Казахстан
+22°
Boom metrics
Сегодня:
Экономика4 июля 2024 16:00

Если он есть, то его сразу нет?

Насколько в реальности развит казахстанский фондовый рынок и что мешает его дальнейшему прогрессу.
Евгений КОСЕНКО
©kp.kz

©kp.kz

В мае этого года Ассоциация финансистов Казахстана представила очередной квартальный отчет по состоянию фондового рынка страны.

Согласно оценкам аналитиков АФК, общая капитализация фондового рынка выросла до 31 триллиона тенге, наблюдался устойчивый рост инвесторов к акциям Народного банка, БЦК и Kaspi, а также ценным бумагам компании Kcell.

Подросли и фондовые индексы. Так, индекс Казахстанской фондовой биржи (KASE) вырос на 21,3%, а Астанинской международной биржи (AIX) на 9,2%. Произошло это по причине увеличения корпоративной прибыли и ожидаемых дивидендных выплат, снижения базовой ставки (что в свою очередь снизило доходность альтернативных инструментов инвестирования).

В итоге макроэкономическая ситуация в стране была оценена как в целом благоприятная, а позитивные действия рейтинговых агентств дают надежду «на стабильный интерес к ценным бумагам ключевых эмитентов биржи в последующих кварталах года».

В общем, представленные цифры, выводы и прогнозы выглядят привлекательно. Но при этом из года в год эксперты (да и государственные чиновники профильных ведомств) констатируют, что фондовый рынок страны находится в состоянии стагнации. С одной стороны, по данным Центрального депозитария, казахстанцы за последние пару лет действительно открыли свыше двух миллионов брокерских счетов. Но, с другой стороны, многие из них остаются пустыми. То есть их обладатели так и не смогли придумать, в какие ценные бумаги инвестировать свои капиталы и стоит ли это делать в принципе.

Мало того, согласно обнародованным в марте нынешнего года данным Национального банка РК, вклады в депозитных организациях по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 3,78 триллиона тенге. И как отмечают специалисты, как правило, к подобному росту приводит усиление экономической неопределенности и стремление «физиков» и «юриков» сохранять свои средства в надежных традиционных активах, таких как депозиты в банках, нежели подвергать их инвестиционную риску, покупая ценные бумаги на бирже.

И здесь уже существует другая статистика, по которой на фондовом рынке страны зарабатывает лишь 3,5% работоспособного населения.

Разбирая причины такой инертности в своих комментариях и интервью, финансовые аналитики и биржевые брокеры сетуют на финансовую неграмотность населения (здесь вина возлагается и на государство, и на бизнес, и на самих граждан, не проявляющих любопытства к биржевым операциям). Также указывается на недостатки налогового законодательства в вопросах рынка ценных бумаг (например, даже в случае документально подтвержденной убыточной сделки на бирже она все равно облагается налогом) и запутанное налоговое администрирование, при котором сдать необходимый отчет является сложной задачей даже для опытного и квалифицированного брокера.

Соответственно, звучат предложения внести в обсуждаемый в настоящее время проект Налогового кодекса поправки и нормы, регламентирующие налог по положительным результатам финансовых сделок, а также закрепить возможность переноса убытков по всем финансовым инструментам на два-три года.

Кроме того, для привлечения на казахстанский фондовый рынок иностранных инвесторов рекомендовано предусмотреть процедуру автоматического применения налоговой конвенции нерезидентами при продаже ценных бумаг казахстанских эмитентов.

Взамен авторы этих предложений сулят резкое оживление фондового рынка, в который наконец будут вливаться капиталы казахстанцев и активный рост розничных инвесторов (включая и иностранных). Затем начнется цепная реакция, при которой увеличение объемов сделок на рынке ценных бумаг приведет к автоматическому увеличению налогооблагаемой базы.

В общем, при таких вводных можно будет ожидать, что развитие финансового рынка Казахстана будет идти в соответствии с международными стандартами, розничные инвесторы начнут получать стабильный весомый доход, а государство не менее стабильные налоговые отчисления…

Впрочем, это тоже пока теория. Тем более на практике даже неясно, будут ли вообще обсуждаться подобные предложения при корректировках соответствующих законодательных норм.

Пока лишь доподлинно известно о запланированном упрощении налогового администрирования и о некоторых реорганизационных моментах самого фондового рынка. В частности, о потенциальном объединении потенциала двух фондовых бирж KASE и AIX, о чем есть поручение главы государства, озвученное в сентябрьском Послании 2023 года.

В апреле нынешнего года глава Нацбанка Тимур Сулейменов проинформировал, что необходимый пакет предложений Нацбанком и МФЦА разработан и направлен на согласование в Администрацию президента, поэтому, вполне возможно, что уже в следующем году обе биржи начнут работать в едином режиме. И в свою очередь немного посетовал на нынешнее состояние фондового рынка при всей его важности для страны:

«Рынок ценных бумаг во многих странах один из важных способов фондирования экономики. А сейчас она у нас фондируется исключительно банками…».

Судя по всему, универсального рецепта форсированного развития фондового рынка РК нет и в обозримом будущем не предвидится. А значит, придется кропотливо работать по тем направлениям, которые обозначены как экспертным сообществом в предыдущие годы, так и заложены в очередных поручениях главы государства. С тем, чтобы в итоге общее и теоретическое развитие фондового рынка нашей страны наконец совпало с реальной биржевой практикой и вовлечением в процесс достаточного количества новых активных участников.