Казахстан
+26°
Boom metrics
Сегодня:
Экономика28 июня 2024 2:00

Стимулы для эффективной работы

Налоговая реформа призвана существенно облегчить жизнь предпринимателям и при этом обеспечить дополнительные поступления в бюджет.
Евгений КОСЕНКО
открытый источник

открытый источник

Активно обсуждаемый в Казахстане проект Налогового кодекса во многом призван облегчить жизнь законопослушным предпринимателям и в первую очередь малому и среднему бизнесу.

Так, например, параллельно с планируемым повышением коэффициента подоходного налога в высоко-маржинальных финансовых операциях (в числе прочих это напрямую затронет игорный бизнес) для реального сектора никаких увеличений КПН не предвидится. Даже наоборот при инвестициях в высокие переделы в обрабатывающей промышленности налог может быть сокращен в два раза, до 10%.

Кроме того, как на днях проинформировал заместитель премьер-министра министр национальной экономики Нурлан Байбазаров (на фото), предполагается упрощение специальных налоговых режимов и фактическое их сокращение до трех видов для самозанятых, для малого бизнеса и для аграриев.

Новый Налоговый кодекс должен стимулировать бизнес и инвестиции, обеспечивать экономический рост, увеличение производства. Вот эта сбалансированность главная задача, подчеркнул Нурлан Байбазаров.

По задумке авторов проекта, Казахстан должен переходить на сервисную модель налогового администрирования, при которой основной акцент делается не на карательные санкции, а на стимулирующие, поддерживающие, консультативные меры. В свою очередь они увязываются с блоками стимулирования развития бизнеса и инвестиций и оптимизации налогов и сборов в целом.

Среди других важных новаций можно отметить предложение о снятии с предпринимателей обязанности рассчитывать текущие платежи по налогу на имущество и земельному налогу при налоговых обязательствах в размере менее одного миллиона тенге, а также предоставлять декларацию по налогу на транспорт.

Будет проще работать и должникам. В проекте предложено отказаться от поспешной блокировки счетов предпринимателей с просроченной задолженностью и ограничиться выставлением инкассовых распоряжений на сумму задолженности (то есть с механизмом изъятия денег с банковского счета клиента без его согласия). Ограничения по банковским счетам и опись имущества будут применяться лишь для крупных или хронических задолженностей.

Оптимизация порядка 40 видов отчетности, в том числе земельного налога, налога на имущество и самого процесса формирования деклараций, что в итоге повлияет на сокращение объемов предпринимательской отчетности.

Отдельными статьями в проекте Налогового кодекса прописан перевод процесса проведения проверок в цифровой формат. По замыслу авторов новеллы, после принятия нового НК произойдет максимальное упрощение взаимодействия с плательщиками.

Налогоплательщики будут взаимодействовать с налоговыми органами онлайн через персональные кабинеты, причем начиная от подачи документов и заканчивая получением всех необходимых требований и пояснений.

Существенно изменится и порядок проведения проверок. Здесь, правда, стоит отметить, что в течение текущего года, сразу после январской отмены действовавшего с 2020 года моратория, только в первом полугодии комплексную налоговую проверку должны были пройти 760 предприятий (в их числе все виды компаний крупные, средние и малые), а до конца года проверкой должно быть охвачено более 1200 фирм, находящихся в группе с высоким уровнем риска.

С 2025 года плановых проверок больше не будет. Они заменяются на «профилактические мероприятия». Что же до проверок внеплановых, то есть при подозрениях на конкретные нарушения, то они, естественно, остаются в силе.

Как говорится в пояснительной записке к проекту, предложенные поправки направлены на создание благоприятной бизнес-среды, снижение административного давления и ликвидацию избыточных требований со стороны контролирующих органов.

Все это в теории должно привести к всплеску деловой активности, а в целом, по расчетам Министерства национальной экономики, с учетом мер стимулирования и налогового администрирования налоговая реформа должна дополнительно принести в бюджет примерно 1,4 триллиона тенге.