Звезды12 октября 2021 6:30

О чем молчат портреты?

Недавно в Алматы прошла научно-практическая конференция «Кастеевские чтения», посвященная 30-летию независимости РК
«Портрету В.В. Битнера» (холст, масло), написанному крупнейшим русским художником Ильей Репиным (1844-1930), был посвящен доклад руководителя отдела по учету и хранению фондов ГМИ им. Кастеева Ирины Школьной.

«Портрету В.В. Битнера» (холст, масло), написанному крупнейшим русским художником Ильей Репиным (1844-1930), был посвящен доклад руководителя отдела по учету и хранению фондов ГМИ им. Кастеева Ирины Школьной.

Фото: Фото автора.

По мнению экспертов, она продемонстрировала высокий уровень исследований и качество казахстанских искусствоведов, открывших тайны картин известных художников.

ТАЙНА РОКОТОВА

Доклады экспертов из Казахстана и России были объединены темой «Пространство культуры и историческое сознание». Наряду с выступлениями, выявляющими тенденции развития искусства РК, представлены и оригинальные исследования по специальным искусствоведческим темам. Выступления сотрудников ГМИ им. Кастеева позволили по-новому взглянуть на несколько портретов русских художников ХVIII-ХХ вв. из собрания музея.

Руководитель отдела зарубежного искусства Галина Сырлыбаева изучила «Женский портрет» конца ХVIII в. (холст, масло).

Руководитель отдела зарубежного искусства Галина Сырлыбаева изучила «Женский портрет» конца ХVIII в. (холст, масло).

Фото: Фото автора.

Руководитель отдела зарубежного искусства Галина Сырлыбаева изучила «Женский портрет» конца ХVIII в. (холст, масло), предположительно принадлежащий кисти выдающегося художника Федора Рокотова (1735/36 — 1808). Его портретам присуща лирическая глубина, не свойственная русской живописи того периода. Эта картина поступила в ГМИ в 1967 году от московского коллекционера Бориса Грибанова. Выяснилось, что в фондах петербургского Государственного Русского музея (ГРМ) есть портрет, идентичный хранящемуся в «Кастеевке». На основе атрибуции специалистами ГРМ «своего» портрета казахстанский ученый пришла к выводу, что на алматинском холсте изображена Дарья Трубецкая — мать известного декабриста Сергея Трубецкого. И он почти наверняка написан Федором Рокотовым.

БАБУШКА МИНИСТРА

«Портрет пожилой дамы» (вторая половина ХVIII в., холст, масло) также связывают с авторством Федора Рокотова или художников его круга. В алматинский музей он поступил в 1936 году из собрания Государственного Русского музея. По мнению Галины Сырлыбаевой, на картине изображена Елена Фадеева — бабушка выдающегося российского государственного деятеля Сергея Витте. А сам холст создан в середине ХIХ в., и отнюдь не Федором Рокотовым.

«Портрет пожилой дамы» (вторая половина ХVIII в., холст, масло) также связывают с авторством Федора Рокотова или художников его круга.

«Портрет пожилой дамы» (вторая половина ХVIII в., холст, масло) также связывают с авторством Федора Рокотова или художников его круга.

Фото: Фото автора.

Толчком к исследованию послужила размашистая надпись графитным карандашом на верхней перекладине подрамника: «бабушка министра Витте». И далее: «из вещей Витте». Подтверждением версии Сырлыбаевой стал и фотопортрет Елены Фадеевой, одной из первых российских женщин, профессионально занимающихся естественными науками. К тому же сравнительный анализ моды второй половины ХVIII-ХIХ вв. дал дополнительные доводы в пользу новой атрибуции холста.

КОД БИТНЕРА

«Портрету В.В. Битнера» (холст, масло), написанному крупнейшим русским художником Ильей Репиным (1844-1930), был посвящен доклад руководителя отдела по учету и хранению фондов ГМИ им. Кастеева Ирины Школьной. Известный художник и историк искусства Игорь Грабарь назвал холст, написанный в 1912 году в канун 10-летия юбилея журнала «Вестник знания», редактором и издателем которого был Вильгельм Битнер, «одним из лучших поздних портретов Репина». Его приобретение в 1974 году у дочери Вильгельма Вильгельмовича Битнера подняло статус алматинского музея.

«Портрету В.В. Битнера» (холст, масло), написанному крупнейшим русским художником Ильей Репиным (1844-1930), был посвящен доклад руководителя отдела по учету и хранению фондов ГМИ им. Кастеева Ирины Школьной.

«Портрету В.В. Битнера» (холст, масло), написанному крупнейшим русским художником Ильей Репиным (1844-1930), был посвящен доклад руководителя отдела по учету и хранению фондов ГМИ им. Кастеева Ирины Школьной.

Фото: Фото автора.

Ирина Школьная обратила внимание на композиционную уникальность картины. Практически все портреты Ильи Репина написаны на нейтральном, даже аскетичном фоне с акцентом на психологическую характеристику изображаемого человека. Нигде нет такого пристального внимания к предметам, характеризующим портретируемого, как в «Портрете В.В. Битнера». Набор предметов на столе и вокруг издателя отнюдь не случаен.

Ирина Школьная считает, что они свидетельствуют не только о широте его интересов: «В правом углу мы видим глобус, макет человеческого скелета, скульптуру, изображающую двух сов. На переднем плане стоит большая кружка с пестрой желтовато-серебристой поливой. Обстановку стола «венчают» два золоченых подсвечника в виде фигур сфинксов». По ее мнению, атрибуты-ребусы, а также поза Битнера, закомпонованная в треугольник, говорят о неочевидном авторском подтексте, зашифрованном коде.

Эксперт в каждом из предметов и их положении в композиции картины видит конкретные символы овеянного мистикой сообщества «вольных каменщиков» — масонов. Так, две свечи, обрамляющие фигуру издателя, ассоциируются с двумя столбами ритуального масонского храма. Свечи стоят в золоченых подсвечниках в виде фигур сфинксов, непременных элементов масонской символики. В центре композиции находится большой сосуд в виде кружки.

«Она могла быть «священной чашей» с напитком — одним из атрибутов ритуала посвящения в духовные масонские степени», — поясняет Ирина Школьная.

Даже в положении пальцев рук Битнера и золотой цепи, украшающей его жилет, она находит масонскую символику. Подтверждением своей версии Ирина Школьная считает всю профессиональную и общественную деятельность героя полотна.

«Те принципы, по которым жил и трудился Битнер, прописаны красными буквами в масонских уставах. В основе классического масонства, помимо философии, эзотерики, духовно-нравственных принципов, лежит культ труда на благо общества: члены масонских лож должны заниматься просветительской деятельностью и благотворительностью», — уточняет эксперт.

Галина Сырлыбаева и Ирина Школьная не делают окончательных выводов. Свои доклады они рассматривают как обоснованные версии, требующие дальнейших научных подтверждений.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz