Казахстан
+20°
Boom metrics
Сегодня:
Звезды26 июня 2024 3:00

Рашид НУГМАНОВ: Виктор Цой снился мне в течение десяти лет после трагедии

В день рождения Виктора Цоя в Алматы открылась арт-­площадка на месте съемок сцены драки из культового фильма «Игла».
Карлыгаш НУРАЛИЕВА
открытый источник

открытый источник

Поклонники творчества Виктора Цоя окружили плотным кольцом режиссера фильма Рашида Нугманова, художника-постановщика Мурата Мусина и Архимеда Искакова, сыгравшего одноименную роль, чтобы услышать, как проходили съемки и каким был их кумир вне сцены.

Арт-площадка расположена в старом центре Алматы, во дворах на пересечении улиц Желтоксан и Кабанбай батыра. Двор практически не изменился те же старые добротные желтые дома советских времен. Укромный уголок, где проходила драка, теперь можно увидеть сразу на заборе граффити Виктора Цоя. Само место съемки ограждено решеткой, на входе размещен информационный стенд с QRкодом, где можно прочитать более подробную информацию о фильме. Внутри арт-площадки стоят скамейки, а на стенах галерея стоп-кадров из эпизода драки, съемки которой проходили в далеком 1987 году в Алматы. Теперь место съемок отреставрировано, выложено брусчаткой, проведено освещение. Именно здесь участники фильма поделились своими воспоминаниями.

открытый источник

открытый источник

Рашид Нугманов, режиссер-постановщик

Я только окончил 3й курс ВГИКа, приехал в Алматы на каникулы. Мне позвонили с «Казахфильма» и сказали, что в производстве находится фильм «Игла». Комиссия не приняла кинопробы, поэтому срочно ищут замену режиссеру. Уложиться нужно было в полтора месяца и в оставшийся бюджет. На тот момент я уже был хорошо знаком с Виктором, рассказал ему предисторию, и что времени для съемок осталось мало. Когда предложил предварительно прочитать сценарий, он ответил: «А зачем читать? Ты же будешь снимать так, как сам посчитаешь нужным, поэтому соглашайся». Лично для меня фильм не столько поднимает проблему борьбы с наркоманией, сколько показывает, как сложно найти в себе силы отказаться от наркотиков, спрыгнуть «с иглы». На следующий день я приехал на «Казахфильм» и сказал, что готов приступить к работе, только у меня будут три условия. Первое условие, что главный герой Виктор Цой, а также буду работать с Петей Мамоновым и Сашей Башировым. И хоть все они непрофессиональные актеры, я смогу справиться с поставленной задачей. Второе условие общую канву фильма сохраню, но сценарий буду «гнуть» как угодно и большинство сцен будут изменены до неузнаваемости. И третье условие, что оператором будет мой старший брат, тоже студент 3го курса на тот момент. Вот такой командой непрофессионалов и студентов я согласен был приступить к съемкам.

открытый источник

открытый источник

В «Казахфильме» нехотя, но все-таки согласились. Скоро Виктор приехал в Алматы. Он остановился у меня дома. И несколько песен написал буквально на моих глазах. Например, песня «Звезда по имени Солнце» посвящена Алматы. Когда мы поднимались на Шымбулак, он видел желтый смог над городом, и это отразилось в строках. Как и то, что на месте Алматы две тысячи лет назад было древнее поселение.

Что касается Виктора, то при всей своей внешней закрытости в кругу близких друзей он был очень веселым и простым парнем. В школе изза разреза глаз его дразнили «япончиком». Мне кажется, что это повлияло на то, что круг друзей у него был очень небольшой. Со стороны могло показаться, что он заносчивый и надменный, отвечает односложно, но я точно знаю, что это была больше броня, за которой скрывался веселый и простой парень. Виктор любил анекдоты, любил активности. Порой мы разговаривали с ним по душам до пяти утра. Для меня он не умер. Первые десять лет после трагедии он практически каждую ночь приходил ко мне во сне. Очень рад, что его помнят, что открывают арт-площадки в его честь. Благодарю инициаторов проекта за такую замечательную идею.

открытый источник

открытый источник

Архимед Искаков, актер

Поначалу Рашид хотел, чтобы драка была настоящая. Мы подумали, что легко справимся с задачей. Когда из наркодиспансера привезли два автобуса ребят, состоящих на учете, там были в основном парни младше нас. Нам уже тогда было по 25 лет и драться с «щеглами» рука не поднималась. На следующий день приехал целый автобус здоровых амбалов. Мы сразу договорились, что будем снимать всего два дубля по две минуты и по свистку завершим драку. Выпили по полстакана водки для разогрева. Съемочная группа сидела на заборах и деревьях. Когда две минуты драки закончились, мы ничего не почувствовали. Все, кто снимал, были в восторге и предложили на всякий случай повторить сцену, чтобы было из чего монтировать. Мы вновь приняли на грудь…

И теперь я расскажу последствия. Одному из нашей команды «сняли» пол-лица, другому штакетиной от лавки пробили руку, мне велосипедной цепью пробили концертные туфли, которые попросил у друга, разбили губу и, пытаясь попасть по голове, попали в бицепс, который раздулся до немыслимых размеров. Но мы никаких претензий не имели разошлись довольные с мыслью, что сняли замечательную натуральную сцену драки. Но когда Рашид показал нам, что из того получилось, мы поняли, что в фильм ничего не войдет и нужно приглашать специалистов. Так как в кадре была какая-то мышиная возня, ее даже дракой назвать нельзя, ничего толком не видно и не слышно. Рашид пригласил двух каскадеров из Питера, которые поставили сцену драки.

Мурат Мусин, художник-постановщик

Рашид поставил передо мной задачу найти локацию для съемок драки. Это должен был быть большой двор с подворотнями, где можно было бы скрыться от посторонних глаз. Я прошел мимо популярного тогда кафе «Льдинка» и забрел в этот двор. Место мне понравилось, оно было тогда совсем в запущенном состоянии. И очень приятно, что оно теперь облагорожено.

С Виктором мы познакомились в романтической ситуации. Я был студентом ВГИКа последнего курса, когда Рашид передал мне новый вариант сценария через Виктора. Я ждал Виктора под крылом самолета в аэропорту Домодедово. Он подошел с небольшим опозданием и никого рядом уже не было. Мы стояли вдвоем на взлетной полосе под крылом самолета, и этот момент помню до сих пор. На съемочной площадке Виктор был очень дисциплинированный, никакой звездности не было. И вообще, на мой взгляд, Цой не любил рисоваться на публике. Потом мы вместе улетели в Москву, когда в съемках фильма «Игла» был перерыв и мы ждали снега. Виктор тогда уже был очень известным среди тинейджеров и студентов в России, а в Казахстане его имя еще не было на слуху. Думаю, «Игла» сработала на славу Цоя, которая потом к нему отдельно пришла. А Виктор сработал на славу фильма.

открытый источник

открытый источник

То ли еще будет

Инициатором проекта по облагораживанию дворовой территории на месте съемок выступили общество «Pareiza lieta» (Латвия) и Общественное объединение «Центр открытой науки» (Казахстан) при поддержке акимата города Алматы.

Все началось с того, когда Руслан Верещагин решил практически за свой счет установить в Латвии на месте гибели Цоя памятник. Теперь ежегодно туда приезжают отдать дань памяти поклонники музыканта. Затем Руслан был инициатором арт-площадок в Москве, Минске и других крупных городах. Именно ему принадлежит идея увековечить места съемок фильма «Игла».

Проект готовился почти полтора года от задумки до реализации, и важную роль в его реализации сыграли алматинцы, которые поддержали проект своими голосами на платформе openalmaty.kz , говорит соорганизатор проекта Александр Вотинцев, председатель Общественного объединения «Центр открытой науки». Собрав необходимое количество голосов, проект был допущен к реализации и смог воплотиться в жизнь. Мы выражаем большое спасибо всем, кто помог в реализации этого проекта. Отныне «киноманы» смогут посещать это место, сделать памятные фотографии, пообщаться и отпраздновать день рождения Цоя в таком интересном и историческом месте.

Артп-роект включен в список достопримечательностей города, и гиды по Алматы будут приводить сюда туристов. Именно им принадлежит право доступа внутрь арт-площадки.

Сам арт-объект часть большого международного проекта поклонников творчества Виктора Цоя. В планах организовать подобные арт-площадки по всему миру, где когда-либо жил и творил Виктор Цой. В планах инициаторов открыть еще арт-площадки, посвященные Виктору Цою, в Алматы на других локациях съемок фильма «Игла».

Штрихи к портрету. Про Петра Мамонова

Петя на время съемок остановился в гостинице. Он тогда уже был «зашитый» и во время съемок держался не брал в рот ни капли. Однако после часто срывался. Примерно в 1995 году он уже был на грани жизни и смерти. И кто-то подарил ему сборник молитв и псалмов. Петя мне сам рассказывал, что увидел какую-то правду для себя. И когда прочитал, ему явился Боженька и сказал важные слова про любовь. И с тех пор его даже не тянуло. Он стал набожным и прожил долгие годы в вере, вспоминает Рашид Нугманов.

Царапины, как у Брюса Ли

Виктор на момент съемок около трех лет занимался восточными единоборствами. И, конечно, очень любил Брюса Ли. Виктор сам захотел, чтобы у его героя были царапины, как у Брюса Ли. Когда гример предложила сделать один в один, как у Брюса Ли, Виктор подумал и попросил сделать отличия. На арт-площадке я увидел отличный кадр, где Виктор с царапинами стоит, прислонившись к забору. Рекомендую этот кадр повесить прямо на то место, где Виктор стоял на самом деле, а напротив поставить скамейку. И тогда это идеально отражало бы процесс съемки, предложил Рашид Нугманов.