Казахстан
+17°
Boom metrics
Сегодня:
Общество1 сентября 2021 3:20

Взрывная волна

Наша армейская действительность упорно опровергает старую солдатскую мудрость о бомбе, не падающей дважды в одну воронку
Пожары, разлетающиеся на много километров вокруг снаряды и их осколки.

Пожары, разлетающиеся на много километров вокруг снаряды и их осколки.

Фото: sputnik.by

Этого действительно трудно добиться. Но у нас получается...

Всего два с небольшим года назад бабахнули армейские склады в Арыси Туркестанской области. Пожары, разлетающиеся на много километров вокруг снаряды и их осколки. Охваченные ужасом жители 45-тысячного городка, в считанные часы практически стертого с лица земли. И самое страшное — людские потери: четверо погибших. В их числе — ребенок...

Тогда военный министр Нурлан Ермекбаев услышал от президента Касым-Жомарта Токаева: мол, все, конечно, ужасно, но вы в Минобороны человек новый. А посему получите строгий выговор и не повторяйте таких ошибок. Генерал виновато потупился, четко, строго по уставу, сказал «есть!» — и остался в своем кресле. Незадолго до того экстренного заседания правительства Верховный главнокомандующий прибыл в Арысь по горячим следам трагедии, успокаивал местных, убеждая: власть сделает все, чтобы этот кошмар никогда не повторился. Кстати, это был первый случай в новейшей истории Казахстана, когда глава государства лично побывал в эпицентре страшных событий практически через несколько часов после случившегося. И в тот драматический момент на фоне трагических событий люди, страна президенту безусловно поверили...

А примерно через год главковерх снова появился на полигоне в Арыси и повторил практически те же слова — только уже своим подчиненным в мундирах и в цивильных костюмах: «Министр обороны только что доложил мне, что боеприпасы хранятся на безопасных складах и не представляют опасности для населения. Мы ни в коем случае не должны допустить повторения подобной ситуации. Это очень важный вопрос, он будет находиться на моем личном контроле». При этих словах Нурлан Ермекбаев наверняка снова, строго по уставу, сказал «есть».

И вот через еще год с хвостиком рванул склад боеприпасов на территории войсковой части в Байзакском районе Жамбылской области — буквально на окраине Тараза. Снова пожары, снова взрывы, снова жертвы — целых 15 человек, правда, не из гражданских. На сей раз Главком лично на место не вылетел, но, как и в прошлый раз, распорядился создать комиссию под началом вице-премьера Романа Скляра, обеспечить помощь пострадавшим и строжайше наказать виновных. «Очевидно, что в сфере хранения боеприпасов существуют системные проблемы. После событий в Арыси по моему поручению их начали последовательно решать. Данное происшествие показало, что требуется ускорить темпы работы в этом направлении», — сказал президент Токаев на экстренном совещании в пятницу, оперативно созванном в связи со взрывами в Жамбылской области.

И то правда — куда уж очевиднее. Еще в позапрошлом году сразу после Арыси первый вице-министр обороны Мурат Бектанов поведал журналистам: «Я скажу, что склады находятся на удаленности до 200 метров, хотя по правилам они должны быть удалены на три километра. Мы подавали неоднократно документы, чтобы продлить дальность на 10 километров. Однако для этого нужно было выселять людей, железная дорога там находится». Действительно, если зайти на сайт военного ведомства, то можно обнаружить прошлогодний пресс-релиз о выступлении в парламенте другого военного вице-министра — Бакыта Курманбаева. Он поведал народным избранникам, что «на сегодняшний день 46 объектов хранения боеприпасов имеют близлежащие строения, постройки как промышленного характера, так и индивидуального хозяйства, а также проживает население. Всего у нас 58 объектов (хранения боеприпасов)».

По словам чиновника в погонах, по 12 объектам «приняты меры, то есть крупнокалиберные боеприпасы вывезены оттуда и распределены по другим объектам, которые на сегодняшний день обеспечивают безопасность населения и безопасность хранения боеприпасов. По остальным 46 объектам Минобороны планирует утилизировать те боеприпасы, которые подлежат утилизации, а те, которые можно будет «реализовать», подлежат реализации».

Даже судя по этому релизу, который пресс-служба МО не потрудилась перевести с армейского на русский, можно легко согласиться с президентом по поводу «системных проблем в сфере хранения боеприпасов». Но одно дело констатировать проблему и совсем другое — решить ее. Пока в ведомстве генерал-лейтенанта Ермекбаева делают это, мягко говоря, не слишком успешно. Судя по дальнейшим катастрофическим событиям, получив приказ Верховного главнокомандующего после Арыси вывезти уцелевшие снаряды в безопасные места хранения, их просто распихали по другим складам по принципу «с глаз долой — из сердца вон».

По словам хозяйки придорожного кафе-мотеля прямо на выезде из Тараза, после Арыси военные привозили боеприпасы и складировали их буквально в сотнях метров от ее заведения и жилых домов. Взрывы в минувшую пятницу изрядно потрепали хозяйство бизнесвумен. «А я им тогда еще говорила: вы что, хотите, чтобы мы тоже взлетели на воздух?».

По сути, на это же самое попенял в прошлом парламентском сезоне минобороновским функционерам председатель мажилиса Нурлан Нигматулин: «Та необходимость, которая должна была быть вами предпринята, даже на уровне нормативно-правовых актов, до сегодняшнего дня вы ничего не сделали. Следующий Арысь ждете? У вас есть правило установления двух категорий — это запретные зоны и районы. По запретным зонам — 400 метров, запретные районы — до трех километров. Это вы утверждаете, но они (правила) абсолютно не соблюдаются». Вот и получается, как в старинной русской присказке, несколько перефразированной: пока взрыв не грянет, в МО не перекрестятся. А грянуть, если внимательно послушать наших оборонцев, потенциально может где угодно...

По этому поводу вполне ожидаемо возбудились некоторые коллеги спикера нижней палаты. Один из мажилисменов нового призыва Айдос Сарым даже предложил привлечь для проверки наших оружейных складов... зарубежных аудиторов, поскольку наши подвержены коррупционному искусу. «Если необходимо, то, безусловно, надо. Есть какие-то международные структуры, которые занимаются безопасностью складов, боеприпасов, аудитом. Если у нас нет таких специалистов, то нужно привлекать», — решительно заявил народный избранник. У меня есть идея получше — всем составом вооруженных сил попроситься под крыло Пентагона, им как раз нужно как-то разруливать ситуацию в Афгане. А там при виде наших «самопроизвольно» взрывающихся арсеналов душманы просто обделаются от страха!

Ну, а если серьезно, то даже далекому от армейских реалий человеку сегодня ясно: наша «несокрушимая и легендарная» хронически и очень серьезно больна. И дело даже не в пресловутой коррупции (хотя об очередном попавшемся на мзде «оборонце» пресса сообщает с незавидной регулярностью). В конце концов, любителей «отщипнуть» и на гражданке хватает — тем не менее, страна живет и даже вроде как развивается. Просто именно армия выступает тем фоном, на котором ярко проявляется не только героизм простых солдат и офицеров, платящих собственным здоровьем и жизнью за всеобщий системный бардак, но и родовые пороки всей государственной машины, главный из которых — многолетний отрицательный кадровый отбор. «Повторяющиеся взрывы на военных складах невоюющего миролюбивого государства — очередной симптом продолжающейся много лет деградации. Массовая депрофессионализация кадров угробит эту страну. Между тем, на кое-что у нас всегда хватит ума и энергии, if you know what i mean», — с горечью пишет политолог Газиз Абишев в Telegram. «Вероятность катаклизмов растет обратно пропорционально среднему уровню интеллекта в армии, а он прямо пропорционален среднему уровню интеллекта в обществе. Могу также сказать, что принципы меритократии и технократизма у нас, в Казахстане, нарушены, и естественный интеллектуальный отбор работает неидеально. Люди, которые занимают руководящие посты, среднего уровня и могут быть недостойны этих мест, и это большая проблема», — отмечает эксперт.

«Не хочется признавать, но вооруженные силы сегодня становятся, к сожалению, фактором не укрепления, а угрозы национальной безопасности страны», — вторит ему там же, в «телеге», его коллега Данияр Ашимбаев.

Сейчас не только профессиональные политологи, но и их диванные «коллеги» ломают копья на тему: снесет ли взрывная волна министра обороны? Только проблема, сдается, совсем не в фигуре Нурлана Ермекбаева. «В первую же минуту после сообщения о взрывах принял решение подать в отставку. Окончательное решение примет руководство страны», — сказал он, отвечая на вопросы журналистов в минувшую пятницу. В устах опытнейшего человека, посвятившего много лет работе в разведке, на дипломатической службе, побывавшего ответработником администрации президента и секретарем Совета безопасности такое признание может означать только одно — фактическую капитуляцию перед сложившимся в армии и ее командном составе статус-кво. Видимо, нынешний глава Минобороны считает, что сделал все, что мог. Вопрос лишь один: есть ли тот, кто сможет сделать больше и лучше?

когда верстался номер

Президент Касым-Жомарт Токаев, рассмотрев рапорт министра обороны Нурлана Ермекбаева с просьбой об отставке, принял ее, — написал в Facebook пресс-секретарь главы государства Берик Уали.

Хронология взрывов

24 июня 2019 года в 9.20 в воинской части, расположенной рядом с городом Арысь близ Шымкента, прогремела серия взрывов. В результате ЧС погибли трое, за медицинской помощью обратилось более 400 человек. Было повреждено 7634 дома, около 500 оказались непригодными для проживания.

Ранним утром 26 июня 2014 года на предприятии по утилизации боевых припасов АО «Казахвзрывпром» в модуле выемки пороха произошел взрыв. Погибли двое сотрудников предприятия: 32-летняя женщина и 26-летний мужчина. Термические ожоги получил мужчина, который вышел из этого помещения за несколько минут до трагедии.

27 августа 2013 года в селе Отар Жамбылской области при утилизации боеприпасов в цехе расфасовки пороха АО «Казахвзрывпром» произошел взрыв. Погибли четыре человека, трое получили термические ожоги.

20 марта 2009 года в семи километрах от Арыси на складе ТОО «НПО КазАрсенал», занимавшегося утилизацией боевых снарядов, в результате возгорания взрывчатых веществ произошло сразу три взрыва. Три человека погибли, 17 получили ранения. Причиной взрыва стало неправильное хранение и работа с взрывоопасными веществами.

8 августа 2001 года в Карагандинской области несколько суток горел самый крупный в стране склад боеприпасов близ поселка Токрау. Там хранились снаряды и мины советской армии со времен войны в Афганистане. Часть боезапасов была привезена из Армении в 1988 году после Спитакского землетрясения. Также сообщалось, что близ поселка в 18 подземных хранилищах были складированы авиационные бомбы и артиллерийские боеприпасы, в частности, реактивные снаряды для установок залпового огня «Град».

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz