнего странствия любимого светила. И мы вновь поднимаем головы, чтобы древнее божество коснулось лба, дабы больше не клониться к земле под тяжкими мыслями...

Но...

У Наурыза, как и у всякого божества, есть свои правила, свой этикет желанной встречи. Он — чистоплюй. Настоящий аристократ голубых кровей. Он не войдет в дом, пахнущий воровством и грязными сплетнями. Не переступит порог, который заблеван доносами на своих же коллег; не станет дышать чадом злобы в юрте; не опустится на узорчатый текемет, под которым обрела пристанище зависть; не станет слушать домбру, привыкшую к плагиату и фальши.

Он любит тех, кто вынес из дома накопившийся сор и хлам стоячей жизни, кто встретит его с открытым лицом и легкой улыбкой победителя, сумевшего побороть свои алчные желания и не нуждается в подачке Наурыза. А Наурыз и не умеет делать подачки. Он — зеркало каждого из нас, и каждый изменится в лучшую сторону, если он этого давно хочет.

Ленивец увидит себя, свой брошенный на волю судьбы дом, который был в прошлом году полной чашей, опостылевшую жену, уставшую жить в попреках и запугивании, избалованных детей, таких же ленивых, как и он сам (они невиновны в том, что копируют своих родителей и живут так же, как и они — беспринципно, равнодушно к чужой боли, глухонемыми в стихии родного языка, не ведающими о всегда жизнерадостной магии искусства).

Многое можно прозреть в Наурызе, который хочет стать зеркалом жизнестойкого человека, откликающегося на беду и радость окружающих его людей. Он войдет в дом такого же чистого человека, как и он сам.

Фото автора.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz