Казахстан
+4°
Boom metrics
Сегодня:
Общество14 июля 2021 3:25

Игра на вылет

На фоне аномальной жары, уже побившей температурный рекорд 30-летней давности, страна изо всех сил пытается, как говорят футбольные комментаторы, найти свою игру
Именно это стало основной повесткой дня расширенного заседания правительства 10 июля.

Именно это стало основной повесткой дня расширенного заседания правительства 10 июля.

Вернее, проложить пути к воротам соперников — ковида, инфляции, бездорожья и разгильдяйства. Именно это стало основной повесткой дня расширенного заседания правительства 10 июля, которое в своем фирменном стиле «мягкого давления» провел играющий тренер сборной власти Касым-Жомарт Токаев.

Заразительный пример

Президент перво-наперво объявил о новой тактике борьбы с коронавирусом:

— Главный акцент необходимо делать на снижении тяжелых случаев и смертности, а также на лечении сложных пациентов. Принципиально иные подходы в борьбе с коронавирусом касаются не только медицинских аспектов, но и ограничительных мер в отношении бизнеса. Предстоит переформатировать работу мониторинговых групп и активнее использовать цифровые решения, такие как система Ashyq. Сроки проведения вакцинации сотрудников малого и среднего бизнеса должны быть реалистичными, без признаков кампанейщины.

Переводя сказанное на футбольный язык (который за месяц сражений на Евро и Капо Америка стал для поклонников спорта номер один по всему миру языком межнационального общения), можно сказать так: президент признал провал тактики тотального «навала» на ворота «короны» и призвал перейти к действиям на контратаках. Не исключено, что новая модель игры позаимствована у сборной Сингапура.

Как раз накануне власти «бананово-лимонного» острова объявили о существенных послаблениях ограничительных мер и разработке «дорожной карты новой реальности». Играть в «дорожные карты» в нашем правительстве мастера, так что остается самая малость — вложить в головы казахстанцев сингапурский менталитет. На этом чудо-острове нет обезумевших антиваксеров, одержимых экзотическими теориями вроде «массового чипирования», там люди охотно идут в пункты вакцинации, безропотно носят маски (иначе — штраф 300 долларов), а власти обеспечивают им бесплатный проезд туда и обратно на такси плюс дармовые маски с санитайзерами. Понятно, что массовая вакцинация в городе-государстве практически завершена, а счет смертей от «короны» за полтора года пандемии — всего 36 человек на 6 миллионов населения. Сегодня в стране, которая в начале прошлого года по количеству зараженных шла на втором месте после китайского Уханя, выявляют менее трех десятков зараженных в неделю.

Сгодится ли нам сингапурский «футбол»? Игра покажет, конечно, но что-то подсказывает: выйти из отборочной ковидной группы в финально-победительную стадию будет очень непросто. Теперь вся надежда на нового форварда-легионера по фамилии Pfizer, не попавшего вовремя в основной состав применяемых в Казахстане вакцин из-за нерасторопности правительственных скаутов. Теперь страна ждет два миллиона доз, способных переломить ход матча: многие в стране готовы довериться заморской «звезде» больше, чем соседскому «спутнику» или своему «казваку». А людям, как справедливо заметил наш коуч, нужно дать выбор.

Провал в центре поля

Впрочем, это — хоть и основная, но далеко не единственная задача на пути к победному финалу. На наши ворота стремительно наступает инфляция из-за роста цен на социально значимые продукты. Главный (он же играющий) тренер, разбирая причины провальной игры Минсельхоза в правительственно-акимовской «раздевалке», был строг, но справедлив:

— Критика неспособности отечественной сельхозотрасли обеспечить внутренний рынок базовыми продуктами абсолютно справедлива. Помимо производственных издержек, ключевыми факторами ценообразования являются сезонность и непрозрачные посреднические схемы. Сезонность поставок, как следует из самого термина, абсолютно ожидаема, предсказуема, а значит, и управляема. Решение данного вопроса лежит в создании современной и доступной инфраструктуры хранения продукции до следующего сезона. Поручения по строительству и модернизации овощехранилищ давались не раз. Но ситуация в лучшую сторону не меняется.

Впрочем, это головная боль правительства и акимов. Рано или поздно проблема овощехранилищ будет решена, главное — было бы что в них хранить. За это, по идее, должны ответить наши многострадальные аграрии. Вот только пока им явно не до подготовки к предстоящей уборочной кампании, на носу «электоральная страда» — село готовится выбирать себе акимчиков.

Исландский синдром

Само по себе это событие многим городским интеллектуалам представляется абсолютно демонстрационным и бесперспективным с точки зрения того, что политологи и политики обычно громко именуют «политической реформой». Ибо эти самые избранные акимчики окажутся не только неминуемо встроенными в управленческую вертикаль назначенцев, но и во всем зависимыми от нее. Причем, зависимость эта будет куда фатальнее пресловутой «воли избирателей» — у последних управлять «своим» акимом не получится никак. Хотя для этого и придуманы столичными законотворцами сельсоветы — кенесы. В свою очередь у народных избранников (пусть даже без кавычек) не останется другого выхода, кроме как принять правила игры, которые им предложат вышестоящие акимы — президентские назначенцы. Иначе это будет равносильно попытке выставить на футбольный Евро против профессионалов сборную любителей вроде Исландии.

В свое время дружина викингов, поддерживаемая с трибун едва ли не половиной населения своей маленькой, но гордой страны, произвела громкую, но, увы, разовую сенсацию — обыграла родоначальников футбола англичан. А дальше... Дальше лучшие футболисты из числа рыбаков и почтальонов стали профессионалами средней руки, а остальные смотрели Евро-2020 по телевизору, ожидаемо не пройдя в составе своей очень симпатичной сборной квалификационный отбор на нынешнее, перенесенное из-за ковида на год, первенство континента.

Очень похоже, что подобная участь ожидает — одних раньше, других позже — и наших акимов-самовыдвиженцев, которым удастся выиграть борьбу за главный «домик в деревне» у партсписочников во главе с неувядаемым «Нур Отаном». И это естественно: в нынешней отечественной системе власти «чужие» не ходят, точнее — далеко не уходят.

Наверняка это прекрасно понимает абсолютное большинство пропагандистов и аналитиков, поющих осанну «демократическому прорыву». Однако они и все остальные участники и зрители этого сельско-политического спектакля давно здесь живут, а значит — хорошо усвоили правила большой политики, главное из которых гласит: если уж вышел из народа, то постарайся уйти от него как можно дальше. В общем, все примерно как с футболистами сборной Исландии: избранные «звезды» останутся в обойме и, возможно, даже сменят сельскую прописку на столичную, а большинство выбранных канут в политическое небытие...

Но главная цель будет достигнута — Казахстан войдет в историю как первая центральноазиатская страна, пережившая триумф сельской демократии. О чем с удовольствием расскажет коллегам по ПА ОБСЕ новый зампред Парламентской ассамблеи сенатор Аскар Шакиров. И уж наверняка теперь из ПА ОБСЕ Казахстану не «прилетит» нелицеприятная резолюция вроде полученной в начале года из другой Парламентской ассамблеи — Совета Европы.

Следуй за деньгами

Еще одно достойное во всех отношениях занятие, которому власти предержащие верны уже многие годы, — борьба с коррупцией. Об очередных успехах на этом незатихающем фронте рассказал 9 июля председатель профильного агентства Марат Ахметжанов на коллегии своего ведомства. Подводя итоги полугодия беспощадной битвы, Марат Муратович объявил, в частности, что после начала всеобщего декларирования казахстанцами своих доходов госслужащих начнут наказывать — штрафовать и даже увольнять — за жизнь не по средствам. По его словам, это неразрывно связано с принципом «follow the money» (следуй за деньгами), озвученным главой государства. Для этого Казахстан подключается к всемирной системе автоматического обмена налоговой информацией ОЭСР.

— С ее помощью мы будем иметь возможность получать сведения о зарубежных счетах и активах. Теперь коррупционеры не смогут прятать деньги за границей, — пообещал г-н Ахметжанов.

Вот она — новость, способная вызвать настоящий «рухани жангыру» в чиновничьих кругах. Подсластить пилюлю, которую им намереваются «выкатить» борцы с коррупцией, вряд ли способна даже произнесенная ранее резонансная фраза президента Токаева: «Как я уже говорил, если госслужащий ошибся при принятии решения, при этом не преследуя злого умысла похитить бюджетные средства или незаконно обогатиться за счет взятки, он не должен привлекаться к уголовной ответственности. В противном случае мы парализуем госаппарат. В орбиту уголовного преследования должны вовлекаться чиновники, которые намеренно пошли на совершение коррупционных преступлений». Даже если, получив карт-бланш от Касым-Жомарта Кемелевича, «коррупционер по ошибке» избежит тюрьмы, подчиненные Марата Муратовича не дадут ему насладиться «ошибочно» полученным бакшишем. Вот что уж точно способно парализовать не только госаппарат, но и львиную долю среднего и даже большого бизнеса, связанного с этим самым госаппаратом кровными узами. Это будет куда революционнее пресловутых прямых выборов акимчиков, и в ближайшем будущем мы можем увидеть немало интересного... если, конечно, сроки всеобщего декларирования доходов не отодвинут в очередной раз и на много лет вперед...

Между тем, пока антикоррупционная политика властей остается преимущественно фигурой речи. Да, кого-то ловят с поличным, кого-то увольняют и даже сажают, но, как признал тот же Марат Ахметжанов, ряды взяточников и взяткодателей не редеют. Каждое третье преступление в стране связано именно с этим. Причем, по его логике, виноваты в этом больше дающие, нежели берущие. «То есть, люди продолжают осознанно идти на подкуп чиновников», — констатировал глава антикора.

Впрочем, это — вершина айсберга. Истинные причины «непобедимости» коррупции лежат гораздо глубже. Вот, скажем, президент чуть ли не в первом Послании народу в 2019 году требовал навести порядок в системе госзакупок, исключив — особенно в квазигосударственном секторе — закуп товаров и услуг из одного источника. С тех пор много словесной воды утекло с трибун разного калибра, а по итогам 2020 года доля закупок из одного источника сократилась всего на 1% — до 49,8% от общего объема. На этом фоне слова Касым-Жомарта Токаева о непривлечении к уголовной ответственности при «отсутствии злого умысла», толкуемые некоторыми как попытка «выгородить» коррупционеров, выглядят скорее признанием несовершенства всей системы: действительность демонстрирует нам тьму примеров, когда стремление соблюсти все законные правила игры только тормозит достижение поставленных целей, действительно парализуя принятие судьбоносных государственных решений. Так ведь недолго и вовсе отбить у людей охоту к «государевой службе»!

Перегрев ситуации

Тот же сельский аким из самовыдвиженцев, авторитетный у местных человек, «въехавший» во власть буквально на плечах благодарных односельчан, попадется разок-другой на какой-нибудь хитромудрой потенциально коррупциогенной норме — и даже если не сядет, то уж точно потеряет веру в человечество и с горя подаст в отставку. При том, что он наверняка шел на нарушение закона не корысти ради, а токмо волею избравших его земляков...

Так или иначе, а по окончании сельской электоральной кампании мы рискуем стать свидетелями десятков подобных «ЧП аульного масштаба». А ведь сельские и городские районного подчинения «головы» — основание всей пирамиды власти, устойчивость которой — вопрос национальной безопасности. Вот и рассудите, что за штука эти сельские выборы — модная блажь или государственное дело...

Сейчас, к примеру, в нескольких регионах страны наблюдается жесточайшая засуха, вызванная аномальной жарой. По соцсетям гуляют тревожные посты — вплоть до призывов объявить там режим ЧС. И что? А ничего — местным властям не до этого, они заняты подготовкой к торжеству демократии — выборам сельских акимчиков. Каковые потом и окажутся крайними — им, болезным, придется отвечать за бескормицу скота и его падеж. А вся страна довеском к политической реформе президента и похвалам западных ревнителей демократии получит дефицит мяса и взлет цен на него.

Надо отдать должное «играющему тренеру» — Касым-Жомарт Токаев отреагировал на эту угрозу оперативно.

— Министерство и акиматы не приняли необходимые меры. Не была проведена последовательная и четкая работа. По их вине наше сельское хозяйство оказалось в безвыходном положении. Из-за отсутствия обратной связи фермеры были вынуждены обращаться за помощью напрямую ко мне. Конечно, засуха — это природное явление. Я это хорошо понимаю. Но в такой сложной ситуации ответственное министерство должно было принять срочные и решительные меры. Но министерство не смогло провести эту работу. Поэтому думаю, что лицо, которое ответственно за данную сферу, — министр Сапархан Омаров, — должен отправиться в отставку, — заявил президент на заседании правительства. И в тот же субботний день подписал соответствующий указ, выпустив на замену экс-министру и.о. министра Ербола Карашукеева, прежде отвечавшего за «кошелек» Минсельхоза — Казагро.

У нового «агрофорварда», по сути, одна главная задача на поле: «засушить» цены на продовольствие, нейтрализовав взвинчивающих их посредников. Если ему это удастся, то благодарные «зрители» — они же избиратели — будут согласны даже на очередной триумф в избирательной гонке по пересеченной сельской местности «нуротановской машины».

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz