Казахстан
+19°
Boom metrics
Сегодня:
Общество30 июля 2021 3:35

Ударим треш-сплавом

Все больше казахстанцев в силу сложившихся эпидемиологических обстоятельств выбирают отдых в родной стране
Очень сложная ситуация складывается на реке Или в Алматинской области, берега которой фактически превратились в бесконечную свалку мусора, растянувшуюся на сотни километров.

Очень сложная ситуация складывается на реке Или в Алматинской области, берега которой фактически превратились в бесконечную свалку мусора, растянувшуюся на сотни километров.

Этому способствует высокий уровень автомобилизации населения. Однако культура «локального» отдыха заметно отстает от транспортной оснащенности туристов. Большинство не утруждает себя вывозом мусора, оставленного на месте «общения с природой». Очень сложная ситуация складывается на реке Или в Алматинской области, берега которой фактически превратились в бесконечную свалку мусора, растянувшуюся на сотни километров.

В этом убедились участники «Треш Флота», которые недавно сплавились по реке на плотах, построенных с использованием мусора. Эта новая экологическая акция призвана привлечь внимание к проблеме загрязнения природы. О том, как прошло первое плавание «мусорной флотилии», нам рассказал Денис Лазарев (на фото), руководитель проектов общественного объединения «Два крыла».

Денис Лазарев.

Денис Лазарев.

— Денис, ваши плоты полностью состояли из мусора?

— Нет, они были сделаны с использованием мусора. Бочки для основания плотов мы нашли на стихийной свалке. Было очень трудно отобрать непробитые емкости. Мы потратили целый день на поиски необходимого количества. Доски для плотов решили купить в целях безопасности. Все-таки плоты должны быть надежными, ведь путешествие по реке непредсказуемо. Сверху плотов мы закрепили различный хлам, чтобы привлечь внимание. Это были поломанные стулья, лейки, изделия из пластика.

СЕСТРЫ-КАПИТАНЫ ВОЗГЛАВИЛИ СПЛАВ

— Много ли набралось желающих отправиться в путешествие на таких необычных плавсредствах?

— Честно говоря, желающих было много. Это еще раз показывает актуальность проекта. Мы выбрали 10 человек. Эти люди не были знакомы между собой, работали в разных сферах, но все они так или иначе сталкивались с загрязнением природы. Мы разбились на две команды по пять человек. У нас было два плота. Капитанами мы выбрали самых опытных участников. Так получилось, что ими стали две девушки, да к тому же сестры, — это Марина Дудникова и Ольга Склифос. Обе профессионально занимаются рафтингом.

— Какие задачи вы ставили перед собой?

— Перед началом плавания мы определили три задачи. Первая — провести мониторинг загрязнения реки и ее берегов. То есть посчитать количество мусорных куч, оценить их объем и видовой состав. Однако мусора оказалось так много, что полностью с этой задачей мы справиться не смогли. Например, мы взяли участок берега протяженностью всего 200 метров и за час не смогли посчитать общее количество мусора, настолько много его было. Поэтому мониторинг пришлось делать не исследовательский математический, а в общих чертах. Мы исследовали видовой состав мусора, его морфологию, оценили примерные объемы, провели беседы с отдыхающими.

Вторая задача — собрать мусор и вывезти его.

— Но ведь у вас только два плота. Или вы собирались сделать плавсредства из найденного мусора?

— На изготовление новых плотов у нас не было ресурсов. Мы понимали, что не сможем увезти много мусора на наших двух плотах, но сделали все, что смогли. Мы собирали мусор в местах наших стоянок, и в итоге вышло 12 мешков. При этом мы проводили раздельный сбор мусора. Одна часть — то, что подлежит переработке, и другая — то, что не подлежит. Весь мусор мы вывезли с собой и передали на вторичную переработку в компанию KWR — это пластик и картон. А то, что не перерабатывается, сдали в утилизацию.

На изготовление новых плотов у нас не было ресурсов

На изготовление новых плотов у нас не было ресурсов

И наша третья задача — привлечение внимания к проблеме загрязнения главной реки Жетысу. В составе наших экипажей были фотографы, видеооператоры, блогеры, и они создавали экологический контент для освещения этой темы. Думаю, эта часть экспедиции нам удалась лучше всего.

БОЧКИ ДОШЛИ ДО ТОЧКИ

— На Или есть несколько участков, где за стоянки приходится платить. Можно ли утверждать, что на этих участках чище?

— Согласно нашим наблюдениям, большой разницы в уровне загрязнения платных и бесплатных участков нет. В обоих случаях туристам приходится отдыхать на мусорных берегах.

— Что помешало вам доплыть до поселка Миялы, как планировалось?

— Погода. Из запланированных 120 км мы преодолели лишь 80. Пройти весь маршрут помешал сильный встречный ветер. Мы стартовали на 2 км ниже плотины и из-за встречного ветра не смогли в первый день дойти до крепости «Кочевник». Многие в комментариях писали, что там всего 17 км, и скорость течения реки около 5 км/ч позволяет преодолеть эту дистанцию за 2-3 часа. Но реальность оказалась другой. Плоты — это не лодки, они очень массивные, ими достаточно сложно управлять. Каждый плот был 3 м на 6 м. В их основании было по 12 бочек. Для того чтобы управлять такими махинами, приходилось напряженно грести всем участникам команд. К тому же у нас почти не было опыта гребли и слаженной работы, в первый день сломались несколько весел. Это было достаточно непростое испытание. Но постепенно мы освоили тонкости управления большими плотами и преодолели большую часть пути.

— Почему для основы плотов вы выбрали бочки, а не пластиковые бутылки, которые заметно легче?

— Мы проводили опыт. Набивали пустые закрытые ПЭТ-бутылки в пластиковые мешки и погружали в воду. На второй день в мешки проникала вода. Это повторялось несколько раз. Возможно, это происходило из-за микротрещин в бутылках. Металлические бочки выглядели более безопасным вариантом. Кроме того, мы исходили из того, что бочки можно будет отдать местным жителям для использования в хозяйстве.

— Но ведь вы не доплыли до населенных пунктов...

— Действительно, наш водный поход завершился в безлюдном районе. Но нам повезло. Свои плоты мы передали егерю, и он соорудил из них удобный пирс для моторных лодок. Так что наша идея оправдала себя, получилось очень экологично: плоты смогли использовать повторно.

— Удалось ли вам выяснить, кто вносит большую лепту в загрязнение берегов — рыбаки или обычные туристы?

— Об этом сложно судить, потому что 95% отдыхающих на Или берут с собой удочки. Но можно определенно сказать, что основными загрязнителями выступают приезжие туристы, в основном, алматинцы. Мы беседовали со многими отдыхающими на берегах, все они говорили, что вывозят мусор за собой. Нужно понимать, что никто не признается, что он ведет себя по-свински. Хотя состояние берегов говорит именно об этом. Несколько раз нам кричали с берега слова приветствия, при этом родители с детьми стояли на берегу среди хлама и мусора — картина просто удручающая.

ПЛАСТИК НАСТУПАЕТ

— Какой вид мусора преобладает?

— Большую часть составляет пластик. Примерно на 50% это ПЭТ-емкости и целлофан от различных упаковок. За последние годы морфология мусора заметно изменилась. Технология упаковки постоянно развивается. Сейчас упаковывают даже бананы. Если раньше основную часть мусора составляли стеклянные бутылки из-под алкоголя и железные консервные банки, то сейчас в основном это целлофан и пластик. Немало также жестяных банок из-под пива.

— Насколько повлиял бы на эту ситуацию отказ государства использовать пластиковые пакеты и одноразовую посуду?

— Эти вопросы сейчас обсуждаются на уровне Евразийского союза. Но пока решения не приняты. Изучая состав мусора, мы наблюдали большое количество запрещенных пластиковых стаканов.

— Как можно оценить общее состояние берегов Или?

— Все 10 участников сплава могут подписаться под тем, что уровень загрязнения берегов Или является катастрофическим. Перед нами встала дилемма — либо считать количество мусора, либо продолжать сплав. Везде, где есть подъезды к берегу реки и места для стоянок, огромное количество мусора.

— Планируете ли вы повторять подобные сплавы?

— Этот сплав, осуществленный с помощью фонда «Евразия», стал для нас пробным шагом. Теперь мы знаем, какие сложности встречаются на пути. Мы планируем продолжать эту работу.

— Есть ли потенциал для привлечения бизнеса к решению проблемы?

— Именно над этим мы сейчас думаем. Возможно, удастся привлечь несколько коммерческих организаций и устроить между ними соревнования по тому, кто соберет во время плавания «Треш Флота» наибольшее количество мусора. Может быть, это будет одна крупная компания, которая будет заинтересована в такой масштабной экологической работе. Для бизнеса это может быть не только демонстрацией социальной ответственности, но и построением команды, неформальным общением и захватывающим сплавным отдыхом, иногда с элементами экстрима. Это может по-настоящему объединить людей, занятых важным делом.

Фото Абдикерима ШАМШИДИНА, Алмаза ТОЛЕКЕ и Максима МОРОЗОВА.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz