Казахстан
+4°
Boom metrics
Сегодня:
Общество15 сентября 2021 3:40

Выше гор могут быть только люди

Алматы — не только культурная, но и альпинистcкая столица Казахстана
2005 год. Ильинский с сыновьями на восхождении в Заилийском Алатау

2005 год. Ильинский с сыновьями на восхождении в Заилийском Алатау

В мире не так много мегаполисов, расположенных у подножия сияющих снежных гор. Здесь регулярно проходят альпиниады, готовятся горовосходители. Однако близкое знакомство с высокими горами требует высокой квалификации. Ее могут обеспечить только опытные тренеры. Пожалуй, самым громким именем в этой плеяде является Ерванд Ильинский, которому в прошлом году исполнилось 80 лет.

Ерванд Тихонович Ильинский.

Ерванд Тихонович Ильинский.

Профессор Владимир Вуколов, возглавляющий НИИ туризма университета «Туран», выпустил книгу «Ерванд Ильинский: жизнь как достижение вершин», посвященную выдающемуся тренеру и альпинисту. По жанру это биографическое исследование. Автор попытался выяснить, какие люди, обстоятельства и события способствовали становлению самого успешного альпинистского тренера в мире.

— Владимир Николаевич, судя по вашей книге, Ерванд Ильинский не только лучший альпинистский тренер в мире, но и счастливый человек?

— Несчастные люди — это те, кто хотел что-то сделать, но не сумел. Героя моей книги можно отнести к счастливым людям. Он хотел взойти на Хан-Тенгри — и взошел, хотел подняться на Эверест — и сделал это. Мечтал побывать в Африке — и взошел на Килиманджаро. Всего, что он хотел, он добился, но это не предел. О том, что в его планах, я говорить не буду. Об этом рассказывает книга.

— После вашей книги о военных альпинистах вышел также документальный фильм на эту тему. Можно ли ожидать подобного и после книги об Ильинском?

— Действительно, мы выпустили фильм «Война на пике» о школе «Горельник» и вкладе казахстанских горных стрелков в победу в Великой Отечественной. Кстати, сейчас готовится телевизионная премьера этого фильма. Предложения о том, что нужно сделать фильм и об Ильинском, уже звучали. То есть идея витает в воздухе. Творческие силы для этого есть. Существует большое количество видеоматериалов, касающихся того, о чем говорится в книге. Их нужно изучать, систематизировать. Создание фильма — это большая, кропотливая работа, требующая значительных усилий. Вопрос упирается в средства. Признаюсь, при создании книги об Ильинском мы обращались в Министерство культуры и спорта, но не нашли там поддержки. Книга вышла благодаря двум частным компаниям. Надеюсь, что создание фильма о лучшем альпинистском тренере в мире заинтересует наконец профильное министерство.

Легенда альпинизма

Присутствовавший на презентации книги Ерванд Ильинский явно не ожидал, что его альпинистская жизнь будет подвергнута такому тщательному анализу.

— Ерванд Тихонович, какая гора была для вас самой значимой?

— Самым значимым был, наверное, Эверест. О нем мечтают все альпинисты мира. Но, может быть, и пик Коммунизма, который был самым высоким в Советском Союзе. Сказать сложно. Пик Россия по восточной стене — тоже очень интересное восхождение.

— А какое восхождение больше всего запомнилось?

— Неизгладимый след в памяти оставило восхождение на пик Ленина в Киргизии. В 1974 году мы планировали туда зимнее восхождение, и важно было попасть в нужные сроки. Но из-за организационных неурядиц сроки сместились, и нам пришлось штурмовать гору в самое неудобное время — в конце февраля. Постоянная непогода, очень сильный ветер. Нам не удалось взойти на гору. Двое ребят во время подъема потеряли сознание, и нам пришлось их тащить вниз. Я оглянулся, посмотрел на склон и подумал, что если сейчас еще один альпинист ляжет, то всех утащить мы уже не сможем. И оставить кого-то будет нельзя. Это был очень сложный момент. К счастью, все обошлось, и нам удалось спуститься.

— Национальная команда Казахстана по альпинизму под вашим руководством взошла на все восьмитысячники планеты. Можно ли ожидать, что кто-то повторит это достижение?

— Командой повторить это будет очень сложно. Потому что командное восхождение — это намного более серьезная вещь, чем одиночное восхождение. Вряд ли кто-то повторит это в обозримом будущем. Что касается персональных достижений, то теоретически это возможно. Я как-то был в Киргизии, и мой товарищ Дмитрий Греков спросил: «Ну как дела?» Я говорю: «Не очень. Раньше как-то все горели». Он говорит: «Раньше ледорубы были деревянные, а люди — железные. А сейчас наоборот».

— В каких постсоветских странах удалось сохранить и развить альпинисткие традиции?

— Грузинская школа давным-давно развалилась, к сожалению. Накопленный в советские годы опыт был потерян. Сильные школы были в России и на Украине, и эти страны в целом поддерживают свой уровень. Особенно я хотел бы выделить Украину, где в альпинизме удалось сохранить многие старые традиции. Они больше других выступают командно. Скалолазание у них неплохо развивается, хотя ситуация в стране непростая. Кстати, первое восхождение на Хан-Тенгри состоялось под руководством Погребецкого — это спортсмен из Украины. В целом, все школы постсоветских стран просели с точки зрения спортивного альпинизма. Многие спортсмены переключились на коммерческие восхождения.

— В этом году спортивное скалолазание дебютировало на токийской Олимпиаде. Почему нет призеров из постсоветских стран?

— Скалолазание на стендах и живых скалах заметно отличаются. Нужно время, чтобы освоиться в новом виде спорта. Скалолазы из постсоветских стран выступили неудачно. Видимо, идет смена и среди тренеров, и в Олимпийских комитетах. Часто в руководстве недостаточно компетентных людей среди тех, кто занимается спортом. Казахстанская академия спорта и туризма выпускает тренеров-третьеразрядников. Чему может научить такой специалист, если ему самому еще надо учиться?

— Все заслуженные тренеры уже в возрасте. Есть ли у вас преемники, которые готовы продолжить ваше дело?

— Есть ребята, которые тренируют. У нас сейчас начал работу альпинистский лагерь «Туюксу», расположенный в Малом Алматинском ущелье. Подготовкой горовосходителей там занимается Артем Скопин. Он, конечно, молодой тренер, и задачи этого лагеря не такие сложные. Но он тренирует массу спортсменов, из которых потом можно будет выбрать сильных альпинистов. Я с ними сотрудничаю, пока еще в форме. В общем, есть люди, на которых можно опереться. Трудно придумывать новые маршруты, потому что наша национальная команда сделала очень много. Но надо поразмыслить. Горы дают широкий спектр деятельности для тренеров и спортсменов любой квалификации. Думаю, через год-два появятся сильные ребята.

— Какое качество нужно прежде всего воспитывать альпинистам?

— Целеустремленность. Если захотел чего-то, то нужно добиваться.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz