Казахстан
+25°
Boom metrics
Сегодня:
Экономика20 июня 2024 22:00

На пути к «управлению результатом»

Новый Бюджетный кодекс призван стать важным инструментом для дальнейшего углубления реформ государственного управления.
Евгений КОСЕНКО
открытый источник

открытый источник

Как сообщил председатель сената парламента Маулен Ашимбаев (на фото), до конца текущего года законодателям предстоит рассмотрение пяти кодексов, в числе которых особое место занимают новые редакции Налогового и Бюджетного кодексов, то есть тех основополагающих документов, по которым будут определять доходный и расходный курсы страны, или, говоря попросту, результат нашей хозяйственной деятельности.

открытый источник

открытый источник

Ключевым отличием новой модели бюджетной политики является практически полный переход от практики «управления бюджетом» к эффективному «управлению результатом», о чем в своем Послании народу Казахстана «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» заявил президент Касым-Жомарт Токаев в сентябре 2022 года:

«Предстоит кардинально упростить бюджетные процессы. Модель бюджетной политики будет реформирована путем перехода от «управления бюджетом» к «управлению результатами»… Будет прекращена практика неэффективного расходования ресурсов Национального фонда. Это крайне важно. При этом трансферты из Нацфонда продолжатся, но исключительно на развитие критической инфраструктуры и проекты общестранового значения.

Нужно также позволить госорганам переносить неосвоенные средства на следующий год. Это решение позволит избавиться от неэффективной практики возврата денег в бюджет. Одновременно предстоит запустить систему управления бюджетными рисками, охватывающую в том числе квазигосударственный сектор. Мы начали передачу в регионы налоговых поступлений, данную работу нужно продолжить. Зарекомендовавший себя проект «Бюджет народного участия» следует масштабировать на города районного значения и села. При этом с вовлечением общественности должны формироваться не менее 10% расходов на ЖКХ…».

Еще раз к этому вопросу глава государства вернулся в сентябре прошлого года в Послании «Экономический курс Справедливого Казахстана»:

«В прошлом году я поручал реформировать бюджетную систему путем перехода от «управления бюджетом» к «управлению результатами». Эта задача будет решена в рамках принятия нового кодекса, который повысит открытость, ответственность и самостоятельность участников бюджетного процесса…

В рамках перехода на новую экономическую модель предстоит повысить уровень бюджетной самостоятельности регионов. Данная мера придаст серьезный импульс развитию бизнеса, будет способствовать устойчивому прогрессу регионов. Поэтому при переходе на новую модель бюджетных отношений все акимы должны думать об эффективности и пользе для страны в целом…

К этому времени уже был разработан проект нового Бюджетного кодекса, представляя который тогдашний министр национальной экономики Алибек Куантыров особо отметил новации, направленные на эффективность бюджетного планирования и усиление ответственности:

«Это будет не только процедурный, но и стратегический документ. Субъекты квазигоссектора обяжут отчитываться о доходах и расходах в парламенте, а трансферты из Нацфонда направлять только на критически важные вопросы. Сам бюджет будет планироваться согласно новым принципам, согласно которым каждый администратор, каждый госорган будет ответственен за то, что он планирует. Если он запланирует ненужные вещи, с него будет спрос…».

В декабре прошлого года рассмотрение проекта кодекса в первом чтении прошло в мажилисе парламента.

«Самая важная вещь в Бюджетном кодексе это переход на новую модель управления всеми государственными финансами. Также это управление внебюджетными фондами. И вся эта информация теперь будет анализироваться. Цель анализа обеспечить устойчивость государственных финансов, что в свою очередь даст гарантии того, что заработные платы, пенсии будут выплачены, а проекты, необходимые для людей, дороги, газ, вода, больницы, школы, все это будет реализовано. Однозначно повысится прозрачность расходов и их обоснованность…

открытый источник

открытый источник

Кроме того, будет искоренена практика, когда «страшным сном» для исполнителей станет не неосвоение бюджета, как это было ранее, а недостижение результатов, низкая эффективность расходов. Вот чего должны будут бояться госорганы и их руководители.

Повышается и ответственность финансовых организаций, таких как банки второго уровня. В действующем Бюджетном кодексе прописан механизм целевого перечисления для повышения качества кредитных портфелей банков, но в новом кодексе эта норма исключена, соответственно, и исключается возможность поддержки банков…», отмечала в ходе обсуждения документа председатель Комитета по финансам и бюджету мажилиса Татьяна Савельева.

Также депутатами был предложен ряд поправок, направленных на решение проблемы распыления бюджетных средств, когда небольшие ресурсы распределяются на начало реализации множества проектов, что в итоге приводило к затягиванию реализации проектов и их удорожанию.

Периодически озвучиваются и различные экспертные мнения, в числе которых особо стоит отметить предложения об обеспечении открытости бюджетной информации, максимальной прозрачности использования бюджетных средств и усиления роли общественности в контроле за использованием государственных активов.

Прозвучали и доводы о необходимости сократить возможность внебюджетного использования государственных финансов (здесь в качестве примера приводились участившиеся изъятия из Национального фонда в пользу интересов квазигосударственного сектора), что, по мнению ряда аналитиков, «давало возможность как представителям системы исполнительной власти, так и топ-менеджерам квазигосударственных компаний скрывать свои ошибки в планировании и свою неэффективность в использовании госсредств, нанося долгосрочный вред экономике Казахстана».

Особое внимание предлагается уделить достоверности самой бюджетной политики во избежание таких прецедентов, когда может сложиться мнение о том, что у правительства вообще нет целостной картины экономической деятельности и финансового положения всей страны и отдельных исполнительных органов государства, что в свою очередь приводит к искажениям и манипуляциям с информацией по бюджетной системе, которую получает парламент и вся общественность в целом.

Работа над проектом Бюджетного кодекса продолжается. В настоящее время в парламентских комитетах прорабатываются механизмы ограничения роста долговой нагрузки на бюджет, снижения валютных рисков, повышения эффективности и дисциплины использования займов, в том числе внешних займов субъектов квазисектора. А также предусматривается поэтапное внедрение новых инструментов управления, которые в конечном итоге ведут к существенной перенастройке всей системы госуправления в стране.

То есть к тому самому «управлению результатом», о котором так настойчиво говорит президент Касым-Жомарт Токаев.