Казахстан
+25°
Boom metrics
Сегодня:
Общество4 июля 2024 22:00

На госслужбу без блата

В стране заработала новая система отбора кандидатов в чиновники.
Евгений КОСЕНКО
открытый источник

открытый источник

В июне этого года заместитель председателя Агентства РК по делам государственной службы Азамат Жолманов сообщил приятную новость для желающих устроиться на государственную службу. Отныне благодаря новым правилам и развитию цифровизации при отборе претендентов будут исключены коррупционные риски, в том числе и связанные с человеческим фактором.

Произойдет это в связи с полноценным запуском внешнего интернет-портала eQyzmet.gov.kz, на котором кандидаты в чиновники смогут участвовать в каждом этапе конкурса на занятие вакантных мест онлайн. Сами участники будут обезличены и их анкеты с результатами тестирований будут представлены под порядковыми номерами.

В принципе, подобная процедура в пилотном режиме была запущена еще весной прошлого года, когда на внешнем интернет-портале интегрированной информационной системы Агентства по делам госслужбы собственно и заработал новый портал, который изначально охватывал всего несколько госорганов: само агентство, министерства торговли и интеграции, индустрии и инфраструктурного развития, а также акиматы Акмолинской области и города Шымкент.

Со временем число участников проекта стало расширяться, и с 1 июля нынешнего года в eQyzmet.gov.kz интегрируются еще 22 государственных органа, что дает возможность говорить, что проект (и сам портал) наконец заработал на полную мощность.

Граждане могут участвовать во всех этапах конкурса онлайн из любого места, где есть доступ к интернету, и в любое время. При этом во избежание конфликта интересов и коррупционных рисков между сторонами кандидатам предлагаются номера, что обезличивает их. Также для исключения человеческого фактора, прозрачность конкурсной процедуры обеспечивается независимой системой прокторинга, и победитель конкурса определяется совокупным баллом по итогам всех этапов, рассказал о нюансах работы системы Азамат Жолманов в ходе своего недавнего брифинга в СЦК.

Более подробная информация была размещена на портале «Электронное правительство», где сообщается, что процесс поступления на госслужбу в Казахстане проходит в несколько этапов, объединенных в понятие конкурса.

Претендентам предстоит пройти два этапа тестирования на знание государственного языка и законодательства Республики Казахстан, тестирование на оценку личных качеств, а затем при наборе достаточного количества баллов участвовать в самом конкурсе на занятие государственной должности.

С момента пилотного запуска портала eQyzmet.gov.kz в действие были введены и временные правила отбора кандидатов (теперь, очевидно, они станут постоянными). На портале Агентства была опубликована памятка с подробным описанием этапов отбора и проведения конкурса, размещена пошаговая инструкция для участия, а также сама программа тестирования.

По словам Азамата Жолманова, положительный результат не заставил себя ждать:

Число участников, занявших первое место по конкурсам нового формата, увеличилось до 4,6 человека. А по сравнению с существующим подходом отбора в 2,7 раза. Это говорит о том, что в рамках нового проекта повысился интерес граждан к государственной службе.

Расширяется и охват молодежи, для привлечения которой на госслужбу в регионах формируется региональный кадровый резерв. Согласно правилам, граждане, зачисленные в региональный кадровый резерв, могут занимать административные государственные должности корпуса «Б» в местных исполнительных органах без проведения конкурса по согласованию с уполномоченным органом.

Что же до самих конкурсных отборов, то, согласно озвученной статистике, на участие в таковых изначально было подано 11,5 тысячи заявок, после рассмотрения которых к тестированию на знание законодательства допущено 5300 человек. Затем после очередного отсева тех, кому не хватило знаний, оценку личных качеств прошли 2400 кандидатов. В оценке компетенций приняли участие 939 человек, которые прошли оценку в Ассессмент-центре (то есть Центре всесторонней оценки потенциала).

Также была создана возможность назначения кандидатов на отдельные руководящие должности без конкурса. Для выпускников с GPA (это средний балл диплома или аттестата) не ниже 3,33 предусматривается возможность внеконкурсного назначения. В результате 203 специалиста были назначены на должности без соответствующего конкурса.

Есть и возможность повышения квалификации на базе Академии государственного управления, которая проводит обучение по программам послевузовского образования для повышения профессионализма государственного аппарата.

В этом году обучение по программам магистратуры и докторантуры завершат 134 государственных служащих.

Не забыты и политические служащие, для развития управленческих компетенций которых тоже была внедрена специальная программа.

Таким образом, развитие и модернизация кадрового потенциала положительно влияют на реформу системы государственного управления в целом.

И, безусловно, хотелось бы, чтобы все нововведения и технический прогресс не только поспособствовали снижению коррупционных рисков при трудоустройстве будущих чиновников, но и позволили бы за счет улучшения кадров снизить уровень коррупции в целом.

Вроде бы некоторый прогресс в этом направлении все-таки присутствует. Так, по данным агентства Finprom, за январь-март этого года в стране выявили 404 человека, причастных к коррупции, что на 2,4% меньше, чем годом ранее. Из них суду предали 230 обвиняемых (минус 1,7% за год).

Среди попавших под суд чиновников больше всего насчитывалось служащих акиматов и их структурных подразделений: 67 человек (что на 71,8% больше, чем годом ранее). Но зато снизилось число коррумпированных сотрудников органов внутренних дел: 28 человек против 61 человека за январь-март прошлого года.

Еще по восемь коррупционеров были выявлены в Министерстве транспорта и в Министерстве здравоохранения. Кроме того, за первый квартал в коррупционных правонарушениях обвинили сотрудника прокуратуры, судью и акима районного уровня.

Лайфхаки, как правильно общаться с чиновниками

Всем нам периодически приходится общаться с представителями чиновничьего аппарата. И далеко не всегда это общение бывает эффективным. Долгое сидение в очередях, скитание по кабинетам и стена равнодушия мало способствуют душевной гармонии «просителя».

Какие существуют способы, чтобы преодолеть бюрократические препоны и получить желаемый эффект от визита?

Первое

Необходимо научиться четко формулировать свою проблему и предполагаемое решение. В ходе приема у должностного лица нет смысла выплескивать эмоции, надо максимально лаконично и аргументированно донести свои просьбы. Проработайте заранее свое выступление, речь должна быть уверенной, предложение конкретным. Обязательно надо взять с собой все подтверждающие вашу правоту документы расчеты, справки, выписки, то есть то, что поможет оперировать фактами. Бумаги должны быть систематизированы.

Второе

Нужно узнать, в чью компетенцию входит ваш вопрос. Это поможет избежать дальнейшего «отфутболивания».

Третье

Не забывайте про знание законодательства. Прочитайте законы и правила, которые регулируют решение вашего вопроса. И даже если не будет необходимости напрямую цитировать статьи или параграфы, эти знания придадут психологическую уверенность вам самим.

Кроме того, это не даст запутать, если недобросовестный или слабо подготовленный чиновник, например, начнет ссылаться на уже отмененные нормативные акты или вообще придумывать некие инструкции на ходу.

Четвертое

Устное обращение должно быть подкреплено письменным. Причем официально зарегистрированным в канцелярии. На него в любом случае уже положено будет дать официальный ответ. Даже если это будет формальной отпиской, ее стоит сохранить для дальнейших разбирательств.

В свою очередь ваше обращение должно быть оформлено корректно, в соответствии с деловой этикой, то есть с «шапкой», подписями, максимально лаконично и содержать конкретную просьбу или вопрос, на который необходим ответ. На «размытое» заявление будет такой же невнятный ответ.

Пятое

Если вы уверены в своей правоте, не пасуйте после первого же отказа. Всегда есть возможность апелляции к вышестоящему начальству. При этом не стоит писать сразу возмущенное письмо президенту, премьеру или областному акиму. Иной раз достаточно обратиться к непосредственному начальнику отказавшего вам чиновника. Помогают и жалобы в надзорный орган, где просто обязаны принять меры в случае, если ваши права были нарушены. Примечательно, что эмоциональное запугивание вашего оппонента будущими жалобами на него, скорее всего, не подействует. А вот спокойная, но твердая констатация того, что из-за бездействия или игнорирования закона в данном случае вы будете вынуждены пойти к его начальству, может возыметь действие. Особенно, если со стороны чиновника будет нарушен внутренний регламент или статья Закона «О государственной службе РК».

Шестое

Старайтесь не задавать вопросы, а, наоборот, предлагать решения. Причем такие, которые не только не грозят чиновнику неприятностями, но даже способствуют утверждению его эффективности на своем посту. В конце концов, чиновники тоже люди и их в немалой степени заботит собственная репутация в глазах руководства.