Казахстан
+15°
Boom metrics
Сегодня:
Общество28 июля 2021 3:50

Полвека человека: Песнь песен советской эпохи

В предыдущих материалах я вспомнил наиболее ярких личностей из тех, что окружали наше счастливое детство в 1960 — 70-е годы. Вспомнил всех?
Исай Григорьевич Голяк дает прикурить Михаилу Талю.

Исай Григорьевич Голяк дает прикурить Михаилу Талю.

Фото: Архив автора

Да нет, конечно! Ибо такое обилие ярких (и отзывчивых!) персонажей в окружающем пространстве сегодняшнего времени было бы парадоксальным.

Бесконечный список выдающихся личностей

Вот еще, всуе, некоторые из тех (не вошедших), кто жил вместе с нами в поселке Алатау, работал в академических институтах физики и запомнился ярким, неординарным и оригинальным проявлением своих талантов.

Отец наших школьных подруг Анатолий Скакодуб был одним из самых авторитетных в СССР селекционеров пионов. Каждую весну он устраивал в нашем Доме культуры великолепную выставку, которая сияла и благоухала сотнями видов этого королевского цветка и привлекала всех жителей. Другой поселковский цветовод-любитель, Виктор Воронин, специализировался на тюльпанах. Ездил в самостоятельные экспедиции по горам и пустыням Казахстана в поисках дикоросов, выводил новые сорта и даже написал книжку о предмете своей страсти.

Поколение родителей.

Поколение родителей.

Фото: Архив автора

Еще один отец наших соклассниц Исай Голяк считался одним из сильнейших шахматистов Казахстана, был чемпионом республики — его не мог обыграть сам Корчной! А в поселковой поликлинике нас принимала врач Валентина Трофимовна Фочкина — мастер спорта по мотогонкам. (Она до сих пор живет напротив больницы, в которой проработала большую часть жизни!)

Вспомнив о мотоциклах, нельзя обойти Владимира Шавлинского — создателя и вдохновителя Областной станции юных техников, базировавшейся в нашем поселке. Через станцию эту прошло большинство моих сверстников, а многие благодаря ей обрели себя во взрослой жизни. Здесь же преподавал всем желающим азы изоискусства еще один физик-лирик — Александр Мить.

«Душой поселка» считался Алексей Мелешкин, бессменный Дед Мороз и директор пионерлагеря «Кайнар», вездесущий фотолетописец нашего научного городка и бескорыстный тренер юных лыжников. А «нервом Дома ученых» слыл Эдуард Магзумов, в честь которого, кстати, ветераны баскетбола много лет проводили регулярные мемориальные турниры. Рядом с нашим детством была и Ирина Куракина-Бескровная, благодаря подвижничеству которой в поселке состоялся феномен массового фигурного катания, а большинство из нас до сих пор уверенно стоит на коньках.

Список можно продолжать до бесконечности! К нашим родителям необходимо прибавить еще и наших неординарных учителей, высокопрофессионалов, которых мы все до сих пор помним по имени отчеству и вспоминаем добрым словом. Ну разве могли мы в таком окружении стать ординарными и серыми существами?

Иные

Вообще же, поколение наших родителей и учителей — песнь песен советской эпохи. Рожденные уже при «новом времени», они не застали «старых порядков», а потому в подавляющем большинстве своем могли считаться первыми коренными гражданами государства «победившего социализма». Потому и были они вполне искренними в своих мечтах и честными в поступках.

Им не нужно было всечасно напоминать о собственной значимости «друзьям» в соцсетях. И не от того, что у них не было интернета. Они просто умели жить (и жили!) своей и без того наполненной жизнью — безоглядно, гордо и честно. Не нуждаясь в стимулах со стороны. По полной используя возможности строя и не обращая особого внимания на его издержки.

Алексей Михайлович Мелешкин. Вся жизнь - игра.

Алексей Михайлович Мелешкин. Вся жизнь - игра.

Фото: Архив автора

Что очень немаловажно, так это осознание жителями той эпохи незыблемости существовавших правил игры. От каждого по способностям — каждому по труду. Слоган французских утопистов XVIII столетия полвека назад стал принципом жизни в СССР. Войны, отечественные и гражданские, мировые и социальные, отошли к тому времени в область преданий. Фашизм был повержен, Сталин — развенчан, коммунизм — обещан. Всего этого было достаточно, чтобы люди искренне возрадовались тем возможностям, которые предоставились им здесь и сейчас. Все это было необходимо, чтобы люди поверили в правильность своего бытия, обрели уверенность не только в своем будущем, но и в себе.

Наши отцы и матери при всем том вовсе не были выпестованными идеологией роботами с нарисованными горящими взорами. Да, они умели стоически переносить все неурядицы и неудобства, которыми и тогда изобиловала жизнь. Но они не стеснялись требовать положенного, ценили в отношениях человечность и, если радовались, то уж по полной — вне зависимости от места и времени.

Эдуард Жабашевич Магзумов обладал тонким юмором и неистощимой энергией

Эдуард Жабашевич Магзумов обладал тонким юмором и неистощимой энергией

Фото: Архив автора

Коммунальность строя определяла коммуникабельность людей. Они умели быть столь раскрепощенными и были в этом столь искренними, что им можно только позавидовать. Тогда редко случалась радость, замкнутая в одной, отдельно взятой квартире. (Как, впрочем, не было и отдельного горя, на которое соседи попросту закрыли бы форточки.) И случайный танец перед подъездом многоквартирного дома — вовсе не всегда был пьяным куражом. Чаще он шел из души. Из души тех людей, поколение которых никогда уже не появится на этой планете.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz