Казахстан
+23°
Boom metrics
Сегодня:
Общество13 октября 2021 3:45

Полвека человека: Неактуальная героика труда

Неактуальная — это ныне
Культ труда в СССР тесно увязывался с основополагающим постулатом о «всеобщей занятости».

Культ труда в СССР тесно увязывался с основополагающим постулатом о «всеобщей занятости».

Фото: Андрей Михайлов

Но всего 50 лет назад произведения писателей, поэтов и художников, наперегонки воспевавших героику «свободного труда» в СССР, превалировали у советских воспевателей. Еще бы, успехи в этой сфере считались чуть ли не главным достижением социализма!

Бывший «владыка мира»

Культ труда в СССР тесно увязывался с основополагающим постулатом о «всеобщей занятости». И насквозь пронизывал все общество. Не случайно одним из главных государственных праздников был Первомай, который считался еще Днем трудящихся. В слогане праздника «Труд!» присутствовал между «Миром» и «Маем».

Право на труд считалось одним из главных завоеваний социализма. И предметом особо культивируемой гордости всех советских (и прочих народно-демократических) республик. То, напомню юным, был славный труд — с 9-ти до 18-ти, с обеденным перерывом, двумя выходными днями, получкой 5-го и 20-го и профсоюзной путевкой «По Ленинским местам» в трудовой отпуск.

Идеалом отношения считалась преданность рабочему месту. Это когда, впервые, робким отроком, человек переступал порог отдела кадров родного предприятия, едва окончив школу (вуз), а потом, лет, эдак, через 40 — отсюда же отбывал на заслуженный отдых. Случались, правда, герои, «сгоравшие на работе» до наступления пенсионного возраста. О них слагались песни и передовицы газет.

Идеалом отношения считалась преданность рабочему месту.

Идеалом отношения считалась преданность рабочему месту.

Фото: Андрей Михайлов

Удар, еще удар!

Что и говорить, система поощрения тех, кто хорошо трудился на своих рабочих местах (была и масса таких, кто лишь создавал видимость), поощрялась не только материально, но и морально. Лучших из лучших выделяли на собраниях, вывешивали на «Доску почета», отмечали переходящими вымпелами. И награждали соответствующими наградами, самой распространенной из которых был значок «Ударник коммунистического труда», воплощавший в кусочке металла почетное звание.

Само движение «ударничества» возникло в комсомольской среде Урала в годы первых пятилеток. И уже в 1930 году охватило 1,5 миллиона рабочих, занятых в промышленности. «Инициатива снизу» так понравилась советским иерархам, что

1 октября того года был проведен своеобразный праздник — «День ударника». Тогда же появились и первые значки, которыми награждали победителей соцсоревнования и инициаторов «сжатия» пятилеток до 4 лет и менее.

Те значки, по дизайну, сильно отличались, правда, от простых, но почетных нагрудных знаков, бытовавших у нас в 1970-е. Треть пространства значка занимала надпись «Ударник коммунистического труда», треть — профиль Ленина, а остальную часть заполняла картинка масштабного строительства по городам и весям. «Ударными» признавались как отдельные «достиженцы», так и целые бригады (которым вручались еще и «переходящие знамена»). Кроме того, существовало еще и звание «Ударник пятилетки», подкрепленное соответствующим значком.

Отношение к «ударникам» всегда было в СССР приподнято-ироничным и двойственным. Дело в том, что задираемые ими планки показателей, непосильные для прочих, могли быть не только предметом гордости, но и сильным раздражителем для тех, кто просто честно трудился, выполняя нормы и планы. Успехи выдающихся товарищей по работе, таким образом, всегда умаляли чей-то ординарный труд. Уж не говоря про отстающих, которые выглядели на этом фоне еще более вопиющими. Однако фоновый ропот все равно не способен был затушить гордого сияния значка «ударника».

Отношение к «ударникам» всегда было в СССР приподнято-ироничным и двойственным.

Отношение к «ударникам» всегда было в СССР приподнято-ироничным и двойственным.

Фото: Андрей Михайлов

Формально звание могли отобрать. Что, если и случалось, то крайне редко. Обычно же тот, кто умел работать, работал до конца. И уходя на пенсию, получал в дар от растроганного коллектива электросамовар, а от власти — медаль «Ветерана труда».

Мечта бедного студента

Но так или иначе формально труд оставался в почете до самого развала СССР. И знаки внимания к нему начинали украшать грудь советских юношей и девушек еще ранее, чем начиналось приобщение к настоящим наградам.

Но так или иначе формально труд оставался в почете до самого развала СССР.

Но так или иначе формально труд оставался в почете до самого развала СССР.

Фото: Андрей Михайлов

Каждый советский студент, отучившись два семестра, мечтал о третьем, «трудовом». Движение стройотрядов (ССО), впервые появившихся вместе с Целиной в степных областях Северного Казахстана, в 70-е годы стало весьма характерной составляющей понятия «студенческая жизнь». Каждое лето десятки тысяч юношей и девушек в форменных зеленых куртках разъезжались по всей стране. И не просто «убирать мусор». Построенным теми стройотрядовцами жители независимых стран пользуются до сих пор!

Движение ССО к тому времени превратилось в СССР в мощную структуру, обладавшую значительной влиятельностью и пропускавшую через себя большие деньги. Но, кроме всего, оно поддерживало тот совершенно особый мир, в который окунались (с головой!) на своих каникулах советские студенты. Мир со своими законами, обычаями и традициями. Одна из непременных — появление к очередной осени на форменной куртке очередного знака, свидетельства того, что лето прошло не зря.

Ежегодно редактируемый значок «Всесоюзный студенческий отряд» менял лишь номер сезона (ведущийся от самого первого сэсэошного лета) и год, изображаемый на стилизованном мастерке. Например «15» и «1973». Правда, знаменательные годы партийных съездов прибавляли еще и почетные названия. «1976» — «Всесоюзный студенческий отряд имени XXV съезда КПСС». «1981» — «...имени XXVI...». И так далее.

Лучших из лучших отмечали еще и значками «Почетный член студенческого строительного отряда» (выполненными в том же стиле). Ну а самых-самых награждали полноценными государственными наградами — орденами и медалями...

В 80-е годы принцип всеобщей занятости начал сильно пробуксовывать — оказалось, что в оптимистической сути его таились те невидимые механизмы, которые и привели страну сначала к застою, после — к перестройке, а потом — и к разрушению. Поголовный труд привел к тому, что трудовой народ разучился трудиться. Всеобщий труд превратился в абсурд. Символом отношения к нему стало нелепое словосочетание «трудовая неделя». А рядом с «доблестным трудом» встало «доблестное безделье». Люди массово переставали трудиться на своих рабочих местах, и, что было симптоматично, начали кичиться своим ничегонеделанием.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz