Сегодня:
Общество14 июля 2021 6:35

Поедем, полетим!

Лето в разгаре, пандемия тоже. Как в этих условиях передвигаться по стране и за ее пределы?
Борис ЦИНДЕЛИС
Пока казахстанцы могут напрямую полететь только в 16 стран мира.

Пока казахстанцы могут напрямую полететь только в 16 стран мира.

Куда и на чем можно максимально комфортно и безопасно добраться, чтобы отдохнуть в отпуске? Эти вопросы сегодня волнуют немалое число казахстанцев. «Комсомолка» поговорила с людьми, которые знают на них компетентные ответы.

Первый из них — заместитель председателя Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК Жанибек Тайжанов.

Жанибек Тайжанов.

Жанибек Тайжанов.

— Жанибек Жумаевич, какие этим летом ходят поезда — по Казахстану и за границу?

— В настоящее время внутри республики курсируют 128 пар поездов. Из-за эпидемиологической ситуации и различных ограничений с марта прошлого года приостановлено движение 36 международных поездов. Возобновление их курсирования будет зависеть от решения соответствующей межведомственной комиссии.

— Если можно, подробнее о маршрутах к популярным у нас местам отдыха — на Алаколь, в Боровое.

— В связи с закрытием международных направлений повысился спрос на внутренние курорты. Мы, конечно, это учли и организовали новые маршруты.

Например, к озеру Алаколь будут ходить с периодичностью 2-3 раза в неделю три новых пассажирских поезда сообщением Алматы — Достык. Также значительно повысится в летний период интенсивность движения туда поездов из столицы. Прицепные вагоны будут добавляться к уже курсируемым поездам: Кызылорда — Семей, Нур-Султан — Семей.

Что называется, без простоев будет работать и станция Курорт-Боровое. Через нее ежедневно станет ходить поезд № 105/106 Алматы — Петропавловск, через день — № 57/58 Нур-Султан — Уральск, № 75/76 Кызылорда — Петропавловск, № 327/328 Костанай — Караганда и многие другие.

По мере возрастания потока пассажиров будет увеличиваться и количество прицепных вагонов к поездам, следующим в курортные зоны.

— Не испортит ли курортникам настроение в дороге качество вагонов, железнодорожных вокзалов?

— Учитывая, что половина парка пассажирского подвижного состава требует обновления, министерством за два последних года приобретено 209 пассажирских вагонов, в нынешнем планируется закуп еще 32.

Кроме того, проведена работа по улучшению санитарных узлов 215 пассажирских вагонов постройки 1980-1990 годов путем установки современных санитарных модулей.

В целом, согласно новому национальному проекту «Сильные регионы — драйвера развития страны», до 2025 года планируется закупить 295 новых вагонов, отвечающих международным стандартам качества.

Что касается вокзалов. Под кураторством филиала АО «НК «КТЖ»-«Дирекция магистральной сети» их 300. В ведение местных исполнительных органов переданы 7 вокзалов: Алматы-1, Алматы-2, Шымкент, Туркестан, Павлодар, Экибастуз и Аксу. В скором времени будут переданы вокзалы Тараза и Шу.

Техническое состояние многих из них требует проведения ремонтно-реконструкционных работ. В связи с этим за последние три года проведена реконструкция вокзала Караганда-Пассажирская, построен новый в Акши, проведен капитальный ремонт в Уштобе, текущий — вокзалов Кокшетау, Семея и Тараза.

Для развития внутреннего туризма хозспособом реконструированы посадочные платформы вокзалов Курорт-Боровое, Акколь, Коктума, Жаланашколь, отремонтированы платформы вокзалов Кызылорда, Семей, Шалкар и других.

Отмечу, что в прошлом году была модернизирована инфраструктура вокзалов для безбарьерного доступа инвалидам и другим людям с ограниченными возможностями. Были оборудованы специализированные места для сидения в залах ожидания, обеспечен беспрепятственный доступ к основным функциональным зонам, в местах перепада высот установлены пандусы, приобретены лестничные гусеничные подъемники. Работа в данном направлении ведется на постоянной основе.

— Немало нареканий было на очереди в железнодорожные кассы. Что делается, чтобы покупать билеты на поезда было проще, легче и без посредников?

— Билетные кассы, конечно, остались, но сегодня основная продажа осуществляется через систему «Mobius», терминалы самообслуживания, интернет-ресурсы, что практически полностью исключает создание искусственного дефицита проездных документов. Недавно начала функционировать система «Лист ожидания», которая дает возможность приобретения билетов в порядке очередности.

Нелишне напомнить, что за незаконную продажу/перепродажу билетов предусмотрена ответственность в виде штрафов (от 100 до 500 МРП).

О чем поется под крылом

Второй наш собеседник — заместитель председателя Комитета гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, член Президентского кадрового резерва Ардак Утепов.

Ардак Утепов.

Ардак Утепов.

— Ардак Тултаевич, судя по официальным данным, ваша «летающая» отрасль больше всего пострадала от пандемии.

— Это действительно так. В прошлом году произошел ощутимый спад по основным показателям. Отечественными авиакомпаниями было перевезено на 36% меньше пассажиров (5,5 млн. чел.), на 40% снизилось количество обслуженных пассажиров в аэропортах (10,7 млн. чел.). Впрочем, это глобальная тенденция: в 2020 году мировой пассажиропоток сократился в 2,5 раза — с 4,5 млрд. (в 2019 г.) до 1,8 млрд. (в прошлом). Полное восстановление объемов перевозок до уровня 2019 года, согласно оценке IATA, произойдет не ранее 2023 года.

Хотя повод для оптимизма есть — с начала нынешнего года наблюдается рост пассажиропотока не только в сравнении с пандемийным, 2020-м, но и с 2019 годом.

— Вроде бы ковидная напасть еще не ушла. За счет чего тенденция?

— За счет трех основных факторов. Первый — ставка на увеличение перевозок внутри страны в то время, когда много международных рейсов отменено. На сегодня внутренние рейсы полностью восстановлены, при этом количество маршрутов увеличилось с 45 до 49, в том числе по новым направлениям.

Так, на авиамаршрутах Нур-Султан — Балхаш и Алматы — Балхаш, которые обслуживала авиакомпания «Южное небо», был задействован второй перевозчик Qazaq Air. Это позволило увеличить количество рейсов по маршруту Нур-Султан — Балхаш с 6 до 10 в неделю (с тарифом 9 тыс. тг.). А по маршруту Алматы — Балхаш количество рейсов возрастет с 7 до 13 в неделю (с тарифом от 10 до 14 тыс. тг.). Также увеличено количество рейсов по авиамаршруту Актау — Кокшетау с 3 до 5. Вскоре откроется субсидируемый рейс по маршруту Нур-Султан — Талдыкорган авиакомпанией SCAT.

Второй фактор — поэтапное восстановление международных рейсов. На сегодня уже открыты авиасообщения с 16-ю странами (Южная Корея, Нидерланды, Турция, Египет и др.) по 44 маршрутам с частотой 182 рейса в неделю. Это почти половина рейсов в доковидный период.

За прошедшие два года казахстанскими авиакомпаниями были открыты международные рейсы по новым направлениям — Мальдивы, Шри-Ланка, Черногория.

Однако остается самая острая проблема — авиасообщение между Казахстаном и Россией. По решению межведомственной комиссии сегодня рейсы между двумя нашими странами выполняются с частотой 10 рейсов в неделю. Это составляет всего 5% рейсов по сравнению с доковидным периодом.

Вместе с тем нашим министерством совместно с Минздравом решается вопрос скорейшего возобновления регулярных рейсов в Азербайджан по маршруту Алматы — Баку, а также по маршрутам Нур-Султан — Екатеринбург и Алматы — Екатеринбург.

Третий фактор — запуск лоукост-перевозчика Fly Arystan. С момента создания этой отечественной низкобюджетной авиакомпании в 2019 году было продано 4,1 млн. билетов и перевезено более трех с половиной миллионов пассажиров.

— Люди жалуются на проблемы с прилетом в одну из столиц отечественного туризма — Усть-Каменогорск.

— Сейчас там ведется реконструкция взлетно-посадочной полосы. Кстати, идет модернизация и аэропортов Урджар, Ушарал, которые имеют важное значение для развития внутреннего туризма, так как обеспечивают транспортную доступность озера Алаколь. Мы понимаем, что ремонт вызывает неудобства для пассажиров, но после завершения реконструкции эти аэропорты смогут принимать современные реактивные самолеты Boeing и Airbus. Что, естественно, значительно увеличит поток туристов сюда в следующие летние сезоны.

— Есть ли новые виды услуг для авиапассажиров?

— Да. С апреля нынешнего года запущен сервис цифровых документов в аэропортах Нур-Султана и Алматы. Теперь пассажиры, вылетающие регулярными рейсами между двумя столицами, для подтверждения личных данных могут предъявить электронное удостоверение личности через мобильное приложение «Egov Mobile». В перспективе этот сервис цифровых документов будет внедрен во всех аэропортах страны.

В целях нашей безопасности

На вопрос о том, как обеспечивается противоковидная безопасность авиа- и железнодорожных пассажиров, наши собеседники ответили примерно одинаково.

Вход в здания вокзалов осуществляется только в масках, тут же проводится бесконтактная термометрия пассажиров, внутри установлены санитайзеры, есть «карантинные уголки».

Рассадка в залах ожидания, распределение потоков убывающих и прибывающих пассажиров организованы с соблюдением социальной дистанции.

И основной момент: на всех вокзалах городов республиканского и областного значения внедрена программа Ashyq. Только после проверки по ней пассажиры могут войти внутрь, кроме тех, кто имеет «красный» и «желтый» статусы.

Кто собрался в дорогу — счастливого пути!

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz