Казахстан
+7°
Boom metrics
Сегодня:
Общество12 ноября 2021 3:20

Люди гибнут за «Миттал»?

Неделя прошла под знаком трагедии на угольной шахте «Абайская» в Карагандинской области, где 7 ноября в забое вентиляционного штрека произошел выброс метана. 6 шахтеров погибли, двое находятся в больнице в тяжелом состоянии
Асылбек АБДУЛОВ
Если обещания не будут выполняться, то государство примет меры.

Если обещания не будут выполняться, то государство примет меры.

Семьям погибших выплатят десятилетнее содержание. Всего под землей находились 64 работника компании «АрселорМиттал Темиртау».

СКОРБНЫЙ ПУТЬ АБАЯ

Глава МЧС Юрий Ильин на экстренном брифинге после аварии заявил, что встречался с руководством «АрселорМиттал» буквально за 10 дней до трагедии. По его словам, руководство компании обещало обеспечить безопасность работы шахтеров на рудниках и сталеваров на самом металлургическом комбинате. И заверяло, что приложит максимум усилий по внедрению новых технологий.

— Если обещания не будут выполняться, то государство примет меры, — пригрозил министр.

Он напомнил о судебных процессах по приостановке ряда производственных объектов Карагандинского металлургического комбината. Министр надеется, что это отрезвит хозяев, и они будут улучшать условия труда и безопасность на своих производствах. И делать это нужно срочно, к этому призывает очередное ЧП на шахте «Абайская».

Компания «АрселорМиттал Темиртау», куда входят Карметкомбинат и несколько шахт, включая «Абайскую», принадлежит одному из богатейших людей мира — индийско-британскому бизнесмену Лакшми Митталу. Флагман казахстанской промышленности был продан в середине кризисных 1990-х за 225 миллионов долларов с рассрочкой на четыре года.

Экологические штрафы, согласно контракту, не могут превышать 200 миллионов тенге в год. Если предприятие превысит эту сумму, то государство само должно платить из казны. Комбинат часто критикуют за выбросы и загрязнение окружающей среды, некоторые активисты считают ситуацию в Темиртау «экоцидом».

Условия труда на шахте «Абайская» уже не раз становились поводом для недовольства горняков. В декабре 2017-го они приняли участие в масштабной забастовке сразу нескольких шахт в Карагандинской области. А в феврале 2016-го шахтеры судились с работодателем и даже выиграли дело. Тогда суд обязал «АрселорМиттал» доначислить и выплатить им удержанную зарплату.

Государственная комиссия сейчас выясняет обстоятельства трагедии на шахте «Абайская». Главный вопрос — что послужило причиной скопления метана? Подобное в Абае случается уже не первый раз. 11 января 2008 залповый взрыв газа унес жизни 30 человек, большую часть тел так и не смогли достать из-под завалов. Причина того ЧП — нарушения технологии при посадке кровли. А в 2017 году после взрыва погибли три абайских шахтера.

Оказывается, в мае этого года шахту пытались закрыть. Комитет по промышленной безопасности отправил предписание в суд. Но при контрольной проверке чиновники увидели, что недочеты устранены. И шахта продолжила работу. Продолжились и залповые взрывы метана.

До 1961 года Абай назывался рабочим поселком Шерубай-Нұра. Он возник в 1949-м в связи с разработкой западных участков Карагандинского угольного бассейна. Вместе с первой шахтой его строили заключенные Карлага, которых возили ежедневно из лагерей Карабас и Долинка. Громадный лагерь, тысячи на две — ни одного деревца, нещадное солнце и полное отсутствие воды. Через этот гулаговский ад прошел известный историк и тюрколог Л.Н. Гумилев.

ОКРАИННЫЕ ГОРОДА

Абай с населением свыше 28 тыс. человек стоит первым в списке моногородов Казахстана. Согласно алфавиту. Из 89 городов республики статус моногорода имеют 27, или каждый третий (32%). Все они возникли в советское время на базе градообразующих предприятий. Лишь четыре моногорода республики имеют население свыше или около 100 тысяч (Темиртау, Рудный, Экибастуз, Жанаозен), a в остальных не превышает 50 тысяч человек.

Так совпало, что 4 ноября, за три дня до абайской трагедии, президент Касым-Жомарт Токаев побывал в Экибастузе и провел в этом промышленном городе — тоже с приставкой «моно» — республиканское совещание как раз на тему развития моногородов Казахстана. Открывая заседание, он напомнил, что в 27 моногородах живут 1,4 млн человек:

— С 1999 года население в моногородах снизилось в два раза — с трех до полутора миллионов человек. В основном мигрирует экономически активное население, особенно молодежь. Доля пожилого населения в моногородах составляет более 11% при среднереспубликанском значении 7,8%.

Моногорода Казахстана условно разделяются на три группы. «Относительно благополучными» считаются моногорода с работающими градообразующими предприятиями. Таких сейчас 19: Абай, Аксай, Аксу, Балхаш, Жанаозен, Жезказган, Житикара, Зыряновск, Каражал, Кульсары, Курчатов, Лисаковск, Риддер, Рудный, Сатпаев, Темиртау, Хромтау, Шахтинск, Экибастуз.

— Инженерная инфраструктура моногородов находится в удручающем состоянии, — поделился тревогой президент страны. — Износ водопроводных и канализационных сетей составляет в среднем 61%, а в Аркалыке, Балхаше, Шахтинске, Темиртау доходит до 90%. Износ тепловых сетей и линий электропередач составляет 55% в среднем, а в отдельных моногородах (Аркалык, Серебрянск, Шахтинск) достигает 85%. В неудовлетворительном состоянии находятся 40% автомобильных дорог.

Моногорода с частично действующими градообразующими предприятиями называют «менее благополучными». Вот как выглядит эта пятерка: Аркалык, Жанатас, Каратау, Сарань, Степногорск. «Неблагополучных моногородов» в Казахстане три. Это значит, что градообразующие предприятия там уже давно в состоянии разрухи: Кентау, Серебрянск, Текели.

Рабочие места зависят от перспектив градообразующих предприятий. Только с 2019 по 2020 год численность работающих на таких производствах сократилась почти на 5%. Истощение запасов сырья в городах Жанаозен, Аркалык и ряде других делает их потенциальными очагами социальной напряженности, заявил президент Токаев:

— В целом, дисбалансы в развитии моногородов очевидны. Считаю правильным деление моногородов на три группы на основе их потенциала. В этом вопросе следует быть предельно прагматичными. Заниматься самообманом и вводить в заблуждение жителей мы не имеем права.

От правильного анализа будут зависеть и инструменты поддержки того или иного города, предупредил Касым-Жомарт Токаев. Эту работу президент страны поручил правительству вместе с акиматами областей и моногородов завершить до 1 марта 2022 года, чтобы успеть к новому бюджетному циклу.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz