Казахстан
+10°
Boom metrics
Сегодня:
Общество12 апреля 2024 7:00

Нереальный безлимит

Пользующиеся мобильным телефоном казахстанцы вынуждены платить за непомерные аппетиты сотовых операторов.
Даниил ФЕДОРОВ
Конфликт между государством и поставщиками связи продолжает бить по карману жителей Казахстана. Фото - www.nextpitcom.

Конфликт между государством и поставщиками связи продолжает бить по карману жителей Казахстана. Фото - www.nextpitcom.

Конфликт между государством и поставщиками связи продолжает бить по карману жителей Казахстана. В январе этого года трем компаниям-монополистам, благодаря которым можно звонить и выходить в интернет, выкатили штраф в 3,2 миллиарда тенге за плохое качество оказываемых услуг.

ПОРОЧНЫЕ СВЯЗИ

Представителям Министерства цифрового развития РК удалось наконец доказать — дополнительную плату операторы брали просто так, без реального обоснования. Правда, штрафные выплаты с учетом скидки от государства составили 1,5 млрд тенге. Похоже, такие послабления коммуникаторов только раззадорили, и они решили показать, кто на рынке хозяин. Поэтому, еще не выплатив долги, уже в феврале 2024 года операторы подняли стоимость самых популярных тарифов сразу на 12,4%.

Услуги связи еще никогда так резко не дорожали. Рост цен в феврале побил все рекорды, если брать данные за последние 13 лет.

Похоже, что тут-то и началась вражда между регулирующими органами власти и окологосударственными поставщиками связи. Операторам указали на их наглость и напугали штрафом. Но вместо повышения качества услуг связисты подняли цены. Удивляться тут не приходится, учитывая уровень дохода телекоммуникационных компаний. Выделить деньги на очередной штраф — просто статья расходов. Дальше можно брать с абонентов сколько угодно и ждать, пока не докажут, что так нельзя.

Согласно данным Бюро национальной статистики, еще в 2022 году оборот рынка телекоммуникаций в Казахстане составил более 1,1 триллиона тенге. Оборот 2023 года еще не посчитали, но похоже, что суммы меньше не стали. Только за январь-май предыдущего года операторы положили себе в карман 485,3 миллиарда тенге чистой прибыли, при этом их годовой доход увеличился сразу на 9,1%.

Удивляет то, что за все это платит абонент, которому обещают технологии круче, чем у Илона Маска, но круче становятся только счета за мобильную связь.

На ситуацию попробовали повлиять представители Агентства по защите и развитию конкуренции. Правда, сильно влиять не стали — дело кончилось тем, что от правительства вышел специальный указ, согласно которому операторы могут спокойно задирать цены. Все, что требуется от монополистов, — скинуть абоненту SMS-сообщение, в котором будет сказано об очередном повышении цен.

По этому поводу даже высказывался министр цифрового развития.

— Пока у нас два оператора, «Казахтелеком» и «Билайн», здесь, конечно, о рынке говорить сложно. Сегодня он поделен почти 70% на 30%, где большая часть принадлежит «Казахтелекому», а остатки держит «Билайн». Рыночных условий нет, как и справедливого тарифа и нормального качества связи, — констатировал Багдат Мусин.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О КАЧЕСТВЕ СВЯЗИ

Если о стоимости тарифов говорить смысла нет, то про качество связи есть что сказать.

В 2020 году сотовые компании, скрипя зубами, все-таки вкладывались в улучшение качества своих услуг и тогда положили на это дело аж 136 млрд тенге. Наверное, им показалось, что это слишком много, поэтому в 2021 году на улучшение выделили уже 100 с небольшим миллиардов, а в 2022 году затраты на качество урезали до 76 млрд тенге. При этом чистая прибыль компаний за указанный период выросла так сильно, что сравнить ее можно разве что с количеством жалоб от абонентов.

Только за прошедший год, после жалоб жителей Западно-Казахстанской области, госорганы провели 58 проверок в регионе и выявили целую кучу нарушений. Если где-то и ловило, то качество сигнала было на уровне технологий десятилетней давности. В результате поставщики сотовой связи были оштрафованы на 140 миллионов тенге. Штрафные деньги осели неизвестно где, а нормальной связи в регионе как не было, так и нет до сих пор.

В это же время в Шымкенте мобильных операторов заставили выплатить 194 млн тенге за некачественный интернет. Серьезные проблемы с доступом в сеть выявили сразу в 27 точках города — не ловило почти нигде. Связь на уровне почти нового поколения там так и не заработала. Установленные 135 станций 5G интернета сделали только хуже — они перебивали сигнал хоть как-то работающих вышек 4G. В итоге вместо новейших технологий жителям города остались только последние слова, которыми они до сих пор кроют мобильных операторов.

Этот сценарий повторяется ежегодно. За плохое качество сотовой связи и интернета, что, кстати, нужно еще доказать в суде, операторы привлекаются к административной ответственности по статье 637 КоАП РК «Нарушение законодательства в области связи». По этой статье предусмотрен штраф в 1000 МРП, а за повторное нарушение в течение года — 1500 МРП, или 5 538 000 тенге. С учетом миллиардных прибылей поставщиков связи пять, или даже десять миллионов — сумма для них почти незаметная.

НЕРЫНОЧНЫЙ РЫНОК

Согласно релизу Агентства по защите конкуренции, как бы смешно это ни звучало, казахстанский рынок сотовой связи «характеризуется высокой концентрацией и преобладающей долей участия государства». У руля — АО «Казахтелеком» с дочерними компаниями Kcell, Activ, Tele2 и Алтел, их доля на рынке составляет 63%. Остальные 37% достались частному оператору ТОО «Кар-Тел» (Beeline), принадлежащему почти полностью банковским структурам.

При этом на аукционе, проведенном Министерством цифрового развития, право оказания услуг сотовой связи 5G получил «Казахтелеком», обеспечив себе 100% монополию, несмотря на замечания и предложения АЗРК. Похоже, по мнению госорганов, ничто так не защитит конкуренцию, как монополия. А если будут вопросы по качеству услуг, то спросят из соседних ведомств, по-свойски.

Операторы заявляют, что на ценообразование влияют расходы на оказание услуг, инвестиции на поддержание и развитие сети, стоимость прав пользования частотами, маркетинг, продвижение, покупка программного обеспечения, административные расходы и инфляция. Тарифы поставщики устанавливают самостоятельно на основе своих затрат. Государство никак не регулирует эту сферу. Сотовые операторы в праве поднимать цены когда и на сколько угодно, и иногда делают это одновременно, чтобы пользователи не переходили с одного сервиса к другому. Это незаконно, но нужно еще доказать, что был сговор.

От такой безнаказанности падает качество услуг, а цены повышаются. Только за январь-май 2023 года было зарегистрировано более 5 тысяч жалоб от жителей страны. Причины недовольства у всех одни и те же — почти не работающий интернет, связь, которая не ловит и стоит при этом бешеных денег.

Операторы пользуются государственной инфраструктурой и даже не думают тратить деньги на элементарное обслуживание. Наверное, их тоже можно понять — зачем тратить миллиарды на повышение качества своих услуг, когда можно отделаться штрафом в несколько миллионов, которые тебе потом еще и вернут?

Регулирующие госорганы на ситуацию почти не влияют. Их уже привычные ответы на жалобы граждан — направлены запросы, проводится мониторинг цен. Агентство по развитию конкуренции само признает монополию на рынке мобильной связи, но признать цены необоснованно высокими можно только при наличии фактов нарушения компаниями антимонопольного законодательства, как бы странно это ни звучало. Если эти факты установлены, дело переходит в суд и разбирательства затягиваются на многие месяцы. За это время мобильный оператор может еще больше увеличить стоимость услуг, после чего спокойно выплатить штраф и остаться в плюсе.

В этой ситуации единственным беззащитным участником остается абонент — жалобы и заявления ни к чему не приводят, платить приходится столько, сколько скажут, а качество связи оставляет желать лучшего.

Купив сим-карту, человек подписывает договор с оператором, который со своей стороны вправе менять условия в любой момент. Далее аналитики высчитывают не слишком пугающий рост цен, надзорные органы, так и быть, признают удорожание не-обоснованным и штрафуют оператора, который за счет потребителей этот штраф выплачивает, — схема, как видно, вполне рабочая.

Надежда на справедливость, возможно, таится в Правилах предоставления мобильных финансовых услуг, которые регулируют отношения оператора и абонента на территории РК. В пункте 2.3, помимо сбивающих с толку формулировок, говорится:

«...Абонент вправе требовать от оператора возврат излишне уплаченных сумм за услуги сотовой связи». Но проблема в том, что вряд ли кто-то станет тратить минуты своей жизни на сбор доказательств, оплату адвокатов и судебные тяжбы с многомиллиардными компаниями. Похоже, на такой исход все и рассчитано.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz