Казахстан
+10°
Boom metrics
Сегодня:
Политика21 июля 2021 3:45

«Птеродактиль» — хищник меткий

2 июля казахстанские военные летчики отметили свой профессиональный праздник — именно в этот день 23 года назад были официально созданы Военно-воздушные силы Казахстана
Ударные БПЛА предназначены уничтожать особо важные наземные цели противника снайперскими ударами высокоточных ракет и бомб.

Ударные БПЛА предназначены уничтожать особо важные наземные цели противника снайперскими ударами высокоточных ракет и бомб.

Фото: Павел ЗЛОБИН

Корреспондент «Комсомолки» поздравил наших авиаторов, побывав в Учебном центре подготовки и боевого применения БПЛА в Таразе. А заодно понаблюдал за ударно-разведывательными беспилотниками оперативно-тактического звена WingLoong в действии. Об особенностях применения этих «небесных хищников» и дальнейших перспективах инновационной военной техники — в эксклюзивном репортаже «КП Казахстан».

Меняя правила войны...

Сегодня представить современную войну без применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) практически невозможно. Беспилотники ведут воздушную разведку и корректируют огонь артиллерии, выступают ретрансляторами связи и постановщиками помех. Но на первый план в последние годы вышло оружие, имеющее поистине устрашающую репутацию, — ударные БПЛА, предназначенные уничтожать особо важные наземные цели противника снайперскими ударами высокоточных управляемых ракет и бомб. Примеры их использования в военных конфликтах в Сирии, Ливии, Йемене, и особенно в недавнем «блицкриге» Азербайджана в Нагорном Карабахе, где, по мнению многих экспертов, ударные беспилотники сыграли решающую роль, явственно дали понять, что война уже не будет прежней.

— Эффективность применения БПЛА по всему миру доказывает, что поменялась сама тактика ведения войн как таковых, — подчеркнул командир в/ч 14157 полковник Шохан Мусабеков. — Важнейшие преимущества БПЛА перед пилотируемым самолетом: относительная дешевизна и массовость, исключается риск потери дорогостоящего боевого самолета. И самое главное, исключается гибель высококвалифицированных летчиков.

Командир в/ч 14157 полковник Шохан Мусабеков.

Командир в/ч 14157 полковник Шохан Мусабеков.

Фото: Павел ЗЛОБИН

И если турецкие «Байрактары» за счет своей боевой эффективности, а в немалой степени и грамотного пиара, у всех на слуху, то их «старшие китайские товарищи» WingLoong менее известны, хотя не менее эффективны. ОАЭ очень активно используют эти боевые машины в войнах в Йемене и Ливии, где они весьма хорошо себя зарекомендовали. Нигерия закупила ударные беспилотники WingLoong II для борьбы с террористами «Исламского государства», они также используются в Узбекистане, Индонезии и Саудовской Аравии. А с 2015 года ударно-разведывательные БПЛА WingLoong первого поколения есть и в казахстанских Вооруженных силах.

Были летчики, стали «беспилотчики»

Несмотря на раннее утро, в Таразе жарко. Солнце уже вовсю палит зноем, стремительно нагревая успевший остыть за ночь асфальт. Мой путь лежит в Учебный центр подготовки и боевого применения БПЛА, единственную в Казахстане воинскую часть, на вооружении которой находятся тяжелые ударные беспилотники. Впервые руководство Минобороны Казахстана допустило журналиста в "святая святых" — непосредственно в расположение в/ч 14157, которая в этом году отмечает юбилей — 40 лет со дня создания. Именно здесь эти смертоносные боевые машины несут круглосуточное боевое дежурство.

Образованный в Джамбуле осенью 1981 года 157 отдельный вертолетный полк — предшественник «беспилотной» части, за отчаянную смелость его пилотов в Афганистане чаще называли не «джамбульским», а «джунгарским». Помимо Афгана вертолетчики полка на Ми-26, Ми-6 и Ми-8 выполняли боевые задачи в Эфиопии, Чернобыле, Карабахе. «Готовы выполнить любую задачу в любой точке земного шара» — было тогда негласным девизом для боевых летчиков. Недаром на памятнике пилоту на территории части в советские времена была изображена наша планета: земной «шарик», словно баскетбольный мяч, располагался под отеческой рукой пилота. Правда, после распада СССР с его глобальными амбициями Землю с памятника убрали, подчеркнув этим оборонительный характер военной доктрины независимого Казахстана. В 2004 году прославленный полк был расформирован и преобразован в авиационную комендатуру, отвечавшую за поддержание боеспособности аэродрома. В 2015 году была создана отдельная авиационная эскадрилья БПЛА, в 2017-м преобразованная в Учебный центр подготовки и боевого применения БПЛА.

На памятнике военному летчику на территории части в советские времена была изображена наша планета: земной «шарик», словно баскетбольный мяч, располагался под отеческой рукой пилота.

На памятнике военному летчику на территории части в советские времена была изображена наша планета: земной «шарик», словно баскетбольный мяч, располагался под отеческой рукой пилота.

Фото: Павел ЗЛОБИН

Авиабаза, на которой размещены беспилотники, смежного типа — под боком находится международный аэропорт Тараза — Аулие-Ата. После доскональной проверки на КПП становится ясно, что это далеко не обычная воинская часть. Дабы не терять времени, знакомство с командованием Центра совмещаем с завтраком в столовой. И вот я уже своими глазами наблюдаю, как «Птеродактиль», а именно так переводится с китайского языка название этой смертельно опасной «стальной птицы», готовят к учебно-тренировочному полету.

— Комплекс БПЛА WingLoong состоит из наземной станции управления и трех беспилотников, — рассказывает командир авиационной эскадрильи БПЛА майор Аслан Жылкышинов. — У нас станции две, благодаря этому радиус управления увеличивается в два раза. После того как беспилотник, управляемый первой станцией, осуществляет взлет, вторая станция выдвигается на две сотни км и в нужный момент переключает его на себя. Соответственно, радиус увеличивается до 400 км и так далее. При необходимости станции могут меняться. Основное предназначение данного БПЛА — это воздушная разведка и уничтожение точечных целей, таких как командные пункты противника, зенитные и оперативно-тактические ракетные комплексы, РСЗО, танки и другие важные цели. Кроме этого, ретрансляция связи, наведение и корректировка артиллерийского огня, наведение фронтовой и армейской авиации.

Наземная станция управления БПЛА - своеобразный "мозговой центр" беспилотника.

Наземная станция управления БПЛА - своеобразный "мозговой центр" беспилотника.

Фото: Павел ЗЛОБИН

Удар из-под облаков

Заходим в огромный ангар. В нем — по контрасту с испепеляющим зноем снаружи — прохладно. Весящий больше тонны «Птеродактиль» довольно внушительных размеров — 9 м в длину, с размахом крыльев в 14 м и высотой почти в три метра — и напоминает скорее небольшой самолет. Вытянутое хищное «тело» фюзеляжа окрашено в серо-голубой цвет, благодаря чему на высоте полностью сливается с небом. Под днищем носовой части фюзеляжа в шарообразном обтекателе находится самая важная часть машины — блок оптико-электронного оборудования, позволяющего вести круглосуточное наблюдение за обстановкой в заданном районе. С его помощью беспилотник с высоты до 5 км ищет цели, наносит по ним удары и контролирует результат применения «авиационных средств поражения», то есть ракет и бомб, которые крепят к узлам подвески вооружения.

— Полезная нагрузка БПЛА — 100 кг, — пояснил заместитель командира эскадрильи по инженерно-авиационному обеспечению майор Олег Мокроусов. — До 50 кг на одной точке подвеса в варианте: две ракеты, две бомбы или ракета и бомба. Бомбы используются осколочно-фугасные и шумовые, управляемые с полуактивным методом наведения, а также управляемые ракеты «воздух-земля».

К сожалению, увидеть, как этими ракетами разнесут в пух и прах какой-нибудь танк условного противника, не получилось, поскольку удовольствие это не из дешевых. Стоимость одной управляемой ракеты или бомбы примерно равна стоимости иномарки, и потому используют их не очень часто — пару раз в году на крупных армейских учениях. Тем временем техники в синей форме деловито суетятся вокруг одной из трех машин в ангаре — под номером 01: именно она сегодня поднимется в воздух для отработки полета в ночных условиях.

К вылету БПЛА и наземную станцию управления, которая руководит полетом, в течение примерно полутора часов готовит команда из восьми специалистов-техников. Перед тем, как борт поднимется в воздух, все его системы проверяют самым тщательным образом — мелочей здесь нет. Любой риск для машины стоимостью в 1 млн. долларов должен быть исключен. Аппарат выкатывают из ангара и заправляют с помощью топливозаправщика. Кушает «птичка» довольно много: чтобы залить полный бак, необходим 361 литр авиационного керосина. Этого хватает на полную продолжительность полета — 20 часов. Затем проводится так называемая «газовка» — запускается двигатель и еще раз проверяются все системы, после чего остается только отбуксировать беспилотник на взлетно-посадочную полосу: «Птеродактиль» готов к полету. Поскольку вылет назначен на 4 часа утра, аппарат закатывают обратно в спасительную тень ангара. Вообще, бросается в глаза вся серьезность подготовки оперативно-тактических БПЛА к полету в сравнении с небольшими разведывательными беспилотниками. Если легкие «Скайларки» собирались буквально за считанные минуты и запускались в прямом смысле с рук, то WingLoong в этом плане ближе к «настоящей», пилотируемой авиации с аналогичной предполетной подготовкой.

К вылету БПЛА в течение примерно полутора часов готовит команда специалистов-техников.

К вылету БПЛА в течение примерно полутора часов готовит команда специалистов-техников.

Фото: Павел ЗЛОБИН

«Птеродактили» неюрского периода

После контрольной проверки БПЛА буксируют на взлетно-посадочную полосу, где после доклада старшего команды технического обеспечения о готовности борта командир экипажа еще раз проводит осмотр. И все — «птеродактиль» готов к полету, в ожидании напряженно замерев на «взлетке». Почему боевую машину назвали по имени этого крылатого ящера юрского периода, в принципе, понятно — и тот, и другой — грозные хищники, как кара небесная внезапно обрушивающиеся на жертву из-за облаков. Но лично мне своим вытянутым серо-стальным туловищем она напоминает другого опасного хищника — барракуду, которая любит атаковать своих жертв из засады на морском дне. Как и наш «Птеродактиль», она практически не оставляет своим жертвам шансов на спасение.

Прежде чем получить допуск к полетам, все причастные — от водителей средств наземного обеспечения полетов до инженеров и техников и, естественно, самих пилотов — обязательно проходят медицинскую проверку. Причем очень строгую — в случае даже небольшого недомогания военнослужащий сразу же отстраняется. Наземная станция управления БПЛА обеспечивает управление беспилотником на максимальной дистанции до 200 км, но радиус применения при необходимости можно увеличивать в несколько раз за счет выездных станций и до нескольких тысяч километров за счет использования системы спутниковой связи. При этом довольно сильно на управление влияет рельеф местности — могут помешать многоэтажные дома, поэтому желательно, чтобы станция находилась на ровной открытой местности, не ближе 500 м от высотных зданий. Передвигается станция на двух грузовиках Shacman — китайских аналогах знаменитых немецких MAN-ов. На одном находится агрегат, подающий электроэнергию и антенны связи, на втором — непосредственно сама станция управления с расчетом из трех операторов. Экипаж состоит из трех пилотов, поскольку одному человеку невозможно совмещать управление довольно сложным аппаратом с ведением воздушной разведки и нанесением ударов по целям.

Захожу в помещение станции, на первый взгляд напоминающее со стороны стандартный армейский кунг: внутри достаточно просторно, две пары пилотов располагаются в удобных креслах спинами друг к другу и лицами к мониторам, за которыми они должны непрерывно наблюдать. Руки операторов — на пультах управления. С одной стороны слева — летчик-оператор и он же командир экипажа, который непосредственно управляет беспилотником. «На правой чашке» находится оператор полезной нагрузки, его задача — ведение воздушной разведки и при обнаружении «достойной» цели применение авиационных средств поражения. Именно он на своем мониторе наводит на цель перекрестье прицела — и, получив разрешение командира экипажа на огневое поражение, отправляет в смертельный полет бомбу или ракету.

Экипаж наземной станции управления БПЛА состоит из трех пилотов.

Экипаж наземной станции управления БПЛА состоит из трех пилотов.

Фото: Павел ЗЛОБИН

Для того, чтобы атака была успешной, пилот должен выполнить целый ряд условий, ведь у беспилотного аппарата есть ограничения по крену, тангажу, углам атаки, по скоростным и высотным характеристикам. Задачей третьего оператора является обеспечение связи БПЛА со станцией управления. При необходимости экипажу может быть придан четвертый оператор, который оказывает помощь в расшифровке разведданных. А вообще, это комплексная работа, в которой экипаж должен действовать, как единый организм. Каждые четыре часа его состав должен меняться. Если смена длится дольше, то это, естественно, приводит к утомляемости пилотов. Когда нужна максимальная концентрация, усталость может напрямую повлиять на эффективность их работы. Хотя, конечно, в случае необходимости экипаж может отработать и 12 часов.

"Воздушный хищник" стремительно набирает высоту.

"Воздушный хищник" стремительно набирает высоту.

Фото: Павел ЗЛОБИН

В ожидании посадки «Птеродактиля» вглядываюсь в уже светлое утреннее небо, пытаюсь разглядеть беспилотник — бесполезно, его не видно и даже не слышно в рассветной тишине. А в следующее мгновение внезапно появившаяся на горизонте точка стремительно выросла в знакомый хищный силуэт, и вот уже сильное тело «ящера», постепенно замедляясь, скользит по «взлетке» мимо меня.

Взлет и посадку аппарата обеспечивает так называемая группа СНОП (средства наземного обеспечения полетов), которая включает в себя пожарную и санитарную машины, а также передвигающуюся на КАМАЗе наземную поисково-спасательную команду. Ее задача — в случае аварии сразу же выдвинуться к месту падения беспилотника, найти его и взять под охрану, чтобы потом туда смогла прибыть комиссия для выяснения причин аварии. Вообще, визуально управление ударным БПЛА сильно напоминает компьютерную игру, но все офицеры-«беспилотники», с кем мне удалось побеседовать, считают, что по сложности этот процесс очень близок к полетам на боевых самолетах. Само управление аналогично их пилотированию — те же органы управления и индикаторы, не хватает только пилота в кабине.

— Взлет и посадка обычно выполняются в автоматическом режиме, но экипаж всегда должен быть готов к ручному управлению, — пояснил командир авиаэскадрильи БПЛА майор Аслан Жылкышинов. — Метеорологические условия не всегда идеальны: бывают сильные боковые или встречные ветры, ограничения по температуре, влажности или давлению, когда идет выход за пределы возможностей автоматического режима, возможны и различные внештатные ситуации. Вот тут уже необходимы действия подготовленных опытных пилотов. Именно поэтому, я считаю, управлять подобным типом БПЛА должны действующие летчики пилотируемой авиации.

Беспилотники встают на крыло

Сегодня Учебный центр подготовки и боевого применения БПЛА обучает управлению практически любыми типами боевых дронов. Как легких тактических разведывательных беспилотников, так и тяжелых ударных. В прошлом году Военный институт Сил воздушной обороны им. Т.Я. Бегельдинова в Актобе произвел первый выпуск специалистов исключительно по профилю — эксплуатации и обслуживанию БПЛА. Но до получения заветного диплома все курсанты прошли стажировку именно в Учебном центре в Таразе. Получили необходимые допуски на эксплуатацию БПЛА «Скайларк», а отдельные курсанты, показавшие наилучшие результаты, были допущены к эксплуатации БПЛА WingLoong.

— Для управления БПЛА WingLoong крайне желательны представители действующего летного состава, — подчеркнул старший штурман в/ч 14157 подполковник Сергей Шмельков. — Например, при попадании во внештатную ситуацию летчик, имеющий навыки пилотирования самолетом, отреагирует на нее гораздо быстрее и, скорее всего, оценит ее более правильно, чем тот, кто до этого сталкивался только с теорией. В этом случае мы все возможные риски сводим к минимуму. В данный момент для эксплуатации ударно-разведывательных БПЛА у нас по принципу ротации проходит службу летный состав из частей фронтовой, оперативно-тактической и армейской авиации. Летчики, прибывая к нам, в течение трех месяцев проходят теоретическое переучивание, далее две недели непосредственно подготовки с инструктором. После этого, если они успешно сдают все зачеты, то допускаются к выполнению практических полетов днем и ночью. Вообще, в каждом полетном задании мы стараемся выжать из него максимум полезного опыта: проводим полеты в разных погодных условиях, стараемся запоминать параметры, постоянно делаем расчеты. В учебном процессе мы довольно широко применяем зарубежный опыт. Обязательно проводятся анализ международного опыта ведения боевых действий с использованием БПЛА и разборы с разработкой новых тактических приемов как по ведению воздушной разведки, так и по нанесению ударов по наземным целям с использованием высокоточных средств поражения.

Но личный состав Центра занимается не только подготовкой — ежедневно по одному звену «Птеродактилей» и «Скайларков» заступают на боевое дежурство.

— Когда два года назад всю страну, в буквальном смысле слова, потрясли взрывы в городе Арысь во время пожара на хранилище боеприпасов, наши ребята с самого начала работали там, — рассказал заместитель командира в/ч 14157 по воспитательной и идеологической работе подполковник Альберт Аллаяров. — В городе гремели взрывы, а наши операторы с помощью беспилотников в режиме реального времени снабжали штаб информацией об очагах возгораний. В марте прошлого года, когда в разгар пандемии COVID-19 в стране было введено Чрезвычайное положение, разведывательные БПЛА нашей части обеспечивали режим карантина в Таразе, круглосуточно облетая город по периметру и пресекая несанкционированные проходы людей и техники.

«Птеродактиль» довольно внушительных размеров — 9 м в длину и с размахом крыльев в 14 м — и напоминает скорее небольшой самолет.

«Птеродактиль» довольно внушительных размеров — 9 м в длину и с размахом крыльев в 14 м — и напоминает скорее небольшой самолет.

Фото: Павел ЗЛОБИН

Постоянно БПЛА Учебного центра задействуются и в учениях. В апреле этого года на прошедшем на западе Казахстана масштабном оперативно-тактическом учении «Калкан-2021» ударный БПЛА WingLoong впервые осуществил посадку на участок автотрассы в Мангистауской области. На случай, если аэродром во время военных действий по тем или иным причинам стал непригодным для использования, военные летчики должны уметь осуществлять взлет и посадку на обычную автомобильную дорогу. В этот раз, помимо самолетов и вертолетов, взлет и посадку на трассу отрабатывали и тяжелые ударные БПЛА. К месту учений их доставляли в контейнерах, в разобранном виде, как железнодорожным транспортом, так и на грузовиках. По нормативам беспилотный аппарат с проверкой всех систем собирают за 4-6 часов, разобрать же его можно гораздо быстрее — примерно за три часа.

Сегодня насыщенность ударными БПЛА в казахстанских Силах воздушной обороны сравнительно небольшая. Но, судя по тому, что командование Вооруженных сил РК явно сделало выводы из зарубежных военных конфликтов последних лет, скоро в войсках как разведывательных, так и ударных БПЛА, станет больше. Тем более что для обучения новых пилотов для «Птеродактилей» есть все возможности. Кстати, помимо БПЛА все более широкое применение в Вооруженных силах Казахстана находят и военные роботы наземного и морского назначения, которыми с 2015 года активно оснащается казахстанская армия. Они предназначены для проведения контртеррористических и поисково-спасательных операций, разминирования и разведки. О буднях «дальних родственников» голливудского Терминатора в Вооруженных силах страны «Комсомолка» расскажет в ближайшее время.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz