Казахстан
+10°
Boom metrics
Сегодня:
Общество5 апреля 2024 7:00

Чтобы пробки не сорвались в штопор

Как известно, Алматы уже давно задыхается от автомобильных пробок. Проблема существует почти пару десятков лет, но так до сих пор и не нашла своего кардинального решения.
Алма БЕЙСЕНАЛИЕВА
В интервью «КП» эксперт Транспортного комитета Общественного совета Алматы Руслан Саринов поделился своим видением выхода из сложившегося затора.

В интервью «КП» эксперт Транспортного комитета Общественного совета Алматы Руслан Саринов поделился своим видением выхода из сложившегося затора.

В интервью «КП» эксперт Транспортного комитета Общественного совета Алматы Руслан Саринов (на фото) поделился своим видением выхода из сложившегося затора.

КОЛЛАПС НА АЛЬ-ФАРАБИ

Например, автомобильная пробка по проспекту Аль-Фараби, особенно в западном направлении от улицы Луганского до Жарокова, - настоящее испытание для водителей и пассажиров. В часы пик люди в машинах подолгу простаивают в автомобильной клоаке на этом отрезке магистрали, пытаясь вырваться на свободу.

Инженер Руслан Саринов считает, что проблема достаточно легко решается, нужно лишь волевое решение властей.

Итак, что же предлагает эксперт?

Руслан Саринов.

Руслан Саринов.

ВЫХОД ИЗ ТУПИКА

- Причинами постоянных заторов по проспекту Аль-Фараби от улицы Луганского до Жарокова являются следующие триггеры, - делится Саринов. - Это искусственное сужение проезжей части на улице Ходжанова, где транспортный поток снижает скорость на зигзагообразном повороте на ЖК Primavera. Разметка на этом участке так же негативно сказывается на скорости автомобильного потока. Хотя при проектировании данного участка в прошлом веке были заложены меры, предотвращающие падение скоростей, - достаточная для скоростного маневра ширина полотна и плавность углов поворотов. Но они были утрачены с нанесением разметки, искусственно усложняющей совершение маневра.

Необходимо упростить разметку, максимально расширив три полосы движения, а также ликвидировать островки безопасности, широкие разделительные полосы и выделенный участок для общественного транспорта, говорит Саринов. Примыкание с Ходжанова сделать минимально возможным, потому что это очень второстепенная улица по отношению к Аль-Фараби. Также целесообразны перенос остановок общественного транспорта на менее сложный участок и уменьшение угла левого поворота на участке - его нужно сделать более плавным.

Помимо улицы Ходжанова, трудности также создают примыкания потоков с других второстепенных улиц: Шашкина, Маркова, Желтоксан. Перевод улиц Ходжанова и Шашкина в режим одностороннего движения сохранит высокую скорость потока основного направления и повышения производительности участка. Увеличившаяся скорость потока и, как следствие, снижение его плотности позволят сохранить производительность примыкающих участков без потерь, уверен Саринов.

ПРОБКА БЬЕТ НАМ ПО КАРМАНУ И ЗДОРОВЬЮ

В идеале участок от Луганского до Жарокова по Аль-Фараби должен пропускать до 6 тысяч автомобилей в час. Но в периоды наибольшей нагрузки (с 12 до 21 часа) едва справляется с 2-2,5 тысячи авто в час. По расчетам Руслана Саринова, за эти 9 часов вместо того, чтобы пропускать 45-50 тысяч автомобилей, участок едва успевает пропустить не более 18-22 тысяч. Преодолеть проблемный участок протяженностью 7-8 км можно за 8-10 минут, но у автомобилистов уходит на это от 30 до 45 минут. Каждый водитель и пассажир за это время несут социально-экономические потери, которые в общей сложности превышают 70 млрд тенге в год.

У транспортного эксперта, преподавателя логистики Саринова, есть готовые разработки как по отдельным проблемным участкам, так и по всей Алматинской агломерации в целом, включая пригороды. Образовавшийся пробочный коллапс можно сократить в течение нескольких минут методами логистики - науки о потоках, в том числе транспортных. А пики волн суточной миграции (вторая составляющая загруженности дорог) можно снизить до разумного предела. Этот вопрос решается в течение нескольких дней. Достаточно двух приказов акимата города Алматы - и пробки исчезнут, считает эксперт.

В этом случае экологическая обстановка ощутимо улучшится, а непродуктивное потребление топлива можно сократить на 500 тонн в день. И сотни людей останутся живы, потому что в Алматы порядка двух тысяч смертей в год происходит из-за болезней, связанных с загрязнением воздуха. В качестве приятного бонуса: тысячи жителей сохранят здоровье, миллионы алматинцев дополнительно получат до двух недель свободного времени в год.

НЕ СМОГЛИ «ОТФУТБОЛИТЬ» …

Со своими предложениями по улучшению ситуации с пробками Руслан Саринов начал обращаться в акимат Алматы в 2003 году.

- В моих алгоритмах с 2005-го года работает перекресток Абая-Байтурсынова, - говорит Саринов. - Это один из наиболее загруженных участков, но, тем не менее, пробок там практически не бывает в любые часы. Все дело в системной недостаточно эффективной организации управления транспортными потоками. Заторы собираются в одном месте, а другая часть дороги абсолютно свободна, и автомобили проезжают, не создавая пробок. Методы борьбы с пробками существуют, но подход должен быть комплексным. Это первое. Во-вторых, нужно снижение пиковых нагрузок волн суточной миграции населения. Это два основных решения, и тогда пробочная нагрузка будет снижена.

Со своими предложениями Саринов не раз обращался в Управление городской мобильности, но в этом ведомстве не спешат идти ему навстречу, порой откровенно «отфутболивая».

5 марта 2024 года эксперт обратился в акимат Алматы с рядом предложений по данным вопросам. Удивительно, но это обращение не было зарегистрировано, и после повторного обращения Саринова 14 марта в недрах акимата его не нашли.

Но эксперт не отступил, и нашел другой способ достучаться до власть предержащих, посещая встречи акима Ерболата Досаева с населением города. Так, 7 марта он попал на встречу акима с жителями Бостандыкского района, а 28-го побывал на аналогичном собрании в Жетысуском районе.

Аким Алматы сказал, что изучит предложение Саринова, а после обсуждения, возможно, даст поручения. И дал обещание, что в апреле примет Руслана.

Будем надеяться, что власти прислушаются к исследованиям эксперта Саринова, и через какое-то время магистрали и жители крупнейшего мегаполиса Казахстана вздохнут свободнее.

УЩЕРБ ОТ ПРОБОК ЗА РУБЕЖОМ

Во всех развитых странах мира эксперты уже давно ведут подсчет убыткам, обусловленным пробками. К примеру, пробки в США (страна с наиболее развитой сетью дорог в мире) ежегодно сокращают ее бюджет на 69,5 млрд долларов.

Прогнозируемые к 2025 году ежегодные убытки от пробок Лондона могут составить не менее 22 млрд фунтов стерлингов.

Испанцы по этой причине каждый год теряют 2% ВВП. Годовой экономический ущерб от заторов на дорогах одного из самых непроезжих городов мира - Сан-Паулу - составляет 10% ВРП.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz