Казахстан
+8°
Boom metrics
Сегодня:
Общество26 ноября 2021 3:20

Как помочь особенным детям выбрать профессию?

Автомобильная авария разделила жизнь Светланы Пономаревой на «до» и «после»
Девушка стала интересоваться, как живут другие люди с ограниченными возможностями, какие есть организации, работающие в этой сфере.

Девушка стала интересоваться, как живут другие люди с ограниченными возможностями, какие есть организации, работающие в этой сфере.

Семь лет девушке понадобилось, чтобы вновь почувствовать себя наравне со всеми.

— После аварии я стала затворницей, не хотела ни с кем общаться. Казалось, что произойдет чудо, я восстановлюсь, смогу ходить, и тогда все вернется на круги своя. Лишь когда прошло семь лет и ничего не поменялось, я поняла, что так дальше жить нельзя... — вспоминает Светлана. — И как это ни странно, когда меняется восприятие мира, жизнь сама начинает посылать «подсказки» в виде людей и информации, которые ведут в нужном направлении.

Девушка стала интересоваться, как живут другие люди с ограниченными возможностями, какие есть организации, работающие в этой сфере. И в итоге стала волонтером в международном проекте. Дальше — больше. Увидев, что многое можно делать и на коляске, что интернет-технологии дают новые удивительные возможности для саморазвития, Светлана решила пройти курсы SMM.

— Светлана пришла к нам студенткой на курс SMM, не имея на тот момент ни навыков, ни опыта, ни понимания специфики работы. Но, показав все свое стремление освоить профессию и пройдя обучение, сегодня она является специалистом, о котором мы говорим «мастер на все руки». Сейчас Светлана ведет социальные страницы фонда и курирует несколько проектов. Никто из наших коллег и партнеров даже не подозревает, что она передвигается с помощью кресла-коляски. Это живой пример того, как человек, имеющий физические ограничения, может быть незаменимым сотрудником и примером стойкости духа, — поделилась директор Фонда «ITeachMe» центр развития компетенций Захира Бегалиева.

Теперь своим позитивным примером Светлана заражает тех, кто приходит на обучение. Особое внимание уделяет работе с подростками, у которых впереди вся жизнь. И ей очень хочется, чтобы ребята не повторяли ее путь отчаяния, а сразу ощутили поддержку и осознали, что многое зависит от них самих.

Теперь своим позитивным примером Светлана заражает тех, кто приходит на обучение.

Теперь своим позитивным примером Светлана заражает тех, кто приходит на обучение.

— В современном мире бытует стереотип о том, что люди с ограниченными физическими возможностями обречены жить на государственное социальное пособие, — рассказала Светлана Пономарева, — и что добиться успеха на профессиональном поприще очень сложно. Но когда выпускников наших обучающих программ берут на оплачиваемую стажировку крупные банки, то счастье, гордость и радость за ребят не передать словами. Сейчас деятельность в фонде — это часть моей жизни, а не просто работа. Мы постоянно на связи с ребятами. Они могут позвонить или написать поздно ночью и попросить помощи или совета, как в крепкой дружной семье. Более того, на наших глазах участники проектов знакомятся, строят отношения, и это не может не радовать. То есть при желании и постоянном развитии наличие медицинского диагноза не может быть барьером на профессиональном и личностном пути.

В Казахстане работу с особенными подростками ведет профориентационная онлайн-школа LeaderZ. Цель проекта — содействовать в приобретении финансовой независимости лицам с инвалидностью, обучая в инновационной онлайн-школе востребованным профессиям в digital сфере на рынке труда: базовые компьютерные навыки, SMM, графический дизайн, типографика. Так как именно эта сфера оптимально подходит для того, чтобы достойно зарабатывать людям с инвалидностью.

В Казахстане работу с особенными подростками ведет профориентационная онлайн-школа LeaderZ.

В Казахстане работу с особенными подростками ведет профориентационная онлайн-школа LeaderZ.

— Сейчас большая часть ребят трудится по специальностям, которые оплачиваются не слишком высоко, — таких как мастер сапожных дел или в швейных ателье. Это хорошие навыки, но многие подростки и студенты могут реализовать себя и в более интересных с точки зрения зарплаты профессиях. К примеру, в нашей школе мы обучаем детей базовым компьютерным навыкам: работе с браузером, электронной почтой, приложениями и программами, также знакомим их с тонкостями мобилографии, SMM, публичных выступлений, сторителлинга и так далее. Такие умения ценятся на рынке труда прямо сейчас. В этом году мы выпустили 65 студентов, которые имеют различные физические ограничения, и при этом могут быть очень ценными сотрудниками, — продолжает Захира Бегалиева.

По словам коуча и психолога проекта LeaderZ Екатерины Колмыковой, детей нужно настраивать так, чтобы они в будущем не видели никаких преград для самореализации. Профориентация особенных подростков по своей сути не отличается от профориентации обычных детей, с одной поправкой, что у ребят могут быть физические ограничения здоровья.

— Родителям детей с особыми образовательными потребностями необходимо с раннего возраста наблюдать за способностями и предпочтениями и определить одно из двух направлений, которое больше интересно ребенку: «человек-человек» и «техника-человек», — подчеркивает Екатерина. — К первому типу относятся дети, у которых хорошо получается коммуницировать с другими людьми, есть открытость в общении со сверстниками. Им подойдут творческие специальности и такие направления, как обучение, воспитание, правовая защита, социальные профессии. Дети второго типа увлекаются техникой, машинами, компьютерами, конструкторами, составлением схем и алгоритмов. Соответственно, у них лучше всего будут получаться профессиональные направления, которые связаны с созданием, монтажом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, средств, ремонтом техники. И мы подбираем обучение в соответствии со способностями слушателей курсов. Мы проводим тестирование. Например, «Тест Амтхауэра». Этот тест, на первый взгляд, состоит из похожих и ничего не значащих вопросов, но для специалиста, который делает анализ, невооруженным глазом видно, какие склонности имеет ребенок. Опираясь на информацию о том, в чем ребенок силен, можно предложить ему выбрать направление работы. Если выбор будет органичным, то успехи в профессии не заставят себя ждать.

Родителям детей с особыми образовательными потребностями необходимо с раннего возраста наблюдать за способностями и предпочтениями.

Родителям детей с особыми образовательными потребностями необходимо с раннего возраста наблюдать за способностями и предпочтениями.

Авторов проекта радует, что интерес к прохождению курсов со стороны людей с ограниченными возможностями растет. Информация обо всех проектах идет через Министерство образования и науки и доходит до самых дальних уголков страны.

Фото предоставлено Общественным фондом «ITeachMe».

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz