Казахстан
+21°
Boom metrics
Звезды24 ноября 2023 13:00

"Дудар-ай" зазвучит в миланском зале Верди

Вчера в Алматы состоялся концерт Государственного академического симфонического оркестра Республики Казахстан им. Т. Абдрашева.
На днях с этой программой оркестр поедет в Италию.

На днях с этой программой оркестр поедет в Италию.

На днях с этой программой оркестр поедет в Италию. Цель гастрольного тура – продемонстрировать итальянской публике многообразие и достижение казахстанского музыкального искусства. О программе, поездке и многом другом мы поговорили с художественным руководителем и главным дирижером оркестра Канатом Омаровым.

- Расскажите немного о программе концерта. Все ли вошло, что хотели бы сыграть?

- Программа очень насыщенная. В неё вошли на мой взгляд важнейшие произведения в истории музыки. Так, симфония № 2 Сергея Рахманинова написана в 20 веке, но по характеру это поздний романтизм. И, наверное, это одна из самых больших и технически очень сложных симфоний. Она включена практически в репертуаре всех лучших больших оркестров мира. Поэтому для нас большая ответственность и радость представить итальянской публике. Тем более, что в этом году мы отмечаем 150-летие Рахманинова. Еще один важный момент: симфония № 2 - одно из последних произведений, которое дирижировал Толепберген Абдрашев, чье мастерство признано во многих странах мира. Под руководством Толепбергена Абдрашева оркестр исполнял мировую классику и произведения современных авторов. Они готовились к поездке в Корею. И для него и в целом для оркестра это была очень важная симфония. Также в программе будет замечательный, очень красивый концерт Листа для фортепиано с оркестром. И, конечно, особое место в программе – казахская музыка. Прозвучит симфоническая поэма «Дудар-ай» Брусиловского. Гастроли пройдут в нескольких городах и завершится в великолепном зале Верди в Милане. Повторюсь, что для нас это очень большая ответственность и мы с нетерпением ждем поездки.

- Каким составом едете на гастроли?

- Практически весь оркестр, около 70 человек. Солировать будет известный музыкант Габриэле Каркано (Италия).Музыкант получил опыт фортепианного исполнения у таких известных пианистов, как Леон Флейшер, Ричард Гуд, Мицуко Учида, Альфред Брендель. С осени 2015 года преподает в Музыкальной академии Пинероло. И нам очень интересен этот опыт совместного исполнения. Кстати, вчера на концерте в Алматы концерт Листа исполнила Жанар Сулейманова. Она много играла с Толепбергеном Абдрашевым, который в ее творческом пути сыграл огромную роль.

- Ваши предшественники многое внесли в развитие оркестра. Каким видите свой личный вклад в музыкальный фонд?

- Безусловно, главными дирижерами были выдающиеся люди - Фуат Мансуров, Тимур Мынбаев и более 20 лет Толепберген Абдрашев. Каждый их них внес огромный вклад в репертуар, традиции, установки, звучание и т.д. Очень радует, что в нашем оркестре есть музыканты, которые работали с мэтрами. При этом состав также и обновляется - много молодых и талантливых ребят, которые окончили парижскую, мюнхенскую, московскую, нью-йоркскую консерваторию. И каждый привносит свой опыт. То есть, коллектив в очень хорошей форме. Что касается моей задачи - главное, чтобы оркестр играл хорошо (улыбается). Одно из моих направлений, как дирижера – качество и обновление репертуара. Мы играем редко исполняемые произведения. Так, в прошлом году мы сыграли произведения Щенберга. В планах охватить максимально весь 20 век, идя по хронологии. Буквально недавно концерте сыграли концерт для скрипки Бриттена. В принципе, у оркестра огромный репертуар, но мы находим произведения, которые нечасто исполняют. Идет линия по охвату симфоний Малера - сыграли первую, вторую, третью симфонию. А в этом сезоне сыграем 6 и 7 симфонию Это огромный вызов для любого оркестра.

- Есть ли какие то уникальные традиции оркестра которые важно сохранить через поколения?

- Наш оркестр один из старейших в Казахстане. И естественно есть свой характер, скажем так. Что я бы особенно отметил - очень важно, что происходит из поколения в поколение преемственность в отношении к работе. Это в первую очередь дисциплина, исполнительская чистоплотность, где каждый знает свои партии. Старшее поколение музыкантов очень следит и старается передать вещи на которые держится оркестр – это отношение к работе, дисциплина в том числе. Если есть хоть капля равнодушия, то коллектив очень быстро пропадет. Эти ценности достались нам от предшественников , чему я очень рад и мы стараемся их сохранить и и преумножить.

- Сколько времени занимают репетиции?

- Всегда по-разному и зависит от произведения. Но мы всегда репетируем очень тщательно. Конечно, есть мировые стандарты - 4 репетиции и концерт. Но мы варьируем от сложности произведения, потому бывает и больше.

- Кого хотел бы пригласит из дирижёров в Казахстан ?

- Стоит отметить, что Казахскую государственную филармонию им. Жамбыла отличает от многих коллективов в Казахстане, что есть система абонементов. И мы приглашаем и выступаем на таких программах с солистами и дирижерами из разных стран. Неделю назад был Евгений Бушков - замечательный дирижер, который всегда после себя что-то ценное оставляет коллективу. Музыканты очень любят его кропотливость, его знания. Оркестру очень важно работать с разными дирижерами. И благодарен, что руководство филармонии и Министерства культуры и информации поддерживают и дают такую возможность. В этом сезоне еще будет именитый дирижер из Америки Дориан Уилсон, выдающийся дирижер с огромным опытом. Также к нам скоро приедет Валентин Урюпин, будет дирижировать симфонию Малера. Из солистов зрители также услышат в этом сезоне концерт с Айман Мусаходжаевой. Это всегда для нас большая радость , будем играть концерт с Жаниёй Аубакировой, с Амиром Тебинихиным, Алимом Бейсембаевым, Ержаном Кулибаевым, Зариной Алтынбаевой, Дамиром Садуахасовым и т.д. То есть зрителей ждут очень значительные концерты.

-

-

- Кто для вас является кумиром из отечественных и зарубежных дирижеров?

- Их так много, что боюсь если кого-то пропущу, будет некрасиво. В первую очередь я благодарен своим первым учителям – Константину Добровольскому, мой педагог по саксофону, Танатару Нуралиеву, благодаря которому я попал в Алматы и поступил в школу для одаренных детей, Толепбергену Абдрашеву, у которого имел честь учиться и многим многим другим.

Между тем

Гастроли состоятся при поддержке Министерства культуры и информации РК с 28 ноября по 3 декабря в Италии в городах - Милан, Генуя, Рива-дель-Гарда. Цель гастрольного тура– продемонстрировать итальянской публике многообразие и достижение казахстанского музыкального искусства, в частности, симфонической музыки, а также укрепить двусторонние взаимоотношения и обмен опытом в музыкальной сфере между Казахстаном и Италией.

Из досье «КП»

Государственный академический симфонический оркестр им. Толепбергена Абдрашева - введен в состав филармонии в 1958 году. Его организатором, руководителем и первым дирижером был народный артист Казахской ССР, народный артист России, народный артист Татарской АССР Фуат Шакирович Мансуров, чьё имя вписано золотыми буквами в историю этого коллектива. Более 20 лет оркестром руководил известный дирижер Толепберген Абдрашев. Мастерство Т. Абдрашева признано во многих странах мира. Маэстро выступал с симфоническими оркестрами в США, Англии, Германии, Южной Корее, Турции и других странах. Под руководством Толепбергена Абдрашева оркестр исполнял мировую классику и произведения современных авторов. В 2022 году за огромный вклад в развитие казахстанской музыки, особенно в дирижерском искусстве, Государственному академическому оркестру РК было присвоено имя Толепбергена Абдрашева. Многие годы дирижером Государственного симфонического оркестра работал Тимур Мынбаев. Он успешно совмещал дирижерскую, композиторскую и музыковедческую деятельность. Его перу принадлежат опера и балет, симфония и симфонический кюй, соната и квартет, оратория, вокально-хоровые циклы, камерные и джазовые сочинения. В своих произведениях творчески следует традиции композиторских школ прошлого и настоящего. Важным истоком творчества Мынбаева стал казахский национальный фольклор. Сейчас оркестром руководит талантливый молодой дирижер Канат Омаров. Роль симфонического оркестра в пропаганде новых произведений казахстанских композиторов – значительна, и творческая дружба оркестра с композиторами имеет давние традиции, которые продолжаются и по сегодняшний день.

Справка «КП»

Габриэле Каркано – родился в Турине, начал учиться игре на фортепиано в 7 лет, в 17- окончил консерваторию Дж. Верди, затем продолжил обучение под руководством Андреа Луккезини в Музыкальной академии Пинероло и Альдо Чикколини. После получения премии Казеллы на конкурсе «Премио Венеция» в 2004 году, Габриэле Карканодебютировал в театре Ла Фениче в Туринском регионе. С 2006 года, благодаря поддержке Ассоциации Де Соно, Фонда CRT и премии Banques Populaires — Natexis, он впервые отправился в Париж и посещал курсы Николаса Ангелича в Высшей национальной консерватории музыки, где специализировался у Мари Франсуазы Бюке.

Фото - Пресс-служба филармонии.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz