Казахстан
+10°
Boom metrics
Сегодня:
Общество13 августа 2021 3:20

Дороги, которые мы созидаем

«Ударим автобаном по бездорожью!»
В Казахстане полным ходом идет масштабная реконструкция и строительство автомобильных дорог.

В Казахстане полным ходом идет масштабная реконструкция и строительство автомобильных дорог.

Фото: Борис Юрьев

Именно этим слегка «отредактированным» в духе нашего времени шутливым лозунгом из нетленного романа Ильфа и Петрова вдохновлялся корреспондент «Комсомолки», проехав за три дня в составе группы коллег-журналистов по казахстанским трассам более тысячи километров, чтобы своими глазами посмотреть, в каком состоянии находятся сегодня отечественные автотрассы.

После «пандемийного» 20-го года, когда замерли автомобильные перевозки между странами, а о туризме не могло быть и речи, в 2021 году движение по казахстанским автодорогам вновь оживилось. Традиционно желчные и скептичные соцсети тут же, что называется, задали дискурс: дескать, и дороги у нас с ухабами, и придорожный сервис оставляет желать лучшего.

После «пандемийного» 20-го года, когда замерли автомобильные перевозки между странами, а о туризме не могло быть и речи, в 2021 году движение по казахстанским автодорогам вновь оживилось.

После «пандемийного» 20-го года, когда замерли автомобильные перевозки между странами, а о туризме не могло быть и речи, в 2021 году движение по казахстанским автодорогам вновь оживилось.

Фото: Борис Юрьев

Что ж, проверим. Первая на очереди — сданная в эксплуатацию в 2017 году платная трасса «Алматы — Шелек — Хоргос». Этим летом на ней сразу в нескольких местах зафиксировали поднятие бетонных плит, что многие казахстанцы могли наблюдать на видеороликах, снятых и растиражированных водителями.

— Действительно, случаи поднятия плит или, как его еще называют, «коробления» дорожного полотна произошли на шести участках трассы, — уточнил Болатбек Айтбаев, и.о. директора Алматинского областного филиала Национальной компании «КазАвтоЖол». — 7-8 июля по этому вопросу была собрана комиссия с участием представителей Каздор НИИ, Национального центра качества дорожных активов, «КазАвтоЖола» и Департамента платных автомобильных дорог. Для определения причин поднятия была обследована автомобильная дорога на всем протяжении — 304 км. В июне-июле стояла аномальная жара, а бетон, как известно, при нагревании имеет свойство расширяться, что и послужило основной причиной этих дефектов. Свою негативную роль сыграло и то, что на момент обследования большинство температурных швов было заполнено мелкой щебенкой и песком, что и не дало плитам нужного хода. Из-за чего при расширении они упирались в этот инертный материал и вздыбливались.

По словам руководителя областного филиала, все случаи подобных дефектов оперативно исправлялись максимум в течение суток.

АВТОСТРАДЫ — ЛИЦО СТРАНЫ

Тем временем масштабная реконструкция и строительство автомобильной дороги «Талдыкорган — Калбатау — Усть-Каменогорск» в Алматинской и Восточно-Казахстанской областях идет полным ходом. На протяжении 767 км будут построены 28 больших и малых мостов, две транспортные развязки, два путепровода через железнодорожные пути.

На трассе «Талдыкорган — Калбатау — Усть-Каменогорск» в Алматинской и Восточно-Казахстанской областях будут построены 28 больших и малых мостов. Фото: Алексей ГАНАШИЛИН.

На трассе «Талдыкорган — Калбатау — Усть-Каменогорск» в Алматинской и Восточно-Казахстанской областях будут построены 28 больших и малых мостов. Фото: Алексей ГАНАШИЛИН.

От Талдыкоргана до поселка Кызыл-Агаш будет проложен четырехполосный автобан. До 15 августа на нем завершат укладку асфальта, после чего начнутся работы по укладке последнего слоя дорожного покрытия. На участке от Талдыкоргана до Алаколя появятся 19 современных площадок отдыха, 12 из которых будут оснащены «санитарно-гигиеническими узлами» (в миру — туалетами) согласно международным стандартам. Наконец-то люди смогут комфортно удовлетворить естественные потребности и привести себя в порядок после долгой дороги!

В соответствии с технологией дорожное покрытие на всем протяжении укладывается в пять слоев.

В соответствии с технологией дорожное покрытие на всем протяжении укладывается в пять слоев.

Фото: Борис Юрьев

Согласно плану, ввод трассы в эксплуатацию должен произойти летом 2023 года, но сами дорожники уверены, что завершат строительство раньше намеченных сроков — до конца 2022 года. В соответствии с технологией дорожное покрытие на всем протяжении укладывается в пять слоев. Вначале основа — песчано-гравийная смесь, затем — слой щебенки и три слоя собственно асфальта. Первый слой толщиной 14 см, второй — 10 см и третий — 5 см.

Поверх основы из песчано-гравийной смеси и слоя щебенки, укладывается три слоя асфальта, толщиной в 14 см, 10 см и 5 см.

Поверх основы из песчано-гравийной смеси и слоя щебенки, укладывается три слоя асфальта, толщиной в 14 см, 10 см и 5 см.

Фото: Борис Юрьев

Интересно, что все строительные материалы отечественного производства, а около 70% из более чем двух тысяч дорожных рабочих, задействованных при строительстве, — местные жители из расположенных вблизи трассы поселков. Кстати, особое внимание при строительстве уделяется проверке качества материалов, которую проводят аттестованные дорожные лаборатории, имеющие современное оборудование для проведения испытаний.

Дробильно-сортировочная установка мощностью 200 тонн в час, бетонно-смесительная установка мощностью 50 куб. в час и асфальто-бетонный завод мощностью 300 тонн в час производят продукцию в полторы смены.

Дробильно-сортировочная установка мощностью 200 тонн в час, бетонно-смесительная установка мощностью 50 куб. в час и асфальто-бетонный завод мощностью 300 тонн в час производят продукцию в полторы смены.

Фото: Борис Юрьев

— Каждый день берутся пробы на соответствие установленным нормам: определяется зерновой состав, морозостойкость, уровень дробления щебня, — рассказывает Нурхат Акылтаев, заместитель директора Алматинского областного филиала НК «КазАвтоЖол». — Проводится даже химический анализ воды, чтобы, например, уровень соли не превышал допустимые показатели, что может сказаться на качестве дорожного покрытия.

Работы идут несмотря на сильнейшую жару.

Работы идут несмотря на сильнейшую жару.

Фото: Борис Юрьев

На покрытие дается два года гарантии, при этом капитальный ремонт дорог должен проводиться через 18 лет, а каждые шесть — средний ремонт. Контролем качества применяемых при строительстве материалов и выполняемых работ также занимается Национальный центр качества дорожных активов, который проводит выборочные проверки.

ПУТЬ К СЕРДЦУ ТУРИСТА

Долгожданная радостная новость для тех, кто планирует путешествие на озеро Алаколь в качестве автотуриста: в «КазАвтоЖоле» заверили, что уже до конца этого года трасса, ведущая к любимому месту отдыха многих казахстанцев через Ушарал и станцию Достык, будет реконструирована, и все обладатели железных коней смогут добраться до озера по автобану, забыв про объездные грунтовые дороги. В Управлении туризма Алматинской области ожидают, что строительство новых автодорог, как и реконструкция старых, приведет к значительному росту армии туристов, едущих отдохнуть на Капшагай, Алаколь или Балхаш.

Работы не прекращаются и ночью. Фото: Алексей ГАНАШИЛИН.

Работы не прекращаются и ночью. Фото: Алексей ГАНАШИЛИН.

— В целом по области идет постепенное восстановление туристской отрасли, — считает руководитель Управления туризма Алматинской области Жанар Алчимбаева. — Несмотря на нестабильную эпидемиологическую ситуацию и ограничения, в стране зафиксирована положительная динамика во внутреннем туризме и наблюдается рост спроса населения. Основной поток на объекты области составляют жители Алматы, Нур-Султана и Талдыкоргана.

Как известно, инфраструктура туризма включает в себя множество элементов, в том числе и автодороги, без которых передвижение туристов на автомобиле становится невозможным. Поэтому на количество туристов, путешествующих на автомобилях, развитие инфраструктуры и качество услуг очень сильное влияние оказывают платные автотрассы.

Платные автотрассы в Казахстане пользуются все большей популярностью у водителей. Фото: Алексей ГАНАШИЛИН.

Платные автотрассы в Казахстане пользуются все большей популярностью у водителей. Фото: Алексей ГАНАШИЛИН.

Согласно пирамиде Маслоу — иерархической модели основных потребностей человека, главными из них являются физиологические, которые homo turisticus удовлетворяет благодаря объектам придорожного сервиса — кафе, комфортабельным туалетам и местам отдыха и т.д., а также обеспечивающие безопасность — качественное дорожное покрытие, дорожные знаки, освещение и заграждения. Новые платные автотрассы с развитой дорожной инфраструктурой этим базовым требованиям полностью соответствуют. Прекрасным примером платной автодороги является участок трассы «Алматы — Капшагай», где за счет отличного качества дорожного покрытия намного сократилось время в пути. При строительстве платных автодорог предусматриваются и современные объекты придорожного сервиса. В ближайшие несколько лет благодаря сотрудничеству НК «КазАвтоЖол» с частными инвесторами 35 таких объектов мирового класса появятся на трассах республиканского и областного значения по всему Казахстану.

ПО КАЗАХСТАНУ — С «КОМФОРТОМ»

Первый — под названием Comfort, открытый в январе этого года на трассе Алматы — Капшагай в 20 км от южной столицы, уже вовсю работает. Здесь водители могут не только заправить свои машины, но и «заправиться» сами — полноценно поесть в столовой или взять еду с собой из ресторана быстрого питания. Также здесь есть мини-маркет, где можно купить все необходимое, а водители-дальнобойщики будут рады возможности посетить душевую. Есть здесь даже туалеты для людей с ограниченными возможностями и устроенная по всем правилам намазхана.

Первый — под названием Comfort, открытый в январе этого года на трассе Алматы — Капшагай в 20 км от южной столицы, уже вовсю работает.

Первый — под названием Comfort, открытый в январе этого года на трассе Алматы — Капшагай в 20 км от южной столицы, уже вовсю работает.

— Всего будет построено 35 таких объектов по всему Казахстану, — рассказал Даулет Сиранов, руководитель проекта по строительству объектов дорожного сервиса ТОО «Petroleum development company». — Сейчас ведутся работы по объектам, которые располагаются в Акмолинской, Карагандинской, Жамбылской и Алматинской областях. Второй объект уже скоро будет открыт на трассе Алматы — Бишкек, не доезжая Каскелена. Следующие — около Нур-Султана на трассе в сторону Караганды и Щучинска и на трассе Алматы — Усть-Каменогорск, не доезжая Ушарала. Эта программа рассчитана на 3-4 года. Инвестиции полностью частные, на одну точку порядка 1,5 млрд. тенге, но поддержка «КазАвтоЖола» была очень существенной — оформление документов, согласование с госорганами. И потом они консультировали нас на соответствие самым высоким международным стандартам, чтобы казахстанцы могли с комфортом передвигаться по нашей стране. У людей подобный объект пользуется большой популярностью, особенно много народа в выходные дни.

Цены, что в магазине, что в кафе вполне доступные.

Цены, что в магазине, что в кафе вполне доступные.

Фото: Борис Юрьев

В свое время я путешествовал по Европе и могу сказать, что наш ни в чем не уступает лучшим европейским «придорожным комплексам для водителей». На территории есть свободный Wi-Fi, воспользоваться которым может любой желающий. Цены, кстати, что в кафе, что в магазине, вполне доступные.

Здесь водители могут не только заправить свои машины, но и «заправиться» сами — полноценно поесть в столовой или взять еду с собой из ресторана быстрого питания.

Здесь водители могут не только заправить свои машины, но и «заправиться» сами — полноценно поесть в столовой или взять еду с собой из ресторана быстрого питания.

Фото: Борис Юрьев

На площади 2 га есть бесплатная парковка для большегрузных машин, одновременно здесь могут парковаться до 40 фур, так же, как и легковые автомобили. А если подойдет междугородний автобус «тура выходного дня», то все спокойно, без очередей смогут сходить в туалет.

К услугам посетителей туалеты для людей с ограниченными возможностями и устроенная по всем правилам намазхана. Фото: Алексей ГАНАШИЛИН.

К услугам посетителей туалеты для людей с ограниченными возможностями и устроенная по всем правилам намазхана. Фото: Алексей ГАНАШИЛИН.

...Проехав тысячу километров, корреспондент «КП» воочию убедился: дороги у нас ремонтируются и главное — строятся новые. Появляется дорожная инфраструктура — современная, без преувеличения, мирового уровня. Перемены к лучшему видны невооруженным глазом. И еще один показательный штрих. Рабочий-дорожник, в разговоре с которым я осторожно выразил сомнение в качестве работ — дескать, слишком уж быстро все делается, немного удивленно ответил: «Для себя же дороги строим, не для кого-то».

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz