Общество12 октября 2021 6:40

Хорошее дело СОРом не назовут

В нашем образовании лучше всего дело обстоит с реформами
Светлана СИНИЦКАЯ
Сначала о том, что скрывается за аббревиатурами. Первая — суммативное оценивание за раздел, вторая — за четверть.

Сначала о том, что скрывается за аббревиатурами. Первая — суммативное оценивание за раздел, вторая — за четверть.

Точнее, с их количеством. Причем перманентно буксующих и откровенно бестолковых. Каждый новый руководитель МОН, как правило, сносит рельсы, по которым катился педагогический состав страны, и сооружает свою магистраль, обязанную поразить казахстанцев качеством обучения подрастающего поколения. Пока высокие замыслы остаются в основном на уровне благих пожеланий, ведущих известно куда...

Алия Ахетова (на фото), учитель истории кокшетауской многопрофильной гимназии № 5 с сорокалетним стажем, по поводу очередной «обновленки», задевшей «за живое» не только ее, но и множество других учителей, отреагировала столь публично и громко, что поддержку выразили депутаты мажилиса парламента, министр образования провел с ней личную встречу, дав указания подведомственным структурам сделать выводы из критики.

Алия Ахетова.

Алия Ахетова.

ПЯТЕРКА — ЭТО ДВОЙКА

— Алия Койшибаевна, скоро сказка сказывается, подождем, пока бюрократический маховик придет в движение. Но объясните, в чем, по-вашему, отрицательный эффект СОР и СОЧ?

— Сначала о том, что скрывается за аббревиатурами. Первая — суммативное оценивание за раздел, вторая — за четверть. Новшество отменило обычные отметки в дневнике, который тоже теперь электронный. Мы оцениваем знания ребенка по разделам, по 15 либо 20-балльной шкале, а в конце четверти дети пишут СОЧ, суммативное оценивание за четверть по спецификации 30 баллов. Таким образом в «Кунделике», электронном дневнике, в автоматическом режиме высчитывается итоговая оценка. Баллы, недостающие по СОР, означают двойку, у родителей начинается головокружение от неуспехов чада, и они ждут наших объяснений. Подробные комментарии мы даем в соответствующей графе «Кунделика».

— Чем-то напоминает вузовскую систему, не по баллам, а по алгоритму — коллоквиумы, семинары, зачеты...

— Такое сравнение некорректно. Во-первых, большая разница в возрасте, дети — не студенты, и подобные нагрузки им не по силам. Во-вторых, хотели увести школу от отметок, но, согласитесь, отошли недалеко. Причем с немалыми смысловыми и моральными потерями. Поясняю. Представьте, учителю нужно самому при разработке СОРа немало потрудиться: необходимо выработать критерии, потом сравнить их осмысление и исполнение учениками и понять, насколько успешно освоен материал и сформированы практические навыки. Если ученик, будь он хоть семи пядей во лбу, активист и умница, но к концу четверти по 3-4 СОРам и СОЧ набрал небольшое количество баллов, то и результат будет у него грустный.

— Странно...

— Вот как выглядит промежуточное суммативное оценивание: составляется приблизительно такое задание: написать историческое эссе из определенного количества предложений с использованием определенных ключевых понятий. Составляем тесты по темам пройденного раздела, теперь ученику надо провести сравнительные таблицы, к примеру, противопоставление деятельности политических партий консерваторов и лейбористов, изобразить графически несоответствие определенных исторических терминов. Времени же на написание СОР дается всего 20 минут. Уточняю, после каждого задания ученик обязан написать вывод, вердикт, резюме!

У детей разный уровень и скорость усвоения материала, а тут только раздел пройден, по сути, сразу держи экзамен, даже если не успел тему переварить. Тем более что заданий по одному срезу может быть до пяти-шести.

Особенно трудно малышам, которых мы погружаем в эту воронку с первого класса. Бывает, что меня буквально на улице ловят родители и забрасывают паническими вопросами. Например, восьмиклассники изучали восстание 1916 года, очаги восстания, причины, последствия, имена лидеров повстанцев, причины поражения, историческое значение. А при составлении СОЧ надо осветить события всего изученного за четверть материала: Октябрьский переворот, военный коммунизм, гражданскую войну, продразверстку и НЭП с продналогом... Истории по программе отводится один час в неделю, вот и попробуй уложись. Хорошо, что это гимназия, и в отличие от обычной средней школы есть вариативный компонент, благодаря которому учитель может проводить спецкурс, разъясняя детям наиболее трудный материал по ключевым темам. Скажем, по хозяйственной реформе 1965 года или почему не была выполнена продовольственная программа. Я стараюсь максимально оградить детей от услуг репетиторов, а эта отрасль у нас поднимается как на дрожжах.

НЕПОЛНОЕ И ОЧЕНЬ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

— Подобные проблемы у всех предметников?

— Какая разница! Коллега-словесник сокрушается — помнишь наши литературные гостиные по Марине Цветаевой, Гиппиус, Ходасевичу, по «Темным аллеям» Ивана Бунина, а сейчас пишем даже в пятом классе эссе по видам транспорта, профессиям, о космосе. Никто не возражает против далеких миров, но зачем же сознательно обеднять эмоциональный мир ребенка, лишать его знакомства с великими мастерами литературного слова!

Одно цепляется за другое. Проблемы с качественными учебниками. Как мне прикажете работать по критериальной системе, если параграф затянутый, монотонный, порой целые главы будто из монографий, зацепиться не за что. Сплошные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Очень мало, на мой взгляд, карт, отсутствуют иллюстрации. Они должны быть к каждому разделу в учебнике истории. Мы как-то приспосабливаемся, находим старые карты, еще советских времен, показываем, где проходил Восточный фронт, где сражался Михаил Фрунзе или куда направлялась экспедиция Алиби Джангильдина.

У нас работал много лет в гимназии замечательный учитель Владимир Павлович Гордеев. Его авторская программа победила на республиканском уровне по межпредметной связи истории и географии. На классной доске он рисовал месторождения ископаемых, изображал карту цветными мелками, ребята его обожали. Какие он готовил логически-опорные конспекты! Выпускники всегда интересуются, где наш Гордеев. А он оказался в итоге не ко двору, вот и весь сказ... Неужели школа перестала сегодня нуждаться в талантливых педагогах?

По поводу некачественных учебников учителя обращались в Национальную Академию образования имени Алтынсарина. Ситуация кардинально не меняется. И с программами творится чехарда, каждый год непонятно по какому принципу происходят маловразумительные изменения. В прошлом году школьники 7-8-х классов изучали историю по одной программе, в 9-м занимались по учебнику, дублирующему программу 8-го класса. Только что понемногу выровнялись, но такие перипетии связаны с нервозностью учителя, детским скепсисом и недоверием.

КАКОВ ВОПРОС — ТАКОВ ОТВЕТ

— Сегодня вряд ли стоит так уж уповать на учебник, когда есть альтернативные способы получения информации любого рода?

— Мне — да. Но в школу приходят молодые педагоги, которые не сразу обретают профессиональную сноровку. К тому же учебник в любом случае дисциплинирует, дает опорный материал, да и поурочные планы никто не отменял. В прошлом году мы всем городом сидели на образовательной онлайн-платформе BilimLand, предоставляющей интерактивные уроки, разработанные в соответствии с учебной программой обновленного содержания среднего образования. Тогда это была настоятельная необходимость из-за карантина. Дети вернулись в школу, обязательность пользования платформой осталась. Более того, учителя получают сердитые замечания, если ее игнорируют. Но в ней столько откровенных ляпов, которые обнаруживают даже дети, не говоря уже про учителей! В общем, обновленное содержание пока под большим вопросом.

— Но, согласитесь, понятно стремление руководителей образования качественно подготовить детей к сдаче ЕНТ, к продолжению учебы в вузах!

— Здесь наступаем на те же грабли, что и в едином национальном тестировании, которое никак не характеризует общее развитие молодого человека. Вопросы из школьного теста, увы, остаются вопросами, ничего не дающими для общего развития детей, вроде назвать протяженность железной дороги Моинты-Чу. Но ведь соответствующую информацию про 386 км можно получить одним кликом на гаджете! Или кто прошел путь от рядового рабочего Турксиба до начальника участка? История не терпит рамок тестирования в принципе. Не зря в лучших российских вузах экзамен проходит в виде собеседования — для выявления уровня интеллекта, развитости памяти, владения причинно-следственной связью. Необязательно даже даты отщелкивать наизусть. Их в любом справочнике можно найти без труда. От своих учеников хочется услышать другое: каково их отношение к свержению самодержавия, каковы главные итоги Октябрьской революции, почему на полтора века растянулось присоединение Казахстана к России, с какими событиями это было сопряжено....

Впрочем, на своих ребят мне грех обижаться. Счастлива и горжусь, что среди них множество победителей олимпиад разного уровня, знающих историю и правоведение вглубь и вширь, развивающих личностное отношение к ее поворотам и изгибам. Только не надо над ними экспериментировать. Во всяком случае, так, как это происходит сегодня. И над нами, учителями — аналогично.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz