Казахстан
+5°
Boom metrics
Сегодня:
Общество24 ноября 2021 3:30

Забытая Алма-Ата: «завтрак туриста» и «кабачковая икра»

Мы продолжаем вспоминать индустриальное прошлое крупнейшего мегаполиса Казахстана
Данияр АШИГАЛИЕВ
АЗТМ намерены перенести в городскую индустриальную зону. На «откочевку» оборудования владельцы завода намерены ассигновать 30 миллионов долларов.

АЗТМ намерены перенести в городскую индустриальную зону. На «откочевку» оборудования владельцы завода намерены ассигновать 30 миллионов долларов.

Не хлебом единым

В эпоху застоя с «разгильдяйством и головотяпством» отдельных советских работников боролись не только правоохранительные органы. К благому делу подключали и «акул пера» — те жгли глаголом проклятых расхитителей социалистической собственности и прочих бюрократов, высмеивая человеческие пороки и особенно — желание быстрого обогащения. Где-то с конца 70-х годов на страницах республиканского сатирического журнала «Ара/Шмель» (казахстанский вариант знаменитого «Крокодила») стали регулярно появляться фельетоны о так называемых «несунах». Как правило, фигурантами статей становились сотрудники общепита и торговли, имеющие доступ к дефицитному товару.

Неоднократно от журналистов «Шмеля» «на орехи» доставалось Алма-Атинскому мясоконсервному заводу. Здесь для предотвращения хищений приходилось держать огромный штат охраны. Кроме того, сюда еженедельно наведывались контролеры из местного ОБХСС — отдела борьбы с хищениями социалистической собственности, прародителя нынешнего Антикора. Однако все усилия оказывались тщетными — говяжьи вырезки и бараньи лопатки выносили под юбками и за поясами брюк, вывозили в бензобаках грузовиков и, наконец, банально перекидывали через ограждения. Среди алматинцев ходили упорные слухи, что за должность «простого» обвальщика туш или весовщицы необходимо «дать на лапу». Сотня рублей в отдел кадров — и ты становился «уважаемым человеком», имеющим тысячи рублей «левака»!

К окончательному развалу Советского Союза Алма-Атинский мясокомбинат выдавал почти 250 тонн «продукта» за смену. 23 автоматизированные поточные линии «штамповали» более пятидесяти наименований консервов, колбас и деликатесных изделий. Правда, большинство вкусняшек из мясной номенклатуры до холодильников рядовых советских граждан не доходили.

— В городские магазины поставлялся стандартный набор — банки гречневой, перловой, гороховой, рисовой каши, «завтрак туриста», тушенка. В нашем фирменном магазине можно было купить копчености, а вот карбонат, шейка и сервелат уходили в столы заказов, где обычный человек просто так отовариться уже не мог, — вспоминает бывшая сотрудница комбината Роза Артыкбаева.

В городские магазины поставлялся стандартный набор — банки гречневой, перловой, гороховой, рисовой каши, «завтрак туриста», тушенка. А вот карбонат, шейка и сервелат уходили в столы заказов.

В городские магазины поставлялся стандартный набор — банки гречневой, перловой, гороховой, рисовой каши, «завтрак туриста», тушенка. А вот карбонат, шейка и сервелат уходили в столы заказов.

В структуру «мясного» объединения алматинской агломерации, помимо самого завода, входили Панфиловский завод первичной переработки скота и птицы, Кегенская овцехладобойня, завод медицинских препаратов, автобаза, ремонтное строительно-монтажное управление.

В 1993 году все производственные мощности мясокомбината были переведены в частную собственность и благополучно «заморожены». Сначала цеха по улице Полежаева сдавались в аренду, а потом и вовсе превратились в пристанище для бродячих собак.

— В 1997 году случайно попала на территорию предприятия — приехала покупать замороженные окорочка со склада. И смех, и грех — пришла на родной комбинат за иранской курицей. Поразили тишина и запустение. А главное, пропал «мясной дух» — раньше специфический запах распространялся километра на два. Прошла мимо закрытого Дома культуры — водила сюда своих двух сыновей на новогодние елки, здесь же показывали кинокартины для сотрудников. Помню, в профкоме можно было приобрести дешевую путевку на выходные дни в санаторий, дети каждое лето ездили в наш пионерский лагерь «Орленок». Куда все это пропало? — задается риторическим вопросом Роза Изимгереевна.

«Плодик» раздора

Еще более печальная участь постигла Алма-Атинский плодоконсервный комбинат. Сегодня основанное в 1936 году предприятие стало предметом торга между городскими властями и застройщиками. Стороны не могут поделить территорию уже «скончавшегося» завода. Одни хотят построить на месте «Плодика» 57 домов для нового жилого комплекса, другие — дают разрешение на возведение только 17 зданий. Естественно, мнение горожан, мечущих в адрес сторонников очередного «человейника» громы и молнии, остается «за бортом» интересов сильных мира сего. Вот что написал на своей странице в социальных сетях экс-глава АО «KEGOС» Асет Наурызбаев: «На месте плодоконсервного комбината собираются воздвигнуть гетто невиданного масштаба. И послушные арестанты готовятся заехать в эти тюрьмы, потому что, вроде как, подешевле. Чья-то идиотская идея о том, что существующая плотность застройки города не позволяет создать плотный поток пешеходов для работы предприятий обслуживания, создает безумную нагрузку на городскую инфраструктуру, перекрывает воздушные потоки, формирует огромные пробки. Особенно идиотской эта идея кажется в Казахстане, где плотность населения одна из самых низких в мире. Чай, не Монако».

На месте плодоконсервного комбината собираются воздвигнуть новый «человейник».

На месте плодоконсервного комбината собираются воздвигнуть новый «человейник».

Между тем в былые времена для запуска комбината по переработке овощей и фруктов собирали оборудование со всего СССР. В Алма-Ату тянулись составы из Еревана, Москвы, Симферополя и Куйбышева (сегодняшней Самары). Окончательную наладку делали специалисты Одесского консервного завода. На 13 гектарах работали томатный, фруктовый, халвичный цеха, линии по производству овощных консервов, детского питания, фруктово-ягодной продукции. В недалеком прошлом компания Raimbek Group пыталась перезапустить плодово-овощной проект, однако глава фирмы — Раимбек Баталов — предпочел перенести «консерваторию» в Алматинскую область.

О, застрой без конца и без края...

О том, насколько велико и сильно строительное лобби в бывшей столице Казахской ССР, можно только предполагать. По всей видимости, оно сверхмогущественно, поскольку вопросы хаотичной «точечной застройки» педалируются при каждом акиме Алматы. Работающие заводы и фабрики не вписываются ни в один градостроительный прожект — «на теле» будущего «регионального хаба» Центральной Азии не должно остаться ни одного промышленного пятна. Похоже, что и нынешняя администрация мегаполиса, ссылаясь на экономическую целесообразность тотальной застройки, решила идти путем своих предшественников. К примеру, на месте еще работающего Алматинского завода тяжелого машиностроения, которому в ноябре этого года исполнилось 80 лет, уже возводятся многоэтажки. Строительство якобы не мешает производственным процессам. Сам АЗТМ намерены перенести в городскую индустриальную зону, которая по замыслу властей просто обязана стать Меккой для «якорных инвесторов». На «откочевку» оборудования владельцы завода намерены ассигновать 30 миллионов долларов. Правда, для этого требуются те самые инвесторы. Пока что прожектом заинтересовались только россияне — компания «Ижнефтемаш»...

На 13 гектарах работали томатный, фруктовый, халвичный цеха, линии по производству овощных консервов, детского питания, фруктово-ягодной продукции.

На 13 гектарах работали томатный, фруктовый, халвичный цеха, линии по производству овощных консервов, детского питания, фруктово-ягодной продукции.

Продолжение следует.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz