Казахстан
+13°
Boom metrics
Сегодня:
Спорт5 октября 2021 3:35

Устала мама

Бывшая первая ракетка Казахстана по теннису Ярослава Шведова объявила о завершении карьеры
Иван РЕЗВАНЦЕВ
Тяжело постоянно путешествовать из одной страны в другую, когда у тебя дома осталась семья.

Тяжело постоянно путешествовать из одной страны в другую, когда у тебя дома осталась семья.

О своем решении она рассказала в дни проведения в Нур-Султане международного турнира серии WTA 250 — Astana Open. Еще несколько дней назад она называлась в качестве одного из фаворитов престижного состязания. В итоге прибыла в столицу Казахстане в качестве почетного гостя.

ИЗ НЬЮ-ЙОРКА С «ПРИВЕТОМ»

— На мое решение повлияла усталость, накопившаяся за долгие годы профессиональной карьеры, — рассказывала титулованная теннисистка. — Мне — 34 года. Уже трудно постоянно держать себя в тонусе. Тяжело постоянно путешествовать из одной страны в другую, когда у тебя дома осталась семья. На US Open-2021 в Нью-Йорке я в последний раз выступила на кортах в качестве профессионала. Сыграла несколько матчей и, вроде бы, показала неплохой результат. Но в США я взвесила все «за» и «против» и пришла к неутешительному выводу: не смогу достойно представлять страну в Нур-Султане на международном турнире серии WTA 250 — Astana Open. Решила не расстраивать родных болельщиков неубедительным выступлением и специально приехала в столицу Казахстана, чтобы объявить о завершении профессиональной карьеры.

— Тем не менее вы останетесь капитаном женской сборной Казахстана по теннису на Кубке Билли Джин Кинг?

— Да, постараюсь помочь нашим девчонкам. В дальнейшем планирую заниматься с подрастающим поколением, делиться с ними своим опытом. Также буду сотрудничать с Федерацией тенниса Казахстана. У меня за спиной богатый опыт, хочется кому-то его передать, быть полезной своей стране.

НА ПАРУ С ВАНЕЙ

— Можете назвать самые яркие для вас моменты выступления в карьере? Может быть, Уимблдон-2010, когда вы в паре с американкой Ваней Кинг в финале сенсационно победили россиянок Елену Веснину и Веру Звонареву (7:6, 6:2)? Тем самым вы стали первой представительницей Казахстана, выигравшей турнир «Большого шлема».

— Да, это был, наверное, один из самых эмоциональных эпизодов в моей карьере. Мы с Ваней Кинг победили в финале. В тот момент я вообще не понимала, что происходит вокруг меня — на корте, на трибунах. Такое состояние эйфории продлилось, наверное, с неделю. Нам с Ваней иной раз приходилось даже друг друга щипать, чтобы понять: все происходящее — это реальность, а не сон. (Смеется.)

Конечно, вспоминается и детство. Отлично помню свою первую победу на юношеском турнире. Когда вручали красивый кубок, меня переполняла гордость. Я так не хотела расставаться с ценным призом, что вечером, когда пошла спать, положила его рядом со своей подушкой. Так и уснула. Дело в том, что моя мама Нурзия Багманова — чемпионка мира в супермарафонском беге на 100 км. В ее коллекции очень много различных медалей и кубков. И я еще в детстве пообещала ей, что обязательно завоюю еще больше спортивных наград.

— Все свои детские мечты воплотили в жизнь?

— Мне всегда очень хотелось выступить на Олимпийских играх. Дело в том, что теннис — индивидуальный вид спорта, здесь каждый сам за себя. А Олимпийские игры с их бешеной энергетикой — это нечто другое. Тут важно иметь сплоченную команду, чувствовать чужое плечо. Поэтому я с детских лет мечтала попасть в национальную сборную, чтобы самой пережить все эти непередаваемые эмоции.

Потом я трижды участвовала в Олимпийских играх. Но самым памятным оказался отбор на ОИ-2012 в Лондоне. Он дался мне очень тяжело. У нас же квалифицируются на главные старты четырехлетия по международному рейтингу. В 2011 году я получила травму, в результате перенесла хирургическую операцию. Пока восстанавливалась — сильно опустилась в международной табели о рангах. Наверстать упущенное предстояло за несколько месяцев.

Помню, как моталась по небольшим турнирам, проходившим в Мексике, чуть ли не в деревнях и селах. Потом отправилась в Европу. Мне оставалось выступить в нескольких турнирах. На тот момент в мировом рейтинге я занимала 140-е место и не входила в число кандидатов на выступление в Лондоне. И тут снова началась полоса неудач: сначала простыла, потом получила травму. Возникло ощущение, что все складывалось против меня.

В итоге моя судьба должна была решиться на заключительном турнире — «Ролан Гаррос» (Франция).

Перед первым матчем отборочного турнира я попросила у Всевышнего: «Дай мне возможность пройти хоть один круг, а то я давно уже не выигрывала, а полоса нехорошего, черного цвета слишком затянулась».

И вдруг я выиграла один матч, затем второй, третий... Победила в квалификационном турнире и попала в основную сетку! Добралась до четвертого круга, где в матче за выход в четвертьфинал мне в соперницы досталась прошлогодняя победительница «Ролан Гаррос» китаянка На Ли.

Вечером накануне матча я решила немного «побродить» по Интернету. На одном из теннисных форумов нашла очень любопытную для меня информацию. Любители статистики подсчитали, что только в случае, если я обыграю чемпионку Открытого чемпионата Франции, то наберу достаточное количество рейтинговых очков для выступления на Олимпиаде-2012 в Лондоне. Я в панике закрыла крышку ноутбука и постаралась выкинуть эту информацию из головы, чтобы она не мешала мне готовиться к решающему матчу.

Тем не менее на матч я вышла нереально мотивированной и боролась за каждый мяч. В итоге одержала уверенную победу — 6:3, 6:2. В эмоциональном плане тот матч также стал для меня одним из самых памятных в карьере. Но самое главное — я впервые завоевала путевку на Олимпийские игры.

ОТ ЧЕГО КАЙФУЕТ ПРИМА

— У вас подрастают замечательные двойняшки. Вы хотите, чтобы они пошли по вашим стопам и стали профессиональными теннисистами?

— На прошлой неделе мои дети отметили свой третий день рождения. Мне кажется, что материнство меня сильно поменяло. Особенно это чувство стало проявляться на позиции капитана сборной Казахстана и на тренерской стезе. Я на многие, казалось бы, привычные вещи стала смотреть несколько по-иному. Можно сказать, что превращаюсь в курочку-наседку, которая следит за всеми игроками, хочет создать для них максимально комфортные условия, везде защищает, оберегает, дарит тепло. И самое главное, я от этого кайфую. Да и теннисистам нравится (смеется).

Что касается детей, то мы с мужем хотим, чтобы они попробовали себя в разных видах спорта, прежде чем сделали окончательный выбор. Пока сын Стасик делает уклон в сторону борьбы. Его никто не учил приемам, а он уже «заламывает» сестру Мирку, швыряет ее на диване. А дочка — настоящая бегунья. Мы даже связывались с моей мамой, чтобы она с ней занялась легкой атлетикой. Но играть в теннис дети пока не пробовали. Когда они видят мячик и ракетку, сразу начинают кричать: «Ма-ма!».

— Вы довольны итогами своей карьеры?

— Конечно, я рада всем своим победам. Но порой мне кажется, что могла бы и лучше выступать. Когда анализирую ситуацию, сразу представляю: с моими нынешними мозгами, новыми технологиями, да тем или иным опытным тренером, встреться он мне лет на десять пораньше, наверняка бы достигла более серьезных профессиональных высот. Но об этом сложно судить наверняка, каждому человеку предначертан свой путь в жизни.

— За время карьеры вам удалось поиграть против многих теннисных звезд. С кем из них соперничать оказалось наиболее тяжело?

— Наверное, со знаменитой американкой Сереной Уильямс. Помню, в 2012 году в третьем раунде Уимблдона в матче против итальянки Сары Иррани мне удалось сделать «золотой сет». Это очень редкое явление в профессиональном теннисе, когда игрок побеждает в сете (6:0), не проигрывая при этом ни одного очка в геймах. Например, я стала пятым человеком за всю мировую историю, кому удалось добиться такого результата.

Об этом явлении тогда писали все мировые СМИ. В 1/8 финала мне в соперницы досталась на тот момент первая ракетка мира Серена Уильямс. Журналисты тогда у нее допытывались, не боится ли она, что Ярослава Шведова в матче с ней повторит «золотой сет»? Одним словом, напряжение нарастало. И вот мы встречаемся на корте лицом к лицу. Проходит два гейма: один выигрываю я, другой — она. Мы обе с облегчением выдыхаем, потому что «золотого сета» уже точно не будет и можно немного расслабиться. (Смеется.)

ДОСЬЕ «КП»

Ярослава Шведова родилась 12 сентября 1987 года в Москве. Рост — 180 см. Вес — 73 кг. Гражданство Казахстана приняла в августе 2008 года. В составе сборной РК отыграла 13 лет. Самое высокое место в мировом рейтинге: в одиночном разряде — 29 (2012), в парном — 5 (2011). Выиграла два турнира «Большого шлема» в парном разряде (Уимблдон-2010, US Open-2010); победила в 14 турнирах WTA (один из них — в одиночном разряде). Трижды представляла Казахстан на Олимпийских играх: в Лондоне-2012, Рио-де-Жанейро-2016 и Токио-2020. За профессиональную карьеру выиграла 6 717 224 доллара премиальных.

СПРАВКА «КП»

В мировой истории «золотой сет» фиксировался 15 раз. Первый раз — в 1910 году в чемпионате Вашингтона. В последний — в 2021 году в Испании. В основном «золотой сет» фиксировался на соревнованиях не самого высокого уровня. В элитных турнирах — всего дважды. В феврале 1983 года американец Билл Скэнлон на состязаниях в Делрей-Бич в матче против бразильца Маркоса Хосевара первым из профессионалов отметился «золотым сетом» и автоматически попал в Книгу рекордов Гиннесса. В августе 2012 года Ярослава Шведова в Уимблдоне повторила редчайший результат. Зато «золотой сет» в ее исполнении стал единственным в мировой истории, случившимся в основном розыгрыше турнира высшего уровня.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz